Совсем скоро во всех школах страны начнутся Всероссийские Проверочные работы, которые, на мой взгляд, имеют свои плюсы:
- Помогают учащимся избежать стресса на ГИА.
- Помогают определить образовательную траекторию каждого отдельного ребенка.
- Определяют на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится ребенок, класс, школа.
В своей работе при подготовке к ВПР я использую как традиционные печатные КИМы, так и современные информационные технологии.
Сегодня я хочу рассказать про «Яндекс учебник».
Что такое «Яндекс учебник»? Это сервис, с помощью которого учитель выдает ученикам задания, чтобы дети могли отрабатывать навыки, повторять темы, решать больше вариантов заданий.
«Яндекс учебник» - универсальный ресурс, который может использовать учитель, работающий по любой образовательной программе.
«Яндекс учебник» учитывает требования Федерального Государственного Стандарта и содержит актуальные задания.
Плюсы работы с «Яндекс учебником»:
- Автоматическая проверка заданий.
- Разные виды заданий для разного уровня подготовки учащихся.
- Детям нравится работать за компьютером.
- Сервис выдает подробный аналитический отчет по каждому заданию.
Сервис «Яндекс учебника» можно использовать в качестве альтернативного дополнительного ресурса для подготовки учащихся к ВПР по русскому языку. В «Яндекс учебнике» очень легко создавать урок с заданиями, достаточно войти на свою страницу, выбрать предмет (русский язык), нажать кнопку «Создать занятие», выбрать среди заданий нужные и выдать ученикам. Задания по подготовке к ВПР собраны в Копилке тематических подборок ВПР: Веселая проверочная работа (см.скриншот).
Пути подготовки к ВПР по русскому языку с сервисом «Яндекс учебник» я вижу в систематической работе учащихся с заданиями карточек. В «Яндекс учебнике» достаточное количество карточек для отработки основных умений и навыков. Карточки в сервисе удобно систематизированы и разделены на два основных блока: Блок 1. «Работа с текстом», Блок 2. «Грамматические задания». Далее детально рассмотрим пути подготовки к ВПР на примере заданий карточек.
Блок 1. Работа с текстом. Задания по работе с текстом представлены в сервисе «Яндекс учебник» в тридцати четырех карточках. Следует отметить, что данные задания основаны на рассказах для детей писателей Виктора Голявкина и Артура Гиваргизова. В отличие от стандартных текстов ВПР, эти произведения юмористические. Они создают у детей отличное настроение, заставляя забыть о том, что идет серьезная подготовительная работа. Рассмотрим содержание данных карточек.
Карточки, направленные на умение ориентироваться в тексте, владеть содержанием.
Карточка 1. Задание: «Прочитай текст и ответь на вопросы по содержанию».
Карточка 2. Задание: «Распредели факты в таблице».
Карточка 3. Задание: «Выдели вопросы, ответы на которые можно найти в тексте».
Карточка 4.Задание: «Выбери, в каком значении употреблено выделенное слово».
Карточка 5. Задание: «Выбери слова, близкие по значению к выделенному слову».
Карточка 6. Задание: «Найди и выдели в тексте антонимы».
Карточка 7. Задание: «Выбери все слова и выражения, которыми можно заменить выделенный фразеологизм».
Карточка 8. Задание: «Выбери все слова и выражения, которыми можно заменить выделенный фразеологизм».
Карточки, формирующие умение определять основную мысль текста.
Карточка 9. Задание: «Поменяй местами абзацы, чтобы получился текст».
Карточка 10. Задание: «Пронумеруй предложения, чтобы получился текст».
Карточка 11. Задание: «Определи тип текста».
Карточка 12. Задание: «Выбери наиболее подходящий заголовок к тексту».
Карточка 13. Задание: «Выбери все подходящие варианты названия для текста».
Карточка 14. Задание: «Выбери из данных вариантов названий текста те, которые к нему не подходят».
Карточка 15. Задание: «Выбери все вопросы, ответы на которые можно узнать из текста».
Карточка 16. Задание: «Выбери основную мысль текста из предложенных вариантов».
Карточка 17. Задание: «Напиши номер предложения, в котором наиболее полно выражена основная мысль текста».
Карточка 18. Задание: «Выбери пословицу, которая наиболее точно передаёт основную мысль текста».
Карточка 19. Задание: «Выбери вопрос, ответ на который поясняет основную мысль текста».
Карточки, формирующие умение составлять план текста.
Карточка 20. Задание: «Подели текст на абзацы. Нажми после предложения там, где нужно начать новый абзац».
Карточка 21. Задание: «Сколько абзацев в тексте?».
Карточка 22. Задание: «Выбери подходящий вопрос к каждой части текста».
Карточка 23. Задание: «Выбери вопрос, на который отвечает второй абзац».
Карточка 24. Задание: «Озаглавь третий абзац. Выбери все подходящие варианты».
Карточка 25. Задание: «Выбери, какие заголовки не подходят для первого абзаца».
Карточка 26. Задание: «Выбери для каждой части текста вопрос, на который она отвечает».
Карточка 27. Задание: «Озаглавь каждый абзац».
Карточка 28. Задание: «Пронумеруй части текста по предложенному плану».
