Звук [й], буква й

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, буква и звук «й»


Задачи урока:

  • учить выделять и характеризовать согласный звук [й], развивать фонематический слух,
  • познакомить с новой буквой й, формировать навык чтения с новой буквой,
  • воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны,
  • повторить правила дорожного движения.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока. Сообщение темы урока

- Буква новая, но звук слышали в сочетании с другими звуками.

Кто сформулирует нашу главную цель на уроке? (Научиться выделять новый звук в словах и читать слова с новой буквой)

2. Повторение о звуках и буквах

- Предлагаю прокатиться на автомобилях. Но есть пассажиры, без которых мы не можем отправиться в путь - это буквы.

Дети получают индивидуальные задания.

Подумайте, какие буквы поедут в автомобиле красного цвета, а какие - в автомобиле сине-зелёного цвета.

3. Остальные дети в это выполняют следующие задания

- Одни читают текст с доски. «Малыши и мамы»

Слон со слонёнком.
Олень с оленёнком.
Сова с совёнком.
Корова с ______ .
Собака с ______.

Другие участвуют в игре «Слова заблудились».

  • абиёжикксь
  • стёлкабвшю
  • уберёзатвол
  • рвтзвёздыте

Что общего у этих слов?

4. Заслушивание ответов индивидуальных заданий

5. Новая тема

А) Для чего нужен автомобиль?

- А как люди передвигались до его появления?

- Первый автомобиль появился в 1896 году.

- Как передвигались воины прошлых времён, конники Петра 1, солдаты российской армии? Рассмотрите иллюстрации на с.158-159 учебника.

Б) Какова их задача? (Охранять рубежи нашей страны от врагов)

- Как называют человека, который отличился в бою храбростью, совершил подвиг?

В) - Анализ слова герой, характеристика звука [й] с опорой на схему.

- Когда ещё слышали этот звук? (В словах с буквами я.ё.е.ю, если эти буквы стоят в начале слова или после гласной)

Г) Игра «Кто внимательнее?»

- Если слышите звук [й], поднимите квадрат зелёного цвета.

Шайба, лицо, линейка, синий, иголка, йогурт, Яша, йод.

Д) Знакомство с буквой й.

- Как вы думаете, почему напечатана только строчная буква, почему нет заглавной?

- В русском языке нет слов, которые начинаются с заглавной буквы й.

- На какую букву она похожа?

Чтобы й не перепутать с и,
Сверху палочку пиши.

6. Физкультминутка

Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
Ногу левую - к груди.
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

7. Чтение слов с буквой й с.35

  • Все ли слова понятны?
  • В каких словах написание расходится с произношением?
  • Прочитай те слова, в которых буква й стоит в начале слова, в середине, в конце.

8. Вычёркивание буквы й из карточек. Кто может прочитать эти слова?

(Детям выданы тексты из детских книг)

9.Работа с текстом о дедушке с.35

- Сколько предложений?

- Сколько слов с новой буквой?

- Прочитайте текст, подумайте над его заглавием.

- Кем был дедушка на войне. Что означает слово «снайпер»?

- Какую награду получил дедушка?

- Как понимаете выражение «сам стар, а душа молодая»?

- Прочитайте пословицы на с.34. Какая из пословиц подходит к данному тексту?

Чтение с доски. Слава нашим дедам и прадедам!

10. Повторение правил дорожного движения с.36

А) - Какие виды транспорта вы знаете?

Б) Презентация «Виды транспорта»

В) Чтение слов из столбиков

- Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта?

- Прочитайте слова с новой буквой.

- Найдите самое длинное слово.

А какое самое короткое?

Г) -Что обозначают эти дорожные знаки? С. 36. Для чего они нужны?

- Отгадайте загадку:

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.

Д) - Напомните правила светофора.

  • Красный - стой!
  • Подумай - жёлтый!
  • Свет зелёный, чтобы шёл ты.

- На какой звук оканчиваются слова красный, жёлтый, зелёный.

Е) Чтение стихотворения «Мяч» С.Маршака учителем.

- Кто знает, что потом случилось с мячом? Почему так произошло?

11. Итог урока

- На каком автомобиле будет ездить буква й?

- Какое задание на уроке было самым интересным? Самым трудным? Самым лёгким?