Урок – деловая игра по математике. Тема: "Закрепление пройденного «Работа с многозначными числами. Решение задач»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, многозначные числа


Цель:

  • Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
  • Организовать деятельность учащихся по самостоятельному выполнению действия с многозначными числами в разнообразных ситуациях при решении задач с экономическими ситуациями; создать условия для развития у младших школьников логического мышления, повышения математической грамотности, пополнение словарного запаса; содействовать развитию у школьников умения работать индивидуально и коллективно, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.
  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
  • Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках математики;
  • совершенствовать умение детей выполнять действия с многозначными числами;
  • отрабатывать навыки решения задач изученных видов.

Развивающие:

  • развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение;
  • развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, самоконтроль;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, применять свои знания в ситуации, близкой к жизненной.

Воспитательные:

  • создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • расширять кругозор знаний учащихся.

Тип урока: урок - деловая игра, работа в микрогруппах.

Оборудование: пакет с деловой бумагой, таблицы для самооценивания, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

2. Постановка цели урока. Актуализация опорных знаний

- Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого, и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.

- Сегодня на уроке будут открыты 5 фирм.

- А что главное для каждой фирмы? (прибыль)

- Наша цель - узнать, чья фирма прибыльнее. За выполненное задание вы будете зарабатывать деньги. В конце урока подсчитает каждый свои заработанные деньги и прибыль всей фирмы.

- От прибыли фирмы зависит успешность предприятия и доход всех его работников. Для этого вы должны показать умение слаженно работать в коллективе. Помните, будущее ваших компаний будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.

- Их президентами являются (перечисляю имена)

- Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.

- Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени. (задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.

3. Устный счет Начальный капитал

- А пока проверим вашу готовность к предстоящей работе. (Приложение 1)

  • Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю?
  • Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе.
  • В году 52 недели. Сколько за год выходных дней при 5-дневной рабочей неделе?
  • Из 1ц вычесть 70 кг.
  • Увеличить 4200 на 80
  • Уменьшить 790 на 400
  • Частное чисел 3500 и 7
  • Найти ¼ от 1000
  • Длина садового участка 200м, а ширина 20 м. Найди площадь.
  • Чему равна 1/3 часть суток?

За каждый правильный ответ 50 р.

4. Работа по теме урока

- Каждая фирма должна иметь план. Следуя плану-схеме выполните задание. Стоимость перспективного плана 500р. (Приложение 2)

(7200:90 + 5600:7) - 60 * 5 : 20 = 205

- В банк подали заявление о кредите три фирмы-конкуренты. Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести свой вердикт о их конкурентоспособности. Правильные вычисления принесут вашей команде 450р. (Приложение 3)

Сведения о прибыли фирм за последние три года.
1 фирма 306700 р, 135826 р, 524305р.
2 фирма 252823р, 403567р, 325474р.
3 фирма 426500р, 145308р, 293200р.

- Подсчитайте суммарную прибыль за три года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты занесите в таблицу.

- Итак, чему равна прибыль каждой фирмы?

- Какая же фирма преуспевает?

- Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях.

(каждый по 100 руб.)

- А теперь приступим к работе по деловым бумагам.

- В решении вам поможет алгоритм.

  1. Прочитай.
  2. Что известно.
  3. Что нужно узнать.
  4. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос? Почему?
  5. Реши…)

Из двух городов, расстояние между которыми 5200 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 40 часов. Один поезд шёл со средней скоростью 60 км/ч.

Поставьте к задаче разнообразные вопросы и решите их. (Каждая решенная задача увеличивает бюджет команды.)

Возможные варианты вопросов.

  1. С какой средней скоростью шел второй поезд?
  2. Какое расстояние прошел второй поезд?
  3. На сколько меньше расстояние прошел один поезд, чем другой?
  4. На сколько больше скорость одного поезда, чем другого?

- Каждой престижной фирме приходится работать с каким-нибудь неизвестным, которое им приходится находить. Так и вашим фирмам выпало такое испытание. (Приложение 4)

- Вашей фирме выделяют деньги. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами деньги пойдут в фонд предприятия. Каждая компания сама решает, какой суммой желает пополнить свой счет.

- Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.

(учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.) (Приложение 5)

Задание.

1 уровень. Длина прямоугольника 38 см, а ширина 25 см. Найти площадь и периметр. (100р)

2 уровень. Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина равна 144 метра, а ширина в 3 раза меньше. (200р)

3 уровень. Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 15 см и 29 см. (300р)

5. Рефлексия деятельности

- Ребята, пригодились ли вам сегодня математические знания?

- А пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Эти задания имеют практическую направленность, тесно связаны с современной экономикой).

- Какие задания выполняли?

- Какие вам показались наиболее интересными?

- Довольны ли вы результатами своей работы? Где вы представляете себя на лестнице успеха?

6. Итог

- Каждая компания продемонстрировала свои возможности и теперь подведем итоги устойчивости и платежеспособности ваших компаний. Дадим слово каждому генеральному директору для оценки своей команды.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости распределите зарплату. (Приложение 6)

ФИО

Сумма

1

2

3

4

Всего: