Изучаем математику с дошкольниками, играя: «Путешествие с Джейком и пиратами Нетландии в страну Матемландию»

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма организации детских видов деятельности: игра-путешествие.

Возраст детей: 4-5 лет.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Программные задачи:

  • Образовательные задачи: продолжать учить детей решать логические задачи, формировать пространственные представления, соотносить количество предметов с цифрой, закрепить знания о геометрических фигурах, закрепить счёт до 5.
  • Развивающие задачи: развивать логическое мышление, зрительную память, развивать связную речь, умение отгадывать загадки, умение отвечать на поставленные вопросы.
  • Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, отзывчивость, желание прийти на помощь, умение понимать учебную задачу и выполнять её, воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование и материалы: Макет корабля, видеописьмо, сундук с подарками, 4 ключа к замкам от сундука, замки, магнитная доска-2 шт., билеты, на которых изображены цифры, полоса из пазлов, с вырезанными на ней геометрическими фигурами, напольные пазлы с цифрами от 1до 5, ткань голубого цвета - ручей, раздаточный материал на каждого ребёнка: цветы, на которых наклеены карточки с пропущенными цифрами, цифры от 1 до 5, маленькие геометрические фигуры с карточками, большие математические кубики, песочный стол, карточки с изображением жителей страны Матемландии, геометрические фигуры, из которых дети собирают жителей.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о цифрах, разучивание дидактических игр по математике, изучение методической литературы, оформление к занятию демонстрационного и раздаточного материала, подбор музыкального сопровождения, озвучивание видео - письма.

Ход работы

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель:

Здравствуйте, ты скажешь человеку.
Здравствуйте, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

- Посмотрите, ребята, сколько гостей у нас сегодня в группе, давайте мы с вами всем нашим гостям пожелаем здоровья и скажем: «Здравствуйте!».

- Ребята, я вас попрошу встать в круг:

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим улыбку нашим гостям. Своими улыбками, ребята, вы всем подняли настроение.

- А теперь, давайте «подружим» наши пальчики:

Дружат в нашей группе мальчики и девочки,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
1,2,3,4,5 - начинаем счёт опять,
5,4,3,2,1 - дружно мы в кругу стоим.

- Сегодня утром в наш детский сад пришло видеописьмо от наших друзей Джейка, Иззи и Кабби, которые живут в волшебной стране Нетландии. Давайте посмотрим, что они нам прислали.

(Видеописьмо: Здравствуйте, ребята! У нас случилась беда! Капитан Крюк похитил ключи от нашего сундука с сокровищами и спрятал их на соседнем острове, в стране Матемландии. Крюк считает, что мы никогда не сможем обойти все его ловушки и найти ключи. Ребята, вы поможете нам разгадать все коварные загадки капитана Крюка и найти ключи от нашего сундука?)

- Ребята, поможем Джейку и его товарищам? Страна Матемландия находится на острове, со всех сторон её окружает вода, на чём же мы отправимся в путь? Как вы думаете?

Дети: На корабле!

Воспитатель: - Мы поплывём на корабле.

Поисково-практический этап

Воспитатель: Вот и наш корабль, но посмотрите, мы не можем попасть на корабль, трап сломан, наверное, капитан Крюк уже постарался, чтобы мы не попали на остров, в страну Матемландию. Что нам делать?

Дети: Починить трап.

Воспитатель: А на что похожи дыры в трапе?

Дети: На геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте, починим трап (дети ставят недостающие геометрические фигуры в отверстия «трапа»).

Воспитатель: Молодцы, ребята, починили трап, посмотрите на него внимательно и скажите, чем отличаются геометрические фигуры?

Дети: - Формой, цветом, величиной.

Воспитатель: Итак, трап мы починили, теперь я раздам вам билеты, и вы займёте свои места на корабле (дети получают билеты с цифрами от 1до 5 и садятся на стулья с соответствующей нумерацией).

- Почему заняли места именно так? Ответы 1-2 детей: номер на билете соответствует номеру на стульчике.

(Включается музыка, дети плывут на корабле).

Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров, в страну Матемландию, сходим с корабля на берег. Отправляемся на поиски ключей от сундука Джейка и его друзей. Путь предстоит долгий, чтобы легче было идти, возьмёмся за руки, сделаем круг.

Физкультминутка

Мы пойдём сейчас налево широкими шагами,
Ручками похлопаем 1,2, ножками потопаем 1,2.
За руки возьмёмся, направо повернёмся,
И пойдём узкими шагами,
Ручками похлопаем 1,2,3, ножками потопаем 1,2,3.

Воспитатель: Долго шли, давайте сядем, отдохнём (дети садятся на ковёр).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди цветочная поляна, а перед нами препятствие - ручей, нам надо через него перейти на другой берег. Мост сломан, нам надо его починить. Что нарисовано на деталях моста?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Все цифры перепутаны, это капитан Крюк постарался. Чтобы починить мост, надо отгадать загадки и расставить цифры по порядку.