Карточка 29. Задание: «Выбери пункты, чтобы получился план текста».
Карточки для работы с лексикой.
Карточка 30. Задание: «Выбери правильный вариант лексического значения выделенного слова».
Карточка 31. Задание: «Узнай слово по лексическому значению и выдели его в тексте».
Карточка 32. Задание: «Выдели в предложении слово, употреблённое в переносном значении».
Карточка 33. Задание: «Выбери значение, в котором выделенное слово употреблено в тексте».
Карточка 34. Задание: «Выбери синоним для выделенного слова».
Итак, данный блок заданий проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
В блоке «Работа с текстом» на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задания карточек предполагают ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Решение карточек данного блока формирует предметне учебно-языковое опознавательное умение обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации.
Блок 2. Грамматические задания. На отработку грамматических навыков в «Яндекс учебнике» предложено 14 карточек. Рассмотрим содержание карточек.
Карточка 1. Задание: «Вставь пропущенные буквы».
Карточка 2. Задание: «Прочитай предложения. Нажми там, где нужно вставить пропущенные запятые».
Карточка 3. Задание: «Слитно или раздельно? Нажми на все кружочки, чтобы выбрать правильное написание».
Карточка 4. Задание: «Прочитай предложения. Нажми, чтобы выбрать пропущенный знак препинания».
Карточка 5. Задание: «Выбери предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены».
Карточка 6. Задание: «Произнеси слова и поставь в них ударение».
Карточка 7. Задание: «Выбери слово, в котором звуков больше, чем букв».
Карточка 8. Задание: «Выбери слово, в котором все согласные звуки звонкие».
Карточка 9. Задание: «Разбери слово по составу».
Карточка 10. Задание: «Соедини схемы с подходящими словами».
Карточка 11. Задание: «Надпиши над каждым словом, какой частью речи оно является».
Карточка 12. Задание: «Укажи морфологические признаки выделенного имени существительного и определи его роль в предложении».
Карточка 13. Задание: «Укажи морфологические признаки выделенного имени прилагательного и определи его роль в предложении».
Карточка 14. Задание: «Подчеркни главные и второстепенные члены предложения».
Таким образом, блок «Грамматические задания» предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелен на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
- умение обучающихся проводить фонетический анализ слова;
- умение обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового,
- умение анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
- умение анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
- умение распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка.
- умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи.
- учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение);
- умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;
- объяснять выбор написания, в том числе − с помощью графической схемы.
Так, «Яндекс учебник» учитывает федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). С его помощью можно качественно подготовить детей к ВПР. На платформе есть задания по русскому языку, актуальные на 2021 год. Вот несколько советов о том, как пользоваться платформой.
- Выбирайте задания, соответствующие уровню учеников. Методисты «Яндекс учебника» составляют серии задач по принципу «от простого к сложному». На легких задачах можно начинать формировать то или иное умение, затем перейти к уровню задач из реальной ВПР и даже порешать задания более сложного уровня. Со слабыми учениками можно отрабатывать задания базового уровня, с сильными - более сложные задачи. Так все дети получат возможность для развития. Можно выбрать любое задания из подборок, заменить или удалить карточку с упражнением в готовых занятиях, выдать карточки всему классу, одному или нескольким ученикам отдельно.
- Используйте подборки на ключевые задания ВПР. В сервисе представлены задания по ключевым умениям, проверяемым ВПР. Например, задачи по работе со схемами направлены на формирование у учеников умения анализировать и интерпретировать текст, отображать взаимосвязи между объектами в виде схемы. Помимо таких заданий предлагаются обратные, где схема используется как опора при составлении текста.
- Используйте нестандартные задачи. Для ребят, проявляющих интерес к русскому языку, в подготовку к ВПР можно добавить нестандартные задачи. В рамках веселых проверочных работ в подборки включены задания на смекалку, которые развивают логическое мышление и способность действовать в ситуации неопределенности.
- Пользуйтесь статистикой результатов. Задания в «Яндекс учебнике» с автоматической проверкой - вам не нужно тратить время на проверку тетрадей. После выполнения учениками заданий вам будет доступна статистика: где дети допустили ошибки, сколько раз они переделывали задание, сколько времени потратили на его выполнение. Получив данные, сможете разобрать с учениками ошибки, выявить отстающих учеников.
- Получайте обратную связь моментально. В «Яндекс учебнике» результаты выполнения заданий детьми будут видны сразу же. Вам не нужно ждать подтверждения выполнения от детей. На платформе вам доступны и ответы на задания по ВПР. Детям тоже проще: на выполнение каждого задания ученику дается три попытки, при выборе неправильного ответа в задаче ученик сразу же получает уведомление об этом и может узнать правильный ответ. Ему не нужно ждать, пока учитель проверит домашнее задание.
Таким образом, «Яндекс учебник» является отличным сервисом для подготовки учащихся к ВПР по русскому языку, поэтому я систематически использую его в своей работе, что позволяет добиться освоения детьми изученного материала и успешно сдать ВПР.
Список использованной литературы
- Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012. - 160 с.
- Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова. - М.: Баласс, 2014. - 43 с.