Спортивные игры и упражнения как средство повышения двигательной активности на прогулке

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Двигательная активность, спортивные игры


Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (п. 1.4.)

Поэтому формирование устойчивого интереса к физкультуре и спорту, желание заниматься физическими упражнениями, овладение различными подвижными играми и использование их в самостоятельной деятельности, являются одними из важнейших задач в области физического развития.

Спортивные игры и упражнения. Что это и чем отличаются?

Спортивные игры - это самостоятельные виды спорта, связанные с противоборством команд или отдельных спортсменов, проводящиеся по определенным правилам.

Применимо к детям дошкольного возраста корректней будет сказать, что мы знакомим детей с играми, включающими элементы спортивных игр. Это игры с элементами волейбола, баскетбола, бадминтона, футбола, хоккея и городков.

Спортивные упражнения - это способы решения определенных двигательных задач. В летний период это катание на велосипедах, самокатах, роликах. Зимой - ходьба на лыжах, катание на санках и коньках, скольжение по ледяным дорожкам. При наличии бассейна - плавание.

Спортивные игры и упражнения имеют большое значение для гармоничного развития детей:

  1. Совершенствование деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной.
  2. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости.
  3. Обогащение двигательного опыта детей новыми двигательными навыками и умениями.
  4. Развитие коммуникативных качеств и культуры общения.
  5. Развитие нравственно-волевых качеств (ответственности, самостоятельности, инициативности).
  6. Формирование устойчивого интереса к спортивным играм и упражнениям.
  7. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

В нашем ДОУ работа по ознакомлению со спортивными играми и использование их как средство повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности ведется постоянно и планомерно.

Для поддержания интереса и совершенствования полученных навыков используется прогулка. Вместе с детьми, педагогами и родителями была организована РППС на участках ДОУ. Были установлены баскетбольные кольца, приобретены футбольные мячи. Дети помогают организовать пространство для игр: выносят оборудование, делают разметку (городки), обозначают место для ворот (футбол). Совместно с педагогами дети изготовили табло для ведения счета.

В своей работе я использую игры с элементами футбола, баскетбола и городков. Ознакомление и овладение необходимыми умениями происходит на физкультурных занятиях. На прогулке дети совершенствуют свои двигательные навыки, самостоятельно организуя данные игры. Спортивные игры отличаются эмоциональностью и достаточно высокой моторной плотностью. Задача воспитателя и инструктора следить за состоянием детей, регулировать физическую нагрузку, вовремя провести дыхательную паузу, предложить игру с менее высоким уровнем подвижности. Очень часто случаются конфликты, ссоры между участниками команд, тогда педагог берет на себя функции судьи, беспристрастного арбитра. Прав тот, кто действовал по правилам.

Важно знать, что перед тем как начать играть в любую игру с элементами спортивных игр, целесообразно провести разминку. Она содержит подготовительные упражнения, которые помогают разогреть мышцы, подготовить суставы. Обычно это упражнения на те группы мышц, которые будут задействованы больше всего. В городках это кистевые, плечевые, локтевые суставы. В баскетболе - повороты туловища, мышцы плечевого пояса. В футболе - упражнения на разогревание мышц ног, коленные суставы. Дети очень любят эти упражнения, этому способствуют оригинальные названия и интересное содержание упражнений. Например: «Вертолетики» (повороты палки над головой правой и левой рукой), «Обезьянки» (перехватывание палки кулачками вверх).

В процессе знакомства и овладения нужными двигательными навыками используются подводящие упражнения (не путать с подготовительными).Это упражнения, которые помогают овладеть непосредственно техникой выполнения. Они могут выполняться самостоятельно или входить с содержание игр. Например: для игры в городки это имитация бросков правой и левой рукой (тренировка правильного хвата биты: четыре пальца снизу, большой палец сверху), подбрасывание биты (гимнастической палки) вверх одной рукой и ловля другой, перехватывание палки кулачками снизу вверх, броски биты правой и левой рукой на дальность.

Для баскетбола - это различные способы передачи мяча в парах (снизу, от груди, из-за головы, в «кольцо»), игры «Передал - садись», «Переездной конь», «Утки - охотники». Для освоения навыков ведения мяча (дриблинга) используются игровые упражнения «Мотоциклисты» (дети свободно располагаются по площадке и по сигналу начинают движение по кругу, отбивая мяч. По сигналу педагога дети меняют скорость передвижения или останавливаются), «Ведение мяча парами».

Для освоения навыков игры в футбол подводящими упражнениями являются: удар по неподвижному мячу, удар по мячу с разбега, бросок вверх и прием мяча под подошву, ведение мяча по прямой и т.д. Игры: «Гонка мячей», «Ведение мяча парами», «Мяч в кругу».

Эти упражнения и игры могут использоваться не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности детей на прогулке. Очень подробно методика обучения спортивным играм и упражнениям изложена в пособии Э.И.Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва, «Просвещение» 1992г. Помимо методики, в книге дано множество игр с использованием подводящих упражнений, подробные конспекты занятий для разных возрастов.

В настоящее время широкую популярность приобретают упрощенные версии спортивных игр - стритбол (игра в баскетбол с одним кольцом), игра в футбол в одни ворота и без вратаря. Наши дети любят стритбол. Для этого используется участки для прогулок. С помощью родителей на каждом из них организована зона для стритбола; дети старших, подготовительных групп с удовольствием берут мяч и самостоятельно организовывают игру.

Я обязательно хочу обратить ваше внимание на технику безопасности. Данный вид игр и упражнений может быть сопряжен с большим количеством падений, столкновений, ушибов. Чтобы максимально этого избежать, дети должны знать и четко выполнять правила: при отборе мяча не толкаться, не бить по рукам, ногам, при передаче мяча не целиться в голову и т.п. Игра в городки проводится только на физкультурном занятии, где воспитатель помогает обеспечивать безопасность детей. Во избежание растяжений и вывихов, для разогревания мышц и подготовки суставов всегда проводится разминка с использованием подготовительных упражнений.

Начинать знакомство с футболом и городками лучше со старшей группы. А для игры в баскетбол подводящие упражнения можно вводить со второй половины 2-младшей группы. Это будут простые броски в парах способом снизу, бросание мяча вперед из-за головы.

Таким образом, используя возможности вашего ДОУ, имеющееся спортивное оборудование и инвентарь, можно найти те спортивные игры и упражнения, которые помогут разнообразить и обогатить двигательную деятельность ваших воспитанников.

Список используемой литературы

  1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва «Просвещение» 1992.
  2. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей» «Сфера» 2009.
  3. Литвинова О.М. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва «Феникс» 2010.