Программное содержание:
Образовательные:
- учить образовывать имя существительное при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- продолжать знакомить с малой фольклорной формой - пословицей.
Развивающие:
- развивать речевую активность детей, активизировать словарь;
- умение произносить чистоговорки, чётко повторяя все слова.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к художественной литературе и бережное отношение к книгам.
Оборудование и материалы: Интерактивная доска, детские книги на каждого ребёнка.
Ход занятия
Дети, сегодня у нас развитие речи. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Что б со мною подружиться,
Нужно вам читать учиться.
Что это?….. Правильно, книга. (на доске изображена книга)
Дети, а вы верите в чудеса?..... Я тоже верю. Что вы можете назвать чудом?.....
Чудес на свете много, но самое главное чудо на свете - это книга.
С самого детства мы рассматриваем картинки в книгах, потом учимся читать. (на доске изображены разнообразные книги)
Книги бывают разные: весёлые и грустные, познавательные и сказочные. Я открываю книгу, перелистываю страницы и происходит удивительное чудо: книга как будто начинает со мной говорить, уносит меня в тридевятое царство, на остров сокровищ (показ на доске). Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и радоваться, жить вместе с её героями. В книге мы можем прочитать сказки, рассказы, стихи и многое - многое другое.
Дети, а как вы думаете, зачем нужны книги?.. Да, книги нам нужны, чтобы читать, узнавать что - то новое и интересное.
Книга - лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!
И не даром в русском народе говорят:
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга учит жить, книгой надо дорожить.
- Одна книга тысячи людей учит.
- Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
- Книга твой друг, без нею как без рук.
- Книгу читать скуки не знать.
Давайте посмотрим из чего состоит книга (воспитатель предлагает взять книги лежащие на столе детей и рассмотреть их). Что у неё есть. Вот книга, у неё есть обложка. Она служит книге защитой, что бы книга не мялась и не рвалась. Ещё в книге есть страницы и листы. Лист - это целый листочек, а страница - это одна сторона листа.
Так же в книге бывают иллюстрации, нарисованные художником или фотографии. У книги есть корешок. Он как будто корень у дерева, держит всю книгу листы и обложку. А ещё в книгах, иногда лежат закладки. Закладкой закладывают страницу, что бы потом не забыть где же вы закончили читать.
Физкультминутка
Книги любим в руки брать (руки перед собой, ладонь к ладони)
И страницы открывать (руки над головой, разводим в стороны)
А когда мы их читаем (голову вправо, влево)
Сразу в сказку попадаем (руки в стороны)
С зайцем прыгаем по кочкам (прыжки на месте)
Тянемся к лесным листочкам (тянемся вверх)
Дружно скачем с Буратино (прыжки с поворотом вокруг себя)
И бежим как Чиполлино (бег на месте)
А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково». Эта игра о книгах, слушайте внимательно. (показ на доске)
- Книга -….. книжечка;
- Лист - …..листочек;
- Страница - …..страничка;
- Обложка - …..обложечка;
- Картинка - …..картиночка;
- Закладка - …..закладочка;
- Корешок -….. корешочек.
Вы молодцы, справились! Вот новая игра «Найди книгу». (показ на доске)
1. Посмотрите, где - то в комнате лежит зелёная книга. Скажите, где она? ….. На столе.
2. А теперь посмотрите что случилось, куда книга упала?.....Под стол.
3. Ищите, куда положили книгу?.... В шкаф.
4. А теперь?.... На кровать, но их две, на какую кровать положили книгу?.....правильно на правую кровать.
5. Ой, а куда это её переложили?..... На левую кровать.
6. Дети так расшалились, что опять уронили книгу. Где она сейчас?..... На полу, а где?.....Между стульями, правильно.
Я подняла эту книгу и увидела в ней очень красивую иллюстрацию, (на доске изображение рыбака с удочкой у реки) рассмотрите её. Что вы видите?..... Молодцы! Сейчас мы проговорим с вами чистоговорку по этой иллюстрации. Как всегда, первый раз говорю я, а вы слушаете. А потом вместе, ещё раз говорим то же самое. Слушайте.
Ка - ка - ка - вот широкая река.
Ко - ко - ко - там рыбак не далеко.
Ку - ку - ку - попалась рыбка рыбаку.
Ке - ке - ке - много рыб ещё в реке.
Ки - ки - ки - очень рады рыбаки.
Молодцы, у вас очень хорошо получается! Теперь будем угадывать сказки. Вы же их много знаете. (На доске появляется иллюстрация к сказке, а дети отгадывают: «Колобок», «Теремок», «Царевна-лягушка», «Федорино горе», «Три медведя», «Буратино», «Муха-Цокотуха», Красная Шапочка»).
Вот и закончилась наша игра и занятие подошло к концу. Что вам запомнилось?..... Что понравилось больше всего?..... Наше занятие закончено.
Список литературы
- Алябьева, Е.А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А.Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
- Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. - Москва: Огни, 2016. - 83 c.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты
- занятий: 5-6 лет - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020. - 136 с.
- Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. - М.: Просвещение, 2017. - 208 c.
- Серова, Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г.Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2013. - 384 c.