Цель:
- Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
- Организовать деятельность учащихся по самостоятельному выполнению действия с многозначными числами в разнообразных ситуациях при решении задач с экономическими ситуациями; создать условия для развития у младших школьников логического мышления, повышения математической грамотности, пополнение словарного запаса; содействовать развитию у школьников умения работать индивидуально и коллективно, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.
- Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
- Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках математики;
- совершенствовать умение детей выполнять действия с многозначными числами;
- отрабатывать навыки решения задач изученных видов.
Развивающие:
- развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы, уметь доказать, аргументировать свое мнение;
- развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение, речь, самоконтроль;
- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, применять свои знания в ситуации, близкой к жизненной.
Воспитательные:
- создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребенка;
- расширять кругозор знаний учащихся.
Тип урока: урок - деловая игра, работа в микрогруппах.
Оборудование: пакет с деловой бумагой, таблицы для самооценивания, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
2. Постановка цели урока. Актуализация опорных знаний
- Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого, и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
- Сегодня на уроке будут открыты 5 фирм.
- А что главное для каждой фирмы? (прибыль)
- Наша цель - узнать, чья фирма прибыльнее. За выполненное задание вы будете зарабатывать деньги. В конце урока подсчитает каждый свои заработанные деньги и прибыль всей фирмы.
- От прибыли фирмы зависит успешность предприятия и доход всех его работников. Для этого вы должны показать умение слаженно работать в коллективе. Помните, будущее ваших компаний будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
- Их президентами являются (перечисляю имена)
- Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.
- Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени. (задания в файлах - напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. Сегодня вам пригодятся ваши знания, умения и старания.
3. Устный счет Начальный капитал
- А пока проверим вашу готовность к предстоящей работе. (Приложение 1)
- Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю?
- Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе.
- В году 52 недели. Сколько за год выходных дней при 5-дневной рабочей неделе?
- Из 1ц вычесть 70 кг.
- Увеличить 4200 на 80
- Уменьшить 790 на 400
- Частное чисел 3500 и 7
- Найти ¼ от 1000
- Длина садового участка 200м, а ширина 20 м. Найди площадь.
- Чему равна 1/3 часть суток?
За каждый правильный ответ 50 р.
4. Работа по теме урока
- Каждая фирма должна иметь план. Следуя плану-схеме выполните задание. Стоимость перспективного плана 500р. (Приложение 2)
(7200:90 + 5600:7) - 60 * 5 : 20 = 205
- В банк подали заявление о кредите три фирмы-конкуренты. Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести свой вердикт о их конкурентоспособности. Правильные вычисления принесут вашей команде 450р. (Приложение 3)
Сведения о прибыли фирм за последние три года.
|
- Подсчитайте суммарную прибыль за три года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты занесите в таблицу.
- Итак, чему равна прибыль каждой фирмы?
- Какая же фирма преуспевает?
- Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях.
(каждый по 100 руб.)
- А теперь приступим к работе по деловым бумагам.
- В решении вам поможет алгоритм.
- Прочитай.
- Что известно.
- Что нужно узнать.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос? Почему?
- Реши…)
Из двух городов, расстояние между которыми 5200 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 40 часов. Один поезд шёл со средней скоростью 60 км/ч.
Поставьте к задаче разнообразные вопросы и решите их. (Каждая решенная задача увеличивает бюджет команды.)
Возможные варианты вопросов.
- С какой средней скоростью шел второй поезд?
- Какое расстояние прошел второй поезд?
- На сколько меньше расстояние прошел один поезд, чем другой?
- На сколько больше скорость одного поезда, чем другого?
- Каждой престижной фирме приходится работать с каким-нибудь неизвестным, которое им приходится находить. Так и вашим фирмам выпало такое испытание. (Приложение 4)
- Вашей фирме выделяют деньги. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами деньги пойдут в фонд предприятия. Каждая компания сама решает, какой суммой желает пополнить свой счет.
- Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.
(учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.) (Приложение 5)
Задание.
1 уровень. Длина прямоугольника 38 см, а ширина 25 см. Найти площадь и периметр. (100р)
2 уровень. Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина равна 144 метра, а ширина в 3 раза меньше. (200р)
3 уровень. Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 15 см и 29 см. (300р)
5. Рефлексия деятельности
- Ребята, пригодились ли вам сегодня математические знания?
- А пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Эти задания имеют практическую направленность, тесно связаны с современной экономикой).
- Какие задания выполняли?
- Какие вам показались наиболее интересными?
- Довольны ли вы результатами своей работы? Где вы представляете себя на лестнице успеха?
6. Итог
- Каждая компания продемонстрировала свои возможности и теперь подведем итоги устойчивости и платежеспособности ваших компаний. Дадим слово каждому генеральному директору для оценки своей команды.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости распределите зарплату. (Приложение 6)
ФИО |
Сумма |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Всего: |
|