Цели: обобщить знания обучающихся о видах травм, закрепить приемы оказания первой медицинской помощи, развивать самостоятельность, критичность и остроту мышления, умение вступать и поддерживать диалог, воспитывать личность безопасного типа.
Основные задачи:
Обучающие:
- актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
- применение теоретических знаний в практической деятельности
- порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации.
Воспитывающие:
- воспитание общей культуры личности;
- воспитание чувства товарищества у подростков;
- формирование потребности бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивающая:
- формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Техническое оснащение: бинты; жгуты; подручные шины; перевязочный материал; силиконовые накладки имитации травм, тренажеры, карточки с заданиями; мультимедийное оборудование, презентация, карточки для рефлексии
Ход урока
1. Приветствие
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада всех видеть сегодня на уроке. Подарим друг другу добрые улыбки. Подарите улыбки гостям, друг другу и мне. Искренняя улыбка - успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Давайте улыбнемся друг другу и вспомним, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости - 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц, давайте любить и беречь себя!
2. Актуализация темы. (2 мин.)
Учитель читает притчу: (на слайде 1. Картинка, шум моря) Презентация
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
- Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, - ответил малыш, не прерывая своего занятия.
- Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:
- Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах.
Я уверена, что каждый человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
В этом году, вы ребята, начали изучать организм человека. Мы уже познакомились с несколькими темами, а именно, изучили опорно-двигательную, кровеносную, дыхательную системы, узнали, что человеческий организм очень хрупок и уязвим. С человеком могут случаться несчастные случаи и как правило, чаще всего рядом с пострадавшим оказываются люди не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь человеку может только тот, кто сумеет это сделать сам. Для того, чтобы суметь, надо уметь, знать, тренироваться! Скажите, ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ответы детей
Конечно, вы правы. Речь пойдет о первой помощи, той которую часто необходимо оказать еще до приезда врачей.
Сегодня мы будем учиться оказывать первую помощь. Наш урок называется «Скорее «скорой». Сегодня мы закрепим свои знания по оказанию первой доврачебной помощи на практике.
Слайд 2. Информация по статистике
- 80% пострадавших могут выжить если первая помощь была оказана в течении пяти «бриллиантовых» минут.
- если первая помощь оказана через 10 «платиновых» минут, шанс на спасение имеет каждый второй.
- при оказании помощи в течение «золотого» часа спасти удается лишь 15-20 % тяжело пострадавших.
Учитель: Оказание первой помощи в течение пяти «бриллиантовых», десяти «платиновых» минут и «золотого» часа могут в большинстве случаев спасти жизнь человека при экстренных и неотложных состояниях, т.к. помощь, оказанная в эти временные промежутки от момента получения травмы или развития жизнеугрожающего состояния, является наиболее эффективной. Обратите внимание на слайд. До 80 % тяжело пострадавших могли бы выжить, если бы первая помощь была им оказана в течение первых 5 минут. Если первая помощь оказана через 10 минут, шанс на спасение имеет каждый второй, а при оказании помощи в течение «золотого» часа спасти удается лишь 15-20 % тяжело пострадавших. К сожалению, первая помощь пострадавшим в различных ситуациях оказывается крайне редко (в 1,5-2 % случаев), что связано, с отсутствием соответствующей подготовки по первой помощи, а также должной мотивации по спасению жизни и сохранению здоровья граждан.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 1 млн населения в неделю приходится 30 внезапных смертей. Среди их причин значительная доля связана с травмами и "внезапной сердечной смертью". Каждые 45 секунд в Европе один человек умирает из-за внезапной остановки сердца. По данным ВОЗ, 70% людей, пострадавших от травм, погибают из-за неоказания им необходимой первой помощи.
3. Основная часть
Учитель: Ребята, а что такое помощь? Я предлагаю Вам ответить на этот вопрос с помощью Синквейна.
Задание 1: Составьте синквейн со словом «помощь». (3 мин.) Напоминаю основные правила составления: Слайд 3
- 1 существительное
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- предложение, лозунг, девиз из 4 слов
- синоним слову
Например: помощь, скорая, нужная, поддержать, оказать, содействовать, «Я готов оказать помощь!», участие.
(дети работают на местах, спрашиваю 3-4 человек).
Слайд 4
Учитель: ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Для того, чтобы правильно оказывать помощь, человек должен владеть некоторыми теоретическими знаниями и практическими умениями. Предлагаю Вам выполнить следующее задание. У вас на столах карточки с заданиями. Для оперативности выполнения давайте разделимся на три группы.
- 1 группа «Опорно-двигательная система»,
- 2 группа «Кровеносная система»,
- 3 группа «Дыхательная система».
Слайд 5
Задание 2: Установите соответствие между повреждением в системе и его признаками. (3 мин.). Ребята такие задания будут встречаться в КИМах на экзаменах по биологии после 9 и 11 классса.
Проверка правильных ответов, на слайдах показываю правильные ответы, один уч-ся называет их, остальные на местах проверяют.
1 группа (1 ряд) Определите, какие из нижеперечисленных признаков являются признаками перелома
А) нарушение функции конечности;
Б) тошнота и рвота;
В) появление сильной боли при попытке движения рукой или ногой;
Г) деформация и некоторое укорочение поврежденной конечности ;
Д) временная потеря сознания.
Слайд 6. Ответ:
А) нарушение функции конечности;
В) появление сильной боли при попытке движения рукой или ногой;
Г) деформация и некоторое укорочение поврежденной конечности ;
2 группа
Слайд 7
Укажите соответствие между видом кровотечения и его основными характеристиками
1) артериальное кровотечение
2) венозное кровотечение
3) капиллярное кровотечение
А) наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах
Б) кровь тёмно-вишнёвого цвета и изливается медленно
В) кровь ярко-красного цвета выбрасывается сильной пульсирующей струёй
Слайд 8. Ответ
1. Артериальное кровотечение - В) кровь ярко-красного цвета выбрасывается сильной пульсирующей струёй
2. Венозное кровотечение - Б) кровь тёмно-вишнёвого цвета и изливается медленно
3. Капиллярное кровотечение - А) наблюдается при неглубоких порезах кожи, ссадинах
3 группа
Слайд 9
Установите соответствие между процессами вдоха и выдоха
Процесс |
Что происходит |
1) Вдох 2) Выдох |
А) легкие сжимаются
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
Слайд 10. Ответ
Вдох:
Б) легкие расширяются, Г) межреберные мышцы сокращаются, Е) диафрагма опускается, становится более плоской, объем грудной полости увеличивается
Выдох:
А) легкие сжимаются, В) межреберные мышцы расслабляются, Д) диафрагма становиться выпуклой - объем грудной полости уменьшается
Задание 3. Для 1 группы. Назовите основные виды переломов. Покажите на скелете человека основные места, назовите кости, которые чаще всего подвергаются переломам
Слайд 11
Задание 4. Для 2 группы. Назовите основные способы остановки кровотечений.
Слайд 12. Способы остановки кровотечения -
- Наложение кровоостанавливающего жгута
- Наложение давящей повязки
- Временное пальцевое прижатие на артерию выше раны
- Максимальное сгибание конечности
- Возвышенное положение конечности
Покажите на рисунке основные точки прижатия при кровотечениях.
Задание 5. Для 3 группы. Где у человека находится дыхательный центр, покажите на модели мозга.
Слайд 13
Задание 4. Блиц-вопросы для всех уч-ся
- Что такое паренхиматозное кровотечение? (внутренне)
- Что такое альвеолы? (пузырьки, на кончиках бронхов)
- Как называется «дом для головного мозга» (черепная коробка)
- Чем покрыто тело человека от макушки до кончиков
- пальцев? (Кожей)
- Какой орган человека называют «мотором»? (Сердце)
- Их у человека двадцать. (Пальцы)
- Главное отделение «внутренней кухни». (Желудок)
- Соседка желудка с правой стороны. (Печень)
- Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
- Что носит человек много лет, а счета им не знает? (Волосы)
- Какой орган человека называют «командным пунктом»? (Мозг)
Учитель: Выполняя теоретические задания, вы показали неплохие знания, а можете ли вы применить эти знания на практике. Ребята перед вами на демонстрационном столе лежат предметы, которые можно использовать при оказании первой помощи при различных повреждениях человеческого организмов. Сейчас я вам раздам карточки с ситуациями, вы должны их внимательно прочитать, выработать алгоритм оказания помощи пострадавшему, выбрать все необходимое и продемонстрировать, как вы это будете делать. Для организации контроля и консультативной помощи с вами будет медицинский работник, которого вы все хорошо знаете это Торопшина Ольга Алексеевна
Ролевая игра «Я сам». Отработка практических навыков и умений. (ситуации представлены на карточках). На вначале, ребята, давайте выработаем единый алгоритм действия оказания первой доврачебной помощи. Внимание на слайд 14
Алгоритм оказания первой помощи
Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:
- Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
- Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим
- Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Если пострадавший в сознании то поговорить с ним, успокоить, поддержать психологически.
- Вызвать специалистов: с мобильного телефона 112 (ЕДДС) , 03, 103(скорая помощь) или 01, 101 (спасатели).
- Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
-
восстановление проходимости дыхательных путей;
- сердечно-лёгочная реанимация;
- остановка кровотечения.
- Наложение шины и другие мероприятия
- Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.
А вот теперь с учетом этого алгоритма начинаем работать по ситуациям.
Слайд 15. Ролевая игра «Я сам»
1 группа
Ситуационная задача № 1.
Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, её случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У неё болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтёк и есть искривление кости.
Задание. Какой вид травмы у пострадавшего? Какую помощь требуется оказать пострадавшему? Какие средства оказания помощи вы будете использовать из представленных на демонстрационном столе
или
Ситуационная задача №2.
На уроке физкультуры мальчики сдавали зачёт по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, споткнулся, затем сошёл с дистанции. Сильно болела нога, но всё-таки её можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отёк. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Задание. Какое повреждение можно предположить? Какую помощь требуется оказать пострадавшему, какие средства оказания помощи вы будете использовать из представленных на демонстрационном столе.
или
Ситуационная задача №3.
Спортсмен-лыжник упал, спускаясь по горной трассе. Встать не может. Жалуется на боль в левой ноге в области голени, в ране видны отломки костей, кровотечение умеренное.
Задание. Каков вид травмы у лыжника? Какова последовательность действий при оказании первой доврачебной помощи.
2 группа
Ситуационная задача № 1.
При мытье 3-х литровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид раны, кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?
Ответ: Рана резаная расположена на предплечье, видны ровные края. Кровотечение венозное.
(Показывают меры оказания первой помощи)
или
Ситуационная задача № 2.
Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, в заборе торчал окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?
Ответ: Рана колотая, находится на голени. Кровотечение артериальное.
(Показывают меры оказания первой помощи)
или
Ситуационная задача № 3.
Мальчишки во дворе бегали на перегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?
Ответ: Сильная ссадина, капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.
(Показывают меры оказания первой помощи)
3 группа
Ситуационная задача № 1.
Во время купания из природного водоёма был извлечён мальчик с признаками утопления.
Задание: окажите первую медицинскую помощь.
Условия: выполняется на роботе-тренажере «ПЕТР».
или
Ситуационная задача № 2.
Во дворе многоэтажного дома на катке школьница упала, ударилась головой об лёд и потеряла сознание.
Задание: окажите первую медицинскую помощь.
Условия: выполняется на роботе-тренажере «ПЕТР».
или
Ситуационная задача № 3.
В школьной столовой у ученицы 6 класса во время торопливой еды и разговора появился судорожный кашель, затруднение дыхания. Её беспокоит боль в области гортани. Девочка растеряна, говорит с трудом, испытывает страх. Лицо красное. Осиплость голоса. Периодически повторяются приступы судорожного кашля и шумное дыхание с затруднением вдоха.
Задание: окажите первую медицинскую помощь.
Условия: выполняется на роботе-тренажере «ПЕТР». Прием Геймлиха
4. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, вы показали хорошие знания и умения в вопросах оказания первой помощи пострадавшим при различных повреждениях опорно-двигательной, кровеносной и дыхательной систем. А теперь вопрос: «Как вы думаете сможете ли вы оказать помощь в экстремальных условиях». Выберите карточки определенного цвета.
Слайд 16
- Красная - я знаю как помочь и помогу скорее «Скорой»
- Синяя - я могу помочь при поддержке кого-либо
- Желтая - я могу вызвать «Скорую помощь»
Учитель: Ребята, я очень рада, что большинство из вас подняли красные карточки, значит наш урок прошел с пользой. Главное - то, ради чего мы сегодня выполняли все эти задания на уроке - это убить в человеке непричастность. То чувство, из-за которого сотни прохожих проходят мимо лежащего на земле человека, проезжают ДТП, снимая пострадавших на телефон. Чувство, порождаемое не эгоизмом, а простым непониманием того, что делать. Ведь как только находится один, решившийся подойти к лежащему, вокруг собирается толпа желающих помочь. Но часто, не знающих, как. Вот этих знающих людей, людей, в критической ситуации которые не растеряются, а окажут помощь, спасут человека - в нашем мире сегодня прибавилось! Это Вы!
На память о сегодняшнем уроке я подготовила для всех присутствующих памятки по оказанию первой доврачебной помощи.
Всем спасибо за урок!