Цели: познакомить с единицами измерения площади - квадратным километром, квадратным миллиметром; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новыми единицами площади - квадратным километром, квадратным миллиметром; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны - знак «-».)
1) 12 000 000 : 100= 120 000.
2) 3 409 090 * 100 = 300 409 090.
3) 5 км 2 м = 52 000 м.
4) 15 дм = 1500 мм.
5) 18 см < 180 мм.
6) 7 км = 7000 м.
7) Чтобы сантиметры перевести в метры, нужно разделить на 100.
8) 600 000 + 6000 + 700 + 7 = 606 707.
9) Толщина учебника примерно 20 см.
10) Из 3 км нельзя вычесть 400 м.
(Самопроверка, самооценка.)
Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4) +; 5) -; 6) +; 7) +; 8) +; 9) -; 10) -.
III. Самоопределение к деятельности
- Какие величины вы знаете?
- Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. (Можно. Площади фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают.)
- Как найти площадь квадрата? прямоугольника?
(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)
- Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)
- Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
- Какую единицу вы выберете, чтобы измерить площадь учебника, парты?
- А если нам нужно вычислить площадь комнаты или улицы, подойдут ли эти единицы? (Нет, они слишком маленькие.)
- А чтобы вычислить площадь тетрадной клеточки? (Для вычисления площади тетрадной клеточки эти единицы слишком большие.)
- Как же измеряют площадь в таких случаях? (Наверное, существует единица площади больше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр, и единица площади меньше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 39.
- Как называется самая большая единица площади? (Квадратный километр.)
- Что измеряют в квадратных километрах? (Площади государств, материков и т.д.)
№ 166 (с. 39).
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной 1 км в квадратных метрах? (1 км = 1000 м. Чтобы найти площадь, нужно сторону умножить на сторону: 1000м * 1000м = 1 000000 м2.)
1 км2 = 1 000 000 м2
|
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
- Как называется самая маленькая единица площади? (Квадратный миллиметр.)
- Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах. (10 мм * 10 мм = 100 мм2)
1 см2 = 100 мм2
|
Учитель закрепляет на доске карточку.)
№ 167 (с. 39).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, самооценка.)
№ 168,169 (с. 39).
(Самостоятельное выполнение одного из заданий по выбору. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся -
(Наклоны туловища вправо и влево.)
Больше спать не захотел,
(Наклоны туловища вперед и назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 170 (с. 40).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)
№ 171 (с. 40).
- Прочитайте задачу 1.
- Вспомните, как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. (Нужно из большего числа вычесть меньшее.)
- Какое число здесь большее? (Сколько километров поезд прошел.)
- Какое число меньшее? (Сколько километров осталось пройти.)
- Мы знаем, сколько прошел поезд? (Нет.)
- Сможем найти? Как?
- Запишите решение задачи выражением. ((420 - 180) - 180 = 60 (км).)
- Прочитайте задачу 2.
- Сделайте краткую запись и запишите выражение самостоятельно.
(Проверка по образцу на доске.)
Было - ?
Отрезали - 2 * 3 м.
Осталось - d м.
Решение: 2 * 3 + d.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 40). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 1 км2 = 1 000 000 м2, 800 дм2 = 8м2.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?
- Выразите 1 км2 в квадратных метрах.
- Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах.
Домашнее задание
Учебник: № 172, 173, 176 (с. 40).