Программа по биологии STEM (7 класс)
Пояснительная записка
Программа «STEM-образование детей школьного возраста» (далее - Программа) предназначена для использования в общеобразовательных организациях, а также в организациях дополнительного образования. Программа позволяет включаться в ее освоение на любом этапе общего образования.
Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.
Основным модулем программы является познание особенностей окружающей среды и бережного отношения к ней.
Концептуальной основой систематического курса биологии для основной школы являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). В представляемой программе акцент сделан именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых и объективных знаний.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
Освоение знаний:
- о живой природе и присущих ей закономерностях;
- о человеке как биосоциальном существе;
- о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- о методах познания живой природы.
Овладение умениями:
- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
Применение знаний и умений в повседневной жизни:
- для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;
- заботы о своем здоровье;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Виды и формы контроля
Виды контроля: стартовый, текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года). Формы контроля: индивидуальная работа у доски, групповая работа по карточкам, выполнение проектов, презентаций, видеороликов, в том числе с компьютерной поддержкой.
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: экосистем и агроэкосистем; биосферы; экологических факторов различных экосистем;
- сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) и среде обитания;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием окружающей среды.
Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее:
S - science,
T - technology,
E - engineering,
M - mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.
Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему. STEM, таким образом, становится дополнением к обязательной части основной образовательной программы биологии (ООП). В основной образовательной программе, особенно в части, разрабатываемой участниками образовательных отношений, мобильно и динамично реализуется востребованное содержание, отвечающее интересам и приоритетам современного школьника.
Программы STEM для школьников ориентированы на увеличение их интереса к обычным урокам, где они получают базовые знания из различных областей науки и техники. Во внеурочной деятельности школьники применяют уже полученные знания и дополняют их умениями, добытыми в опытно-экспериментальной практике.
Данная модульная программа по биологии «STEM» определяет содержание и организацию образовательного процесса во внеурочной деятельности. Данное содержание также может дополнять обязательную часть основной общеобразовательной программы. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей школьного возраста.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Биология в программе STEM»
Долгосрочный план
7 класс «Д»
1 ч. в неделю
34 часа в учебном году
№
|
Тема модуля |
Цели обучения |
Количество часов |
Модуль «Вода» (9 часов) |
|||
1 |
Вода и его свойства. Кипение. Замораживание. Поверхностное натяжение |
Знать физические свойства воды (кипение, замораживание, поверхностное натяжение) |
1 |
2 |
Процессы с участием воды. Обеззараживание. Стерилизация. |
Знать процессы при охлаждении и кипении воды (обеззараживание, стерилизация) |
1 |
3 |
Как добыть воду в различных условиях: пустыне, тайге, джунглях |
Рассмотреть способы добычи воды пустыне, тайге, джунглях |
3 |
4 |
Способы очистки и хранения воды в различных полевых условиях |
Знать способы очистки и хранения воды пустыне, тайге, джунглях |
3 |
5 |
Презентация работ учащихся |
|
1 |
Модуль «Окружающая среда (загрязнение воды, воздуха, почвы)» (7 часов) |
|||
6 |
Загрязнения почвы (химическое, радиоактивное, бытовыми отходами). Меры по охране почв |
Знать способы загрязнения почвы и меры по охране |
2 |
7 |
Загрязнения воды (химическое, бытовыми отходами, нефтепродуктами). Меры по охране воды |
Знать способы загрязнения воды и меры по охране |
2 |
8 |
Загрязнения воздуха (промышленные отходы, углеводороды). Меры по охране воздуха |
Знать способы загрязнения воздуха и меры по охране |
2 |
9 |
Презентация работ учащихся |
|
1 |
Модуль «Энергия» (10 часов) |
|||
10 |
Получение энергии из ветра - ветряки (видео урок) |
Знать, как получить энергию с помощью ветра |
1 |
11 |
Получение энергии из воды - гидроэлектростанции |
Знать, как получить энергию с помощью воды |
1 |
12 |
Получение энергии из солнца - солнечные батареи (видео урок) |
Знать, как получить энергию с помощью солнца |
1 |
13 |
Преобразование энергии ветра в электричество |
Знать устройства для преобразования и создание собственных устройств |
2 |
14 |
Преобразование энергии воды в электричество |
Знать устройства для преобразования и создание собственных устройств |
2 |
15 |
Преобразование энергии солнца в электричество |
Знать устройства для преобразования и создание собственных устройств |
2 |
16 |
Презентация работ учащихся |
|
1 |
|
Модуль «Эко Дом» (8 часов) |
||
17 |
Очистка воздуха Промышленные и бытовые фильтры. |
Знать способы очистки воздуха без вреда на экологию |
2 |
18 |
Приготовление пищи. Газ, дрова, индукционные печи, тандыры. |
Знать способы приготовления пищи без вреда на экологию |
1 |
19 |
Обогрев. Особые способы постройки дома, световые колодцы, тепличный эффект. |
Знать способы использования энергии без вреда на экологию для обогрева |
2 |
20 |
Питание. Эко фермы, огороды, теплицы. |
Знать влияние рационального питания на здоровье человека и способы их воздействия |
2 |
21 |
Презентация работ учащихся |
|
1 |
Литература
- Естествознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных школ Абдиманапов Б.Ш., Абулгазиев А.У. - Алматы: Атамұра, 2017г.
- Естествознание: Учебник для 6 классов общеобразовательных школ / Очкур Е.А., Белоусов Т.Г., Паимцева Н.А., Ударцева В.М. - Алматы: Мектеп, 2018г.
- Биология: Учебник для 7 классов общеобразовательных школ / Соловьева А.Р., Ибраимова Б.Т., Алина Ж.А. - Алматы: Атамұра, 2017г.
- Биология: Учебник для 8 классов общеобразовательных школ / Соловьева А.Р., Ибраимова Б.Т. - Алматы: Атамұра, 2018г.
- Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях. 100 ключевых навыков / Клинт Эмерсон - Москва: Альпина нон-фикшн, 2020 г.
- Мусорная революция. Свалка о двух концах / Эрика Файви - Москва: Пешком в историю, 2019 г.
- Ася и пластиковый мир / Ася Мицкевич - Клевер Медиа Групп, 2020 г.
- Экодом из соломы. Жильё, которое позволит улучшить здоровье / Евгений Широков - Концептуал, 2016 г.
- Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / Кристофер Дэй - "Ладья", 2000 г.
- Зеленые иллюзии: грязные секреты чистой энергии и будущее энвайронментализма / Оззи Зенер - University of Nebraska Press, 2012 г.