Личностно-ориентированный подход в преподавании биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В эпоху цифровизации мы все меньше стали уделять внимание лично-ориентированному подходу в обучении. На сегодняшний день общество стоит на пути серьезного развития. И этому обществу требуются люди активные, убежденные, умеющие жить и работать в обстановке возрастающей экономической и социальной ответственности за себя, свой город и свою страну.

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичной и духовно-нравственной личности. Наши выпускники сегодня должны самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

В своей работе я использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно-ориентированное обучение. Ведь именно эти технологии помогают мне на уроке обратить внимание на индивидуальные способности каждого ученика.

Цель личностно-ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций личности:

  • способность выбора
  • поиск смысла
  • умение рефлексировать
  • формирование ответственности

В личностно-ориентированном образовании, главное действующее лицо всего образовательного процесса - ученик. А педагог в этом процессе скорее диагност и помощник в развитии личности ученика. Ведь главная задача учителя на уроке «помочь ребенку все сделать самому».

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации, к нему предъявляется ряд требований. На уроках создается атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой на работу в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров на таких уроках является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии творческих способностей. Главным принципом личностно-ориентированного урока является формирование у учащихся системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В рамках личностно ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. В своей работе стараюсь использовать четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности.

Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях. Слабые учащиеся могут использовать опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме. Кроме этого, контроль проводится в виде взаимопроверки, разноуровневых тестов, биологического диктанта.

Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.

Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т.е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

При подведении итогов уроков с применением личностно ориентированной технологии для осознания школьниками собственной деятельности и ее результатов необходимо выставлять оценки и проводить рефлексию.

Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках, личностно-ориентированный подход использую в работе с одаренными детьми.