Образовательная область: познавательно-речевое развитие.
Предварительная работа:
- Беседы на тему: «Космос и планеты солнечной системы», «Планета Земля - наш дом».
- Чтение художественной литературы и рассматривание энциклопедий о космосе.
- Дидактические игры «Собери картинку» (космонавт, ракета).
- Заучивание стихов, считалок, загадывание загадок о космосе.
- Пальчиковая и двигательная гимнастики.
- Изготовление космических костюмов, шлемов для игры в космос (совместное творчество детей и родителей).
Атрибуты
- Космические скафандры и шлемы.
- Чемоданчик с космической едой (пустые тюбики из-под зубной пасты с наклеенными на них картинками фруктов)
- Пано - с изображением планеты Земля.
- Подборка иллюстраций о космосе, космонавтах, планетах.
- Наборы разрезных картинок с изображением ракеты, состоящие из трех частей по количеству детей.
- Для награждения 10 медалей юного космонавта.
- Силуэт звезды.
Количество участников: Подгруппа из 10 детей.
Время и место проведения: 9 часов 15минут, групповая комната.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания и представление детей по теме «Космос».
- Активизировать словарь детей: планета, космос, скафандр и др.
Развивающие:
- Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
- Логическое мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к нашему общему дому - Земля.
- Дружеские взаимоотношения в коллективе детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, что-то случилось, вы не знаете, что это такое? Я слышу какой-то шум. (оглядываюсь вокруг)
Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим, что это шумит. (дети вместе с воспитателем ходят по групповой комнате, заглядывают в спальню, приемную и находят звезду).
Воспитатель: Дети, кажется я что-то нашла. Что это? (ответ детей)
(Дети и воспитатель здороваются и знакомятся со звездой).
Воспитатель: «Ой, звездочка, как ты здесь оказалась?».
Воспитатель: Ребята звездочка говорит, что она упала с неба, что ее дом - это космос, и она хочет обратно домой к своим сестричкам.
Воспитатель: Дети, надо нашей звездочке помочь вернуться домой, в космос.
Воспитатель: Поможем? (ответ детей)
Воспитатель: А что такое космос? (ответы детей)
Воспитатель: Космос находится очень высоко.
Воспитатель: А на чем туда можно долететь? (ответы детей)
Воспитатель: А где же взять нам ракету? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю всем вместе отправиться в конструкторский центр и собрать ракету для полета в космос.
Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся трудится, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На ракете полетим (ладони соединить вместе пальцами вверх, руки вверх)
В телескопы поглядим (пальцы округлены в кольцо, поднесены к глазам)
Мы планеты сосчитаем (сгибание и разгибание пальцев)
Хором дружно называем
Раз - Меркурий, два - Венера (поочередное загибание пальцев на правой и левой руке)
Три - Земля, четыре - Марс
Есть Нептун, Сатурн, Юпитер
И Уран, конечно, класс! (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы смотрят вверх)
Игра «Собери ракету»
(Детям предлагается картинка ракеты, разрезанная на три части).
Воспитатель: Ракеты готовы? (ответы детей)
Воспитатель: Можем лететь? (нет, надо надеть скафандры и космические шлемы, ботинки, перчатки)
Воспитатель: Зачем мы будем надевать космическую одежду? (потому что в космосе холодно)
Воспитатель: Скафандр очень теплый, он защищает космонавта от холода в космосе.
(дети надевают космическую одежду)
Двигательная гимнастика
Космонавтом стать хочу,
Смело в космос полечу (ходьба на месте)
К космодрому мы шагаем и скафандр надеваем
(детям надевают космические костюмы)
Итак, команда космонавтов готова лететь в космос.
Подвижная игра
Завести моторы (вращение согнутых рук перед собой)
Соединить контакты (частые касания кончиков пальцев)
Подготовится к запуску ракеты (дети приседают)
5-4-3-2-1 ПУСК! ПОЕХАЛИ! (дети выпрямляются, подпрыгивают, бегут с поднятыми руками над головой)
(Воспитатель комментирует полет)
Воспитатель: Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь, она полетела высоко в небо. Она поднималась все выше и выше. Вот она уже выше облаков. И вот ракета с космонавтами оказалась в космосе.
(дети занимают места на стульях, перед ними пано, на черном фоне изображение планеты Земля)
Воспитатель: Что увидели космонавты в космосе? (нашу планету - Земля)
Воспитатель: Какая она? (круглая, похожая на мяч)
Воспитатель: А еще какая? (очень большая и разноцветная)
Воспитатель: Синие пятна на нашей планеты это? (вода, моря и океаны)
Воспитатель: Зеленые пятнышки это? (леса, луга)
Воспитатель: Коричневые это? (горы)
Воспитатель: Ну вот звездочка ты вернулась к себе домой, к своим сестрам, наши космонавты помогли тебе. (дети прикрепляют звездочку к пано)
Воспитатель: Молодцы космонавты вы хорошо поработали, много интересного рассказали, пришла пора подкрепится. (воспитатель выносит чемоданчик с космической едой, дети достают тюбики с наклеенными на них картинками фруктов, рассматривают, рассказывают, какую еду будут кушать)
Воспитатель: Ну что ж время нашего космического путешествия подходит к концу, пора прощаться и возвращаться домой. (убираю пано)
Воспитатель: Итак, мы возвращаемся в детский сад, в нашу группу. Даю обратный отсчет: «5 - 4 - 3 - 2 - 1» ПУСК! ПОЛЕТЕЛИ! (дети бегут, подняв руки над головой)
Воспитатель: Ну вот мы и дома. С возвращением.
Воспитатель: Ребята, с кем мы сегодня познакомились? (со звездочкой)
Воспитатель: Что с ней случилось? (она упала с неба)
Воспитатель: Как мы помогли звездочке? (мы отвезли ее домой, в космос)
Воспитатель: На чем? (на ракете)
Воспитатель: А вам понравилось наше космическое путешествие? (ответ детей)
(раздается стук в дверь, воспитателю вручают посылку)
Воспитатель: Дети как вы думаете, кто прислал нам посылку? (ответы детей)
Воспитатель: Это наша звездочка. Она благодарит вас, что помогли ей вернуться домой. Давайте посмотрим, что там?
(воспитатель с детьми открывают посылку, достают медали «Юный космонавт», вручает их детям).
Награждение
(по желанию дети могут продолжить игру в групповой комнате, используя космическую одежду и атрибуты).