Конспект урока по математике "Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр"

Разделы: Математика, Начальная школа

Ключевые слова: единицы площади


Цели: познакомить с единицами измерения площади - квадратным километром, квадратным миллиметром; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новыми единицами площади - квадратным километром, квадратным миллиметром; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны - знак «-».)

1) 12 000 000 : 100= 120 000.

2) 3 409 090 * 100 = 300 409 090.

3) 5 км 2 м = 52 000 м.

4) 15 дм = 1500 мм.

5) 18 см < 180 мм.

6) 7 км = 7000 м.

7) Чтобы сантиметры перевести в метры, нужно разделить на 100.

8) 600 000 + 6000 + 700 + 7 = 606 707.

9) Толщина учебника примерно 20 см.

10) Из 3 км нельзя вычесть 400 м.

(Самопроверка, самооценка.)

Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4) +; 5) -; 6) +; 7) +; 8) +; 9) -; 10) -.

III. Самоопределение к деятельности

- Какие величины вы знаете?

- Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. (Можно. Площади фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают.)

- Как найти площадь квадрата? прямоугольника?

(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)

- Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)

- Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)

- Какую единицу вы выберете, чтобы измерить площадь учебника, парты?

- А если нам нужно вычислить площадь комнаты или улицы, подойдут ли эти единицы? (Нет, они слишком маленькие.)

- А чтобы вычислить площадь тетрадной клеточки? (Для вычисления площади тетрадной клеточки эти единицы слишком большие.)

- Как же измеряют площадь в таких случаях? (Наверное, существует единица площади больше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр, и единица площади меньше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 39.

- Как называется самая большая единица площади? (Квадратный километр.)

- Что измеряют в квадратных километрах? (Площади государств, материков и т.д.)

№ 166 (с. 39).

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной 1 км в квадратных метрах? (1 км = 1000 м. Чтобы найти площадь, нужно сторону умножить на сторону: 1000м * 1000м = 1 000000 м2.)

1 км2 = 1 000 000 м2

(Учитель закрепляет на доске карточку.)

- Как называется самая маленькая единица площади? (Квадратный миллиметр.)

- Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах. (10 мм * 10 мм = 100 мм2)

1 см2 = 100 мм2

Учитель закрепляет на доске карточку.)

№ 167 (с. 39).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, самооценка.)

№ 168,169 (с. 39).

(Самостоятельное выполнение одного из заданий по выбору. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся -
(Наклоны туловища вправо и влево.)
Больше спать не захотел,
(Наклоны туловища вперед и назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№ 170 (с. 40).

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

№ 171 (с. 40).

- Прочитайте задачу 1.

- Вспомните, как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. (Нужно из большего числа вычесть меньшее.)

- Какое число здесь большее? (Сколько километров поезд прошел.)

- Какое число меньшее? (Сколько километров осталось пройти.)

- Мы знаем, сколько прошел поезд? (Нет.)

- Сможем найти? Как?

- Запишите решение задачи выражением. ((420 - 180) - 180 = 60 (км).)

- Прочитайте задачу 2.

- Сделайте краткую запись и запишите выражение самостоятельно.

(Проверка по образцу на доске.)

Было - ?

Отрезали - 2 * 3 м.

Осталось - d м.

Решение: 2 * 3 + d.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 40). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 1 км2 = 1 000 000 м2, 800 дм2 = 8м2.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?

- Выразите 1 км2 в квадратных метрах.

- Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах.

Домашнее задание

Учебник: № 172, 173, 176 (с. 40).