Первая загадка (воспитатель иллюстрирует загадку на магнитной доске):

Идёт мама по дорожке: топ-топ-топ,
А за ней вприпрыжку маленький сынок.
Ушла мама в магазин
И остался сын (ответы детей) ОДИН.

Воспитатель: Правильно, ставим цифру один.

- Кто нам расскажет стихотворение про цифру один?

Ребёнок:

На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка после игры.

Вторая загадка:

Лягушонок с кочки прыгает на кочку,
А навстречу ему лягушонок другой:
«Здравствуй, братец дорогой!».
Ква-ква-ква, был один, а стало (ответы детей) ДВА.

Воспитатель: Правильно, ставим цифру два.

- Кто нам расскажет стихотворение про цифру два?

Ребёнок:

Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт -
Прямо лебедем плывёт.

Третья загадка:

Папа заяц и мама зайчиха,
С ними зайка их сынок,
Ты внимательно смотри,
Сколько вместе зайцев (ответы детей) ТРИ.

Воспитатель: Правильно, ставим цифру три.

- Кто нам расскажет стихотворение про цифру три?

Ребёнок:

Ты только посмотри,
Как красива цифра три,
Два полукруга, поставили друг на друга.

Четвёртая загадка:

Три зайчонка танцевали,
А потом они устали,
К ним лисичка прибежала,
Вместе с ними в танец встала.
Круг становится шире, шире,
Сколько всех зверей (ответы детей) ЧЕТЫРЕ.

Воспитатель: Правильно, ставим цифру четыре.

- Кто нам расскажет стихотворение про цифру четыре?

Ребёнок:

Делал Егорка
С мамой уборку.
Опрокинул стул
В квартире,
Стал похож он на четыре.

Пятая загадка:

Шум по лесу прокатился,
Вышел мишка, рассердился,
А они опять плясать,
Сколько вместе стало (ответ детей) ПЯТЬ.

Воспитатель: Правильно, ставим цифру пять.

- Кто нам расскажет стихотворение про цифру пять?

Ребёнок:

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула.
Ножку круто изогнула.

Воспитатель: Вот и починили мост, расставили цифры по порядку. Давайте посчитаем: один, два, три, четыре, пять. Переходим по мосту через ручеёк и вот он первый ключ!

Воспитатель: Перед нами цветочная поляна. Цветы здесь растут необычные - это домики для цифр. Капитан Крюк успел побывать и здесь, навёл беспорядок на поляне. Цифры забыли своих соседей, ребята, давайте поможем им занять свои места (дети выполняют задание, у каждого свой цветок, воспитатель проверяет, спрашивает 1-2 детей). Молодцы, справились с заданием! И нашли второй ключ!

Воспитатель: Ребята, перед нами ещё одно препятствие - пустыня, мне кажется, нас ждёт какой-то сюрприз. А какой, мы сейчас узнаем. Подходим к нашему столу с песком по очереди, опускаем руки в песок и достаём два предмета, называем эти предметы.

(Дети находят в песке геометрические фигуры, называют их.). Молодцы, все правильно ответили и нашли ещё один ключ.

Воспитатель: Давайте немного отдохнём, встанем в круг и поиграем с нашим большим математическим кубиком (воспитатель бросает кубик с цифрами ребёнку, ребёнок называет выпавшую ему цифру).

Воспитатель: А теперь возьмём ещё один маленький кубик. Что на нём нарисовано?

Дети: Точки.

Воспитатель: Надо кинуть сначала большой кубик с цифрами, а потом на маленьком кубике найти соответствующее этой цифре количество точек.

Воспитатель: Ребята, нам осталось найти последний ключ. Мы уже так долго находимся в стране Матемландии, а жителей ещё не видели. Вы хотите с ними познакомится? Пойдёмте знакомиться. Какой ужас, капитан Крюк так испугал жителей страны, что они от страха все рассыпались, от них остались лишь фотографии. Ребята, давайте поможем жителям, соберём их из вот этих геометрических фигур по фотографиям. Для этого нам надо разделиться на две команды.

(Дети собирают жителей).

Вот такие, оказывается, жители живут в стране Матемландии (воспитатель вешает большие портреты жителей на мольберт).

Воспитатель: Жители говорят вам большое спасибо за то, что вы навели порядок в их стране, и дарят вам ключ.

Рефлексивно-оценочный этап

В.: Все ключи найдены, пора возвращаться в детский сад. Садитесь на корабль, поплыли.

(Дети занимают места на корабле, музыка стихает, выходят в центр группы).

Вот мы и оказались снова в детском саду.

- Где мы с вами побывали?

- В какой стране?

- Какие препятствия вы преодолели на пути?

- Сколько ключей мы нашли в Матемландии? Давайте посчитаем.

А нас здесь ждёт ещё одно письмо от Джейка, и его друзей: «Ребята, спасибо за помощь, вы справились со всеми испытаниями, которые приготовил для вас капитан Крюк и в награду за ваши старания мы дарим вам свой сундук с сокровищами. До следующих приключений!». Нам осталось открыть замки на сундуке. Надо подобрать нужный ключ (дети подбирают ключ к замку). Вот и открыли сундучок, а внутри вас ждут угощения!