Задачи урока:
- учить выделять и характеризовать согласный звук [й], развивать фонематический слух,
- познакомить с новой буквой й, формировать навык чтения с новой буквой,
- воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны,
- повторить правила дорожного движения.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока. Сообщение темы урока
- Буква новая, но звук слышали в сочетании с другими звуками.
Кто сформулирует нашу главную цель на уроке? (Научиться выделять новый звук в словах и читать слова с новой буквой)
2. Повторение о звуках и буквах
- Предлагаю прокатиться на автомобилях. Но есть пассажиры, без которых мы не можем отправиться в путь - это буквы.
Дети получают индивидуальные задания.
Подумайте, какие буквы поедут в автомобиле красного цвета, а какие - в автомобиле сине-зелёного цвета.
3. Остальные дети в это выполняют следующие задания
- Одни читают текст с доски. «Малыши и мамы»
Слон со слонёнком.
Олень с оленёнком.
Сова с совёнком.
Корова с ______ .
Собака с ______.
Другие участвуют в игре «Слова заблудились».
- абиёжикксь
- стёлкабвшю
- уберёзатвол
- рвтзвёздыте
Что общего у этих слов?
4. Заслушивание ответов индивидуальных заданий
5. Новая тема
А) Для чего нужен автомобиль?
- А как люди передвигались до его появления?
- Первый автомобиль появился в 1896 году.
- Как передвигались воины прошлых времён, конники Петра 1, солдаты российской армии? Рассмотрите иллюстрации на с.158-159 учебника.
Б) Какова их задача? (Охранять рубежи нашей страны от врагов)
- Как называют человека, который отличился в бою храбростью, совершил подвиг?
В) - Анализ слова герой, характеристика звука [й] с опорой на схему.
- Когда ещё слышали этот звук? (В словах с буквами я.ё.е.ю, если эти буквы стоят в начале слова или после гласной)
Г) Игра «Кто внимательнее?»
- Если слышите звук [й], поднимите квадрат зелёного цвета.
Шайба, лицо, линейка, синий, иголка, йогурт, Яша, йод.
Д) Знакомство с буквой й.
- Как вы думаете, почему напечатана только строчная буква, почему нет заглавной?
- В русском языке нет слов, которые начинаются с заглавной буквы й.
- На какую букву она похожа?
Чтобы й не перепутать с и,
Сверху палочку пиши.
6. Физкультминутка
Если ты солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
Ногу левую - к груди.
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
7. Чтение слов с буквой й с.35
- Все ли слова понятны?
- В каких словах написание расходится с произношением?
- Прочитай те слова, в которых буква й стоит в начале слова, в середине, в конце.
8. Вычёркивание буквы й из карточек. Кто может прочитать эти слова?
(Детям выданы тексты из детских книг)
9.Работа с текстом о дедушке с.35
- Сколько предложений?
- Сколько слов с новой буквой?
- Прочитайте текст, подумайте над его заглавием.
- Кем был дедушка на войне. Что означает слово «снайпер»?
- Какую награду получил дедушка?
- Как понимаете выражение «сам стар, а душа молодая»?
- Прочитайте пословицы на с.34. Какая из пословиц подходит к данному тексту?
Чтение с доски. Слава нашим дедам и прадедам!
10. Повторение правил дорожного движения с.36
А) - Какие виды транспорта вы знаете?
Б) Презентация «Виды транспорта»
В) Чтение слов из столбиков
- Все ли из перечисленных слов обозначают вид транспорта?
- Прочитайте слова с новой буквой.
- Найдите самое длинное слово.
А какое самое короткое?
Г) -Что обозначают эти дорожные знаки? С. 36. Для чего они нужны?
- Отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Д) - Напомните правила светофора.
- Красный - стой!
- Подумай - жёлтый!
- Свет зелёный, чтобы шёл ты.
- На какой звук оканчиваются слова красный, жёлтый, зелёный.
Е) Чтение стихотворения «Мяч» С.Маршака учителем.
- Кто знает, что потом случилось с мячом? Почему так произошло?
11. Итог урока
- На каком автомобиле будет ездить буква й?
- Какое задание на уроке было самым интересным? Самым трудным? Самым лёгким?