Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ФГОС, дистанционные технологии, применение гипертекстовых сред


Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному. C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях1. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые невозможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

______________

1 http://президент.рф/news/6683 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Актуальность применения дистанционных технологий кроется еще и в специфике нашего региона, где обучающиеся достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в процессе внедрения ФГОС нового поколения.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме учителю необходимо использовать:

  • электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учеником: рассылка учебных заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания обучающимся, о количестве попыток выполнения задания и др.);
  • ресурсы мировой сети Интернет (можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем курса, так и выгрузка собственных разработок заданий/уроков/тем).

В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками:

  • http://interneturok.ru/,
  • ttp://videouroki.net

На данных сайтах представлены материалы опытных преподавателей. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.

  • Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp).
  • Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя как с одним обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.
  • Гипертекстовые среды (интернет-серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт http://reshuege.ru/. Уроки повторения с обучающимися 9 и 11 классов целесообразно завершать Online тестированием. При выполнении Online тестирования прослеживается индивидуальный подход к ребенку. Учитель выступает в роли контролера, который следит за работой детей и направляет, если у ребенка возникают затруднения при выполнении задания. Работать с данным сайтом можно не только с выпускниками, но и с остальными обучающимися, начиная с 7 класса. Данный сервис также эффективен и при тематическом предэкзаменационном повторении, где учитель сталкивается с рядом проблем: требуется систематически повторять с обучающимися решение заданий базовой сложности, постоянно разбирать задания повышенного уровня сложности. Но время урока ограничено, за 40 минут подробно разобрать способы решения заданий повышенного уровня сложности, отработать их на множестве примеров невозможно. А после 6-7 уроков на дополнительных занятиях время есть, но сил умственных и физических разбираться в тонкостях решений, у обучающихся уже нет. Поэтому домашние задания с готовыми решениями для самоконтроля представляются несомненным удобством. Не следует опасаться, что обучающиеся бездумно перепишут решения, опыт показывает, что большинство из них ответственно подходят к своей подготовке к экзамену. В любом случае, проверить уровень знаний всегда можно при выполнении проверочной или тестовой работы в классе или предложить индивидуальную работу конкретному ребенку дистанционно.
  • Сервисы Web 2.0 (средства создания интерактивного контента, персонального Интернет-ресурса педагога, хранения различного типа файлов и др.)

Данные сервисы позволяют учителю в максимально доступной, занимательной, красочной форме представить необходимый материал для изучения или повторения темы обучающимся, которые достаточно продолжительный период не имеют возможности посещать образовательное учреждение в силу объективных причин (болезнь, карантин, актированный день и т.д.). В этом случае дистанционное обучение становится «волшебной палочкой» для всех участников образовательного процесса. А для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета.

В педагогической практике наиболее целесообразно применение следующих сервисов:

  • https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);
  • https://roundme.com (создание виртуальных панорам);
  • https://h5p.org (создание интерактивного диалогового тренажера);
  • https://learningapps.org/ (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени и т.д.))
  • http://ru.wix.com/ и http://www.tilda.cc/ru/ (создание Web-сайта (страницы) учителя (обучающегося));
  • Yandex Диск, YouTube - для хранения различных типов файлов и др.

Одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является внедрение дистанционного обучения в образовательную деятельность. Дистанционные технологии обучения позволяют создать такие принципы психологической комфортности и творчества (креативности), которые расковывают ученика, предполагают его ориентацию на творческое начало в учебной деятельности и приобретение им собственного опыта активного применения фундаментальных знаний и практических умений и навыков. Таким образом, становятся актуальными методические разработки, реализуемые с использованием дистанционных технологий: интерактивные инструкции и журналы, виртуальные панорамы, интерактивные тренажеры, диалоговые тренажеры, интерактивный контент (игры, ребусы, ленты времени и др.)2.

______________

2 Т.С.Шафикова «Приемы и методы работы с одаренными обучающимися по активизации, поддержке и развитию их творческих способностей» »// сборник статей по материалам Всероссийского конкурса педагогов "Образовательный потенциал России"

Одной из таких моих разработок является серия интерактивных журналов «Математика»3, посвященных одной из основных тем курса математики основной школы - «Сложение и вычитание десятичных дробей», которая «красной нитью» прослеживается в заданиях Всероссийской проверочной работы в 5 и 8 классах, Основном государственном экзамене, Едином государственном экзамене, заданиях математических Олимпиад различного уровня. В рекомендациях примерной основной образовательной программы по математике для 5 класса на изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» отводится всего 6 часов. Этого времени, конечно, недостаточно для углубленного изучения данной темы. Поэтому данная тема рассматривается и в рамках углубленного курса внеурочных занятий по математике «Одаренок» с обучающимися 5 класса. Беря во внимание и учитывая физиологические и психологические особенности данного возраста, также стоит отметить и тот факт, что, ученикам пятого класса достаточно тяжело освоить такой объемный материал. Поэтому целесообразно материалы курса данной темы представить в более наглядном и доступном для детей этой возрастной группы виде: интерактивный журнал, он-лайн игры по тематике уроков, диалоговый тренажер и др.

______________

3 http://tanechkaschool1.wixsite.com/shafikovatatyana/kopiya-5-klass

Дистанционное обучение в школе - идеальное подспорье в создании образовательного пространства, в формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления. В связи с этим отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся: качественно повышается уровень обученности учеников, увеличивается количество и повышается результативность участия в различных предметных олимпиадах и конкурсах.

Современное обучение основывается на применении деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды образовательного учреждения, в которой, согласно требованиям ФГОС, должно быть организовано дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, как между собой, так и с другими организациями социальной сферы. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что применение дистанционного обучения становится особенно актуальным. Кроме того, практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий обучения.

Список использованных источников

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. - В 2-х частях, 2015.
  2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-Центр, 2013.
  3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, 2017.
  4. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения. Педагогика. 10, 2013.
  5. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. общ-во России, 2012.
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://президент.рф/news/6683
  8. Концепция модернизации российского образования - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
  9. ФГОС общего образования. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob 2/
  10. Меташкола - школа для одаренных детей - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metaschool.ru/
  11. Urokimatematiki.ru - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urokimatematiki.ru/