Здоровьесберегающие методы на занятиях с дошкольниками. Методические рекомендации для педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Здоровьесберегающие методы способствуют воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышают познавательную активность и, самое главное, улучшают психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие методы педагог может использовать при проведении занятий и во время других режимных моментов.

Зрительная гимнастика

Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него.
Полезно выполнять упражнение «Ленивая восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Очень простое упражнение «Глаз - путешественник». Развесить в разных углах и по стенам группы или кабинета различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение - стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

Упражнение "Ладошки"с использованием цветотерапии.

Изготовить 4 ладошки: синего, красного, желтого и зеленого цвета.
Для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, взять ладошку определенного цвета и предложить следить за тем, что рисуется ладошкой в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов можно взять ладошку синего цвета и нарисовать ей фигуры (прямоугольник рисовать в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону). Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

  • Так, зеленый цвет (цвет оптима) - вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Рекомендуется его использовать после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.
  • Красный цвет - использовать для активизации физиологических процессов. Я хочу посоветовать вам, воспитателям, рекомендовать носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.
  • Желтый цвет - центр наибольшей светимости в спектре, тем самым стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Дыхательная гимнастика.

Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.

Для дыхательной гимнастики можно подобрать разное оборудование: «Султанчики», дудочки, свистульки, шарики, пособия на сдувание: «Сдуй бабочек», «Сдуй божьих коровок», «Сдуй снежинки».

Можно предложить детям подуть в коктельные трубочки для игр: «Буль - буль», «Буря в стакане», «Прогони фасолинку», «Найди спрятанную картинку».

Пальчиковая гимнастика.

Исследования отечественных физиологов подтверждают, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Они установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.

«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш -
Не получится пейзаж».
В.Лирясов

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения кистей и пальцев рук.

1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;

2. Динамические движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «Прогулка», «Замок», «Белка»;

3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;

4. Ира с мозаикой;

5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;

6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;

7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;

8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;

9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;

10. Действия с мелкими игрушками;

11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;

12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;

13. Рисование на бумаге в разных техниках;

14. Показ пальчикового театра;

15. Конструирование из лего.

Пальчиковая гимнастика улучшает память, умственные способности ребенка, устраняет его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Речедвигательная ритмика

Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Звук

Исходное положение

Движения

А

Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлые. Спина прямая, ноги вместе.

При произнесении [А__] руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят.

О

Руки впереди внизу округло соединены.

При произнесении [О__] руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бёдер.

У

Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы.

При произнесении [У__] кисти выводятся вперёд, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой, подбородок приподнимается.

Э

Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются.

При произнесении [Э__] руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. [Э] произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем - в диапазоне затухания.

И

Руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх.

При произнесении [И__] руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки.

Ы

Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повёрнуты к себе.

При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.

Это лишь некоторые примеры использования здоровьесберегающих технологий в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и дошкольников.