Упражнения по цветовым гармониям

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Живопись, ... , содержит в себе идею цвета как одну из необходимых ее основ наряду со светотенью, пропорцией и перспективой.
Э.Делакруа.
Дневник. 23 февраля 1852 г
.

Введение

Цвет одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Цвет обладает и большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой художественных произведений. Использование цвета в художественных произведениях зависит от многих факторов (техники, стиля, вида искусства, авторского замысла и индивидуальности мастера); он служит важнейшим компонентом художественного образа.

Как бы мы ни создавали цвета, каждому из нас свойственен свой способ цветового восприятия и передачи.

И все-таки прежде, чем использовать цвет, следует понять, что же это такое.

Общее представление о цвете

Наблюдаемые в природе цвета разделяются на две группы:

1. Хроматические (цвета в спектре красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

2. Ахроматические (белый, серый и черный цвета).

К основным качествам цвета относятся:

  • Цветовой тон - особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый и т.д.)
  • Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Например, если в синий цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.
  • Оттенок - градация цветового тона в пределах одного цвета или малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого. Например, оттенки синего - это сине-голубой, сине-фиолетовый и т.п.
  • Локальный цвет предмета - собственно цвет предмета без учета светотени, его светлоты и насыщенности. Насыщенность - восприятие чистоты цвета, т.е. близости к спектрально-чистым цветам.
  • Светлота - относительная яркость цвета.
  • Тон - степень светлоты, присущая предмету в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. В более широком смысле нередко заменяет понятие «цвет», «оттенок», «цветовая гамма», «колорит».
  • Контраст - противопоставление двух цветов, в цветовом спектре - это всегда цвета находящиеся напротив друг друга. Так же эти цвета будут взаимодополнительными.
  • Нюанс - явление, когда при сопоставлении каких либо качеств или свойств объекта различия наблюдаются в незначительной степени
  • Теплый / холодный цвет - теплые / холодные цвета определяются по присутствию в них охристых / голубых оттенков. Располагаются они на противоположных концах цветового круга. Эти качества цвета относительны и зависят от расположения рядом других цветов.

Целью занятий цветоведением является изучение одного из самых субъективных средств живописи и композиции - цвета, психологии его восприятия, закономерностей смешивания цветов и т.д. Целью занятий цветоведений является также формирование у учащихся культуры цветового восприятия, работы с цветом.

Задачи:

  • выявить индивидуальные творческие способности ученика в области цвета;
  • вооружить ученика знаниями, умениями и навыками на основе усвоения теории цвета.

Цветовой круг.

Для определения взаимодействия цветов красок между собой, а также для определения "теплых" и "холодных" цветов, художники часто пользуются так называемым "Цветовым кругом Иттена".

Цветовой круг Иттена - это круговая модель взаимодействия оттенков и цветов между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона.

Упражнение №1. Выполнить 12-частный цветовой круг из трех основных цветов: красный, синий, желтый.

Контрастные пары. Дополнительные цвета

Следует довести важность знания контрастных пар и их свойств. Так как эти цвета, как дополняют друг друга на контрасте, так и приглушают, делают цвета более гармоничными, менее кричащими, если их подмешивать друг в друга.

Дополнительные цвета, контрастные пары - это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий.

Упражнение №2. Выполнение орнамента с дополнительными цветами.

Оттенки цвета

Градация цветового тона в пределах одного цвета или малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого. Например