Цели:
Образовательные:
- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;
- закреплять умения склонять имена существительные;
- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;
- расширять словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, воображение;
- развитие сенсорных модальностей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Здоровьесберегающие:
- развитие и поддержание зрительных функций глаза;
- создание положительного психологического климата на уроке;
- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; тест.
Ход урока
1. Организационный момент
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
- Ребята, я всем желаю быть грамотными, образованными, беречь наш родной русский язык и достойно уметь на нем выражать свои мысли.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Постановка учебной проблемы
- Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)
- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то поднимаете карточку «Знаю», если не знаете «Не знаю»
1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?
4. Знаете ли вы падежи имен существительных?
Умеете ли вы склонять имена существительные?
5. Знаете ли вы, что такое склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
- Поднимите руку, если были вопросы, на которые вы ответили «не знаю?
- Сформулируйте тему нашего урока? (Три склонения имен существительных).
Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
На какой бы вопрос вы хотели получить ответ?
Используя знания приобретенные на прошедших уроках, скажите, пожалуйста, какие сущ. относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл. Приведите примеры.
3. Словрная работа
- На доске написаны слова. Назовите орфограмму.
Ж…лище, д…ректор, к…смонавт, б…лет, р…сунок. с…рока. л…пата, в…робей, тр…мвай.
Что общего в этих словах? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные.)
- Запишите слова в тетрадь
- 1 вариант - записывает слова, отвечающие на вопрос кто?
- 2 вариант - записывает слова, отвечающие на вопрос что?
- Подчеркните непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. Подпишите склонение имен существительных, выделите окончание в словах.
- Проверим.
4. Игра «Грамматическая эстафета»
- У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача - списать в тетрадь, дописать окончания и обозначить склонение и падеж. Некоторые ребята запишут словосочет. на доске.
Карточка 1
Стоит на стул…, подбежал к палатк…, остановился около деревн…, доволен рисунк…, легла на земл…, подошёл к дерев…, говорили об учёб…, засыпало снег…, залез на дерев…, приехал от дедушк….
5. Физминутка
- Я буду называть существительные.
1 скл.- встают ребята 1 ряда. 2 скл. - ряд. 3 скл. - 3 ряд.
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.
- Отлично справились.
6. Работа в парах
А сейчас поработайте в парах посовещайтесь и запишите еще по два слова каждого склонения, выделите в словах окончания.
Назовите слова.
7. Работа по учебнику
Стр. 101. Упр. 179.
8. Игра «Четвёртый лишний»
- У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять склонение им. сущ.
Карточка 2.
Ночь, речь, грач, печь.
Гараж, рожь, камыш, нож.
Журнал, газета, цветок, учебник.
На встрече, на уроке, около дома, из окна.
Печь, вещь, плащ, пустошь.
Солнце, чиж, небо, соль
9. Тест «Имя существительное»
1) Найди имя существительное.
- сбежал
- беговой
- пробежка
- бегать
2) Как определить склонение имени существительного?
- по вопросам и падежам
- по вопросам
- по падежам
- по роду и окончанию
3) Укажи существительные 1 склонения.
- ружьё, племя
- тарелка, дядя
- бидон, огонь
- сирень, пень
4) Укажи существительные 2 склонения.
- звание, команда
- свекла, карамель
- работник, облако
- деревня, город
5) Укажи существительные 3 склонения.
- укротитель, конь
- сталь, вещь
- рояль, вещь
- писатель, учитель
6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?
- доброта
- гриб
- ягода
- помидор
7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?
- руки
- брюки
- ноги
- круги
10. Подведение итогов урока
- Над какой темой мы работали?
- Что мы повторили об имени существительном?
- Что вам особенно понравилось?
11. Домашнее задание