Детское словотворчество - феномен речевого становления, который стал широко известен читателям после многократного переиздания книги К.И.Чуковского «От двух до пяти». Подавляющее большинство родителей наблюдают у своих детей своего рода «словообразовательный взрыв», который проявляется в том, что дети сами начинают изобретать новые слова.
Ребенок трех - четырех лет в своей речи уже может употреблять слова, которые педагоги - исследователи дошкольного детства относят к понятиям. Однако малыш не всегда полностью понимает значение этих слов, а пользуется ими как ярлыками, определяющими действие или предмет. Известный французский исследователь психологии детей раннего возраста Ж. Пиаже назвал этот период дооперациональным, потому что в возрасте 2-3 лет малыш фактически еще не знает и практически не применяет операций, которые функционально связаны с использованием понятий, хотя бы даже и в их начальной, конкретной форме.
По мере взросления ребенка развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи детей и стимулируется, когда они начинают соединяться друг с другом. Для того чтобы лучше понимать динамику развития такой мыслительной категории как понятие, наряду со знанием динамики развития мышления необходимо иметь представление о динамике речевого развития малыша.
В дошкольном детстве, начиная с 3 лет, речь малыша становится более связной и от монолога постепенно переходит к форме диалога. Ситуативность речевых высказываний, характерная для ребят раннего возраста, постепенно уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с конкретной ситуацией. Помимо диалога, у ребенка-дошкольника, по сравнению с малышом раннего возраста, возникает и развивается ещё более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание.
Также психологами и педагогами-исследователями отмечается возникновение и развитие, начиная с возраста 5-6 лет, развитие речи «про себя» и внутренней речи. Именно внутренняя речь является «носителем» понятий,
Для понимания того, как идет процесс развития внутренней речи особый интерес представляет анализ возникновения, динамики преобразования и затем исчезновения так называемой эгоцентрической речи. Поначалу эгоцентрическая речь, которая сопровождает самостоятельные действия малыша по решению возникающих перед нимпрактических задач, с точки зрения окружающих выглядит как отдельные звуки и лепет.
Для малыша эгоцентрическая речь во внешней, словесной форме фиксирует результат его самостоятельной практической деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания малыша на отдельных моментах деятельности и является средством управления кратковременной и оперативной памятью ребенка.
Постепенно эгоцентрические речевые высказывания малыша приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается речью «про себя».
Во время появления и развития эгоцентрической речи малыш по уровню познавательного и личностного развития еще не способен к усвоению правил речевого поведения, доступных детям более старшего возраста.
Малыш 4-х летнего возраста не имеет еще навыков пользования диалогической речью, им лишь в какой-то мере усвоены первоначальные основы социализированной речи - грамматика и лексика. Малыш не умеет с помощью речи психологически влиять на собеседника, и взрослому кажется, что он и не пытается это делать.
Уже используя для коммуникаций речь и имея неплохой словарный запас, малыш еще довольно долгое время не осознает слова как что-либо обозначающие определения, но как отдельно существующие системы символов.
Как пример, можно привести такое задание, когда младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на вопрос: сколько слов в предложении, называют только существительные, не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи.
С понятием «слово» дети 3-5 лет часто отождествляют целое предложение, что может говорить о том, что слово для детей младшего и среднего дошкольного возраста - целая законченная мысль. Если иметь в виду, что для многих ребят раннего и среднего дошкольного возраста в одном-единственном слове на самом деле часто выражается то, что взрослый обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность рассуждений детей младшего и среднего дошкольного возраста.
К 4-5 годам дети уже овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. Формируется и развивается диалогическая речь. Беседуя друг с другом, дети адресуют ровесникам свои развернутые высказывания. Между тремя и пятью годами увеличивается частота правильных ответов на вопросы, касающиеся определения качеств предметов и явления, обозначения действий и т.п.
В среднем дошкольном возрасте, около 4-5 лет, родной язык становится для малыша предметом анализа, ребенок пытается понять его, задает вопросы, интересуется словообразованием. Ребята старшего дошкольного возраста уже могут отличать слова, имеющиеся в родном языке, от придуманных, искусственно созданных. Дети младше 6 лет обычно считают, что у слова однозначны, и не понимают шуток, основанных на игре слов.
Подводя итог сказанному можно отметить, что описанные выше процессы и результаты речевого развития у ребят дошкольного возраста не есть нечто раз и навсегда неизменное. Они существенно меняются в зависимости от индивидуального развития, объема жизненных впечатлений малыша и круга его общения, а также от многих других условий.
Список литературы
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г.Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 151 с.
2. Ушакова, О.С. Придумай слова [Текст] / О.С.Ушакова. - М.: «Издательство Института Психотерапии», 2001 - 300 с.
3. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / под ред. О.С.Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2016 - 208 с.
4. Назарова, Е.В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.В.Назарова; Московский пед. гос. ун-т. - Москва, 2000. - 16 с.