Цель: систематизировать и расширить знания о правилах поведения.
Задачи:
- обогатить нравственный опыта учащихся;
- формировать навыки культуры поведения;
- ориентировать на моральные нормы и их выполнение;
- научить анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- выработать умение учитывать позицию собеседника, сотрудничать.
Вступительные слова
Мы часто слышим фразы: «будь вежливым», «уважай других», «придерживайся хороших манер», «будь воспитанным». Вежливость является существенным отличием воспитанного человека, ведь она проецируется в социуме в процессе общения. Так что значит быть вежливым? Какие основные качества вежливого человека можно выделить?
Зачитать стихотворение Бориса Заходера.
Очень вежливый индюк.
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: - Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться веж-ли-вос-ти!Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»Ты не будь свиньей, Свинья!
Ждет тебя моя семья -
Только раньше бы
Умыла ты свое свиное рыло!Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел!Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды! балды!И добавил с высоты
Своего величия:
- Не усвоили, скоты,
Правила приличия!
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли назвать индюка вежливым? Почему?
- Чем обернётся подобное высокомерное отношение к окружающим такого человека?
- Как вы оцените человека, который с одними всегда вежлив, с другими - иногда, с третьими - никогда?
- Попробуйте дать определение понятию «вежливость».
Вежливость - черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.
Поскольку вежливость - культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.
- Какого человека можно назвать вежливым? (идёт обсуждение).
Вежливые люди наделены массой достоинств:
- заботятся не только о себе, но также об окружающих их людях;
- проявляют вежливость и чувство такта, уступчивость и уважение, внимательно относятся к интересам и привычкам других, даже в случае отличия их от собственных;
- вежливый человек должен соблюдать правила поведения, принятые в обществе;
- есть чувство собственного достоинства, уважение к личной и чужой собственности;
- чистосердечность, вежливый человек не должен упрекать и высказывать острую критику;
- умеют слушать и корректно вносить замечания.
На самом деле, вежливый человек - тот, кто находится в постоянном развитии. Его характеризует честность и искренность в отношениях. В случае споров он способен удержать негативные эмоции и никогда не будет срывать свое плохое настроение на посторонних.
Вежливость присуща всем людям, так как она напрямую зависит от воспитания. Положительные качества в человеке развиваются с детства, что является задачей родителей.
Но у этого качества есть несколько недостатков:
- вежливый человек должен в определенных ситуациях проявлять твердость характера, иначе чрезмерная мягкость может привести к негативному восприятию результатов бесед и споров;
- вежливость проявляется в излишней ответственности за чужие обязательства, происходят потери собственного времени и моральных сил;
- душевное самоуничтожение, вызванное сострадательностью по отношению к другим;
- негативным качеством вежливости является чрезмерность правильности характера и чувства такта, жертва личными благами во имя второстепенных целей.
Давайте будет откровенными и согласимся с мнением, что воспитание или вежливость являются большим в жизни человека, чем просто качества характера. Это стиль жизни, образец семейных отношений, воспитание детей и многое другое. Поэтому собираясь в следующий раз выйти из дома, не нужно забывать о моральных ценностях и человеческих принципах.
- Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливость». (время для обсуждения)
Вежливый - учтивый, благовоспитанный, деликатный, корректный, любезный, обходительный, галантный, предупредительный, уважительный, воспитанный, тактичный. Невежливый - дерзкий, грубый, некультурный, хамоватый, неучтивый, циничный.
Происхождение слова.
До 6 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от слова «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как себя вести в той или иной ситуации. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах, наряду с грамотой и молитвами.
- Как же возникли правила вежливости?
Миллионы лет в жизни людей происходили обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо друг друга, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономичные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникали правила поведения.
Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучатся в дом, как войти, как встать. Как сесть. Как взять чашку с чаем - всё было определено и строго расписано.
- А какие нормы этикета вам известны? Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения. (идёт беседа)
Давайте рассмотрим ситуации и ответим на вопросы.
- Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым для вас человеком. Надо ли поздороваться и вам?
- Вы вошли в автобус с задней площадки. Увидели друзей, стоящих у передней двери. Надо ли с ними поздороваться, а если надо, то как это сделать?
- Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не разойдутся. Кто должен уступить дорогу, если одному 11 лет, другому 15 лет?
- Вас пригласили на день рождения. За сколько минут до праздника нужно приходить?
- Почему появился обычай, когда входишь в дом, снимать головной убор? (Этот обычай пришёл их эпохи рыцарей, которые всегда странствовали в доспехах. Входя в дом, они снимали шлем, как бы говоря хозяину: «Я не опасаюсь тебя».)
- Здороваясь, мы снимаем перчатку. Почему? (Обычай рыцарей - демонстрация отсутствия оружия).
- Вы дарите имениннику подарок. Как вы его преподнесёте?
- Вам подарили вещь, которая у вас уже есть. Как вы поведёте себя?
- Вас пригласили за стол. Кто должен сесть первым - вы или хозяева?
- Как правильно начинать разговор по телефону? (рассмотреть разные ситуации).
Заключение. Подведение итогов
Сформулируйте самостоятельно качества вежливого человека?
1. Вежливые люди активно пользуются «волшебными словами»
2. Вежливые люди относятся к окружающим одинаково
3. Вежливые люди не сквернословят
4. Вежливый человек - вежлив всегда
5. Вежливость, воспитанность и любовь к природе - это неразрывные понятия
6. Вежливые люди понимают, что вежливость - это образ жизни. Моральные устои такого человека сформированы правильно, он умеет взаимодействовать с людьми, умеет говорить, сдерживать эмоции и т.д.
Литература
- Н.И. Дереклеева. Справoчник классного руководителя: - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2008.
- Т.Н. Максимова. Н.Н. Дрoбинина. Классные часы: - М.: ВАКО, 2011.
- Л.И. Саляхова. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. - М.: Глобус, 2007.