Урок по теме "Проценты"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: проценты


Класс: 5.

Цели урока:

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

  • Предметные: уметь объяснять, что такое процент; представлять проценты в виде десятичных дробей и дроби в виде процентов.
  • Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики. Способности к адекватной самооценке результатов своих действий.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном; понимать перспективы дальнейшей работы.
  • Познавательные: умение ставить и формулировать проблему; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания.
  • Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: рабочие тетради, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы, компьютер, проектор, оценочные листы

Ход урока

I. Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Приветствие детей.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления - этот самый благородный путь, путь подражания - этот путь самый легкий, путь опыта - этот путь самый горький»
Конфуций

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении заданий и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний (слайд 1)

1. Давайте вспомним, как умножать десятичную дробь на 10, 100, 1000

1) 0,45 • 10 =

2) 0,023 • 100 =

3) 2,2 • 100 =

4) 0,51 •100 =

А как разделить на 10, 100, 1000

1) 51 : 100 =

2) 0,023 : 1000 =

3) 2,2 : 10 =

2. Создание проблемной ситуации (слайд 2)

Решите задачу

Тетрадь стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких тетрадей можно купить на 900 рублей после повышения цены на 15%?

- Как решить задачи?

- Что непонятно?

- В чем проблема?

- Ребята, а вы знаете, что означает знак %? Как он называется.

- Этот знак обозначает проценты.

- Кто знаком со словом «процент», и со знаком процента?

- Где вы могли слышать данное слово?

- Люди, каких профессий чаще всего употребляют данное слово?

- С какими видами деятельности ассоциируется слово «процент»?

III. Изучение нового материала

- Ребята, какой будет тема нашего урока? Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. А какие задачи урока?

Итак, что же такое процент?

Следующее задание вам подскажет, что такое процент. Выполняем задание в парах (слайд 4)

А) Выполните задания (слайд 5)

Задание 1. Найдите:

а) сотую часть центнера -

б) сотую часть метра -

в) сотую часть гектара -

г) сотую часть числа 700 -

Как вы думаете, что называется процентом?

1% - 1/100.

Проверьте себя. Откройте учебник, найдите определение процента и выпишите в тетрадь.

Б) Выполните следующие задания (самопроверка) (слайд 6)

Задание 1. Заполни пропуски, и сделай вывод.

  • 1 - это 100%
  • 0,14 - %
  • 2 - %
  • 1,2 - %
  • 0,5 - %
  • 0,09 - %
  • 0,7 - %

Вывод: Чтобы обратить десятичную дробь в проценты нужно…

Задание 2. Заполните пропуски, и сделай вывод.

  • 100% = 1
  • 10% =
  • 300 % =
  • 1% =
  • 50% =
  • 5% =
  • 60% =
  • 8% =

Вывод: Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо…

Закрепление материала

IV. Работа по учебнику

№1056 (1-4), №1062.

V. Самостоятельная работа (карточки) по группам

Группы сформированы заранее. Проверка по образцу (слайд 7)

Карточки.

Задание 1. Запишите в виде десятичной дроби:

1%; 6; 38%; 183%; 7,3%; 0,3%

Задание 2.Запишите в процентах десятичные дроби:

0,037; 0,06; 0,052; 3,759; 0,802

Задание 3. Заполните таблицу

Обыкновенная дробь

½

1/20

Десятичная дробь

0,25

Проценты

70%

Алгоритм работы в группе

- Каждый из вас должен зачитать свой вариант ответа.

- Отвечаем по кругу, начинает тот, у кого черные волосы

- Обсуждаем правильность ответов

- Дополняем свои записи

VI. Оцените работу в группе, выбрав пару утверждений

1. Наша группа работала по алгоритму, слушая друг друга.

2. Мы помогали друг другу.

3. Работали дружно.

4. Задание выполнили вовремя.

5. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- А сейчас оцените свою работу на уроке в листе достижений по 5-балльной системе.

1. Тема урока мне понятна -

2. Я достиг цели урока -

3. Я знаю, что такое процент -

4. Я умею представлять проценты в виде десятичной дроби -

5. Я умею представлять десятичную дробь в виде процентов -

6.Мне необходимо поработать над….

VIII. Домашнее задание

На столе у учителя карточки разных цветов. Ребята выбирают сами.

  • Зеленые - параграф 37, №1057(1-5), №1065
  • Красные - параграф 37, №1057(1-5), №1065. Можно выполнить по 2 примера
  • Синие - история возникновения процентов, придумать по 3 примера на правила. параграф 37

Приложение