Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое.
Цель: Систематизировать знания детей о море и морских обитателях.
Образовательные задачи:
- учить детей проводить звуковой анализ слов, совершенствовать умение соотносить букву и звук;
- учить проводить фонетический разбор слов;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностях, внешнем виде
Развивающие задачи:
- развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
- развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
- повышать речевую активность;
- развивать навыки чтения.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Здоровьесберегающие технологии:
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- стоунтерапия.
Материалы и оборудование:
-
проектор;
- глобус; ракушки, морские камешки;
- аудиозапись шума моря.
Ход занятия
Организационный момент
Учитель-логопед: Начинаем наше занятие вместе с Солнышком, оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, дарит хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Я предлагаю вам отгадать загадку:
И звездною ночью и солнечным днем
Лазурные волны гуляют на нем.
И пенистый бьется о берег прибой,
Он камешки точит бессонной волной. (Море)
Ребята, а какое бывает море?
Ответы детей: Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное, светлое и тихое.
Логопед. Куда не посмотришь - всюду по сине-зеленому морю бегут белые волны-лучики.
Каждый из вас - яркий лучик, бегущий по волне. Мы познаем сегодня удивительные тайны моря, отправившись в путешествие по морским просторам.
Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам! Если вы успешно выполните все задания, в конце путешествия вы найдете - клад
Логопед: Вы знаете, что это?
Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.
Учитель-логопед: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?
Дети: Голубым цветом изображена вода.
Учитель-логопед: Ребята, а что составляет мировой запас воды на планете.
Ответы детей: вода - это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Я вам раздам конверты, с помощью слоговых карточек составьте название водного транспорта, на котором можно отправиться в путешествие.
Дети: Па-ро-ход, па-рус-ник, лод-ка, теп-ло-ход, ях-та. (составили слова, читают)
Учитель-логопед: Давайте выберем транспорт на котором мы отправимся.
И так, наше путешествие начинается! Внимание, на горизонте пустынный остров, он весь из песка….
Я предлагаю необычным способом оживить его и заселить звуками.
Назовите:
- гласные звуки,
- волшебные гласные,
- согласные,
- парные согласные,
- звонкие непарные согласные,
- глухие непарные согласные
- твердые согласные, которые никогда не бывают мягкими,
- мягкие согласные, которые никогда не бывают твердыми,
- назовите буквы, которые не имеют звука.
Остров ожил.
Звучит музыка (шум моря).
Учитель-логопед: ребята, а с помощью чего можно спуститься на дно моря?
Ответы детей….
А сейчас давайте представим,что вы наденете акваланги и осуществим погружение в морские глубины. Сколько здесь интересного!
Там, в глубине - в пучине вод - плывут по своим делам морские жители.
Давайте посмотрим на экран и назовем морских жителей.
Я предлагаю вам разгадать кроссворд.
Подбор слов-признаков и слов-действий.
Звуковой анализ слова (Акула).
Дети называют количество звуков и букв в данном слове, количество согласных и гласных звуков, звонкие и глухие согласные звуки.
Дети: Акула.
Дети делают разбор слова с помощью фишек, один ребенок дает пояснение.
- Сколько всего звуков в слове «Акула»?
- Сколько твёрдых согласных в слове «Акула»?
- Сколько мягких согласных звуков…
- Сколько гласных звуков ….
- А сколько слогов в этом слове? Как догадались? Какое мы знаем правило? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).
Учитель-логопед: Вы блестяще справились с заданием! И мы погружаемся с вами на морское дно!
Какой удивительной красоты здесь камни, ракушки!
Рассмотрите их внимательно, и можно выбрать понравившийся камешек.
Предлагаю вам сделать штриховку или волны.
(Дети выполняют рисунок волны на морских камешках).
Учитель-логопед: Мы движемся дальше, нас встречают морские ежи, но они почему-то очень грустные. Давайте поиграем с ними!
(Физкульминутка)
Еж морской! Не робей! Поиграй со мной скорей!
Я тебя поглажу, покручу в руках, а потом подброшу….
Ты хоть и колючий, но добрый ты внутри.
Ты иди, поплавай и больше не грусти!
Учитель-логопед: Молодцы! Вы подарили хорошее настроение морским жителям и они вам очень благодарны!
Морские жители предлагают вам выполнить еще задание, прочитать о том, каким бывает море.
Дети читают предложения:
- Море бывает разное.
- Море - это символ свободы, простора, красоты.
- Море бывает теплое и манящее, рассерженное и грозное.
- Море бывает светлое и тихое, суровое и холодное. - В безветренный солнечный день оно очень красиво!
- Сине-зеленого цвета - такая в нем вода!
- Море сверкает, искрится на солнце.
Молодцы, справились с заданием.
Учитель-логопед: (Звучит шум волн)
Ребята, посмотрите, что прибила нам волна?
Ответы детей: дары моря.
Учитель - логопед: Вы дошли до клада, нашли его - давайте посмотрим, что там.
Этот клад - награда за ваши удивительные способности познавать новое, добиваться самых лучших результатов и помогать друг другу.
Читайте сами, читайте вместе с родителями, ведь знания - это настоящий клад.
Учитель-логопед вручает детям книжки - раскраски по морской тематике
Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось?
- Какие задания вам пришлось выполнять?
- Что запомнилось?
- Что было трудно?
- А мне понравилось путешествовать с вами. Вы были дружные, смелые, умные, находчивые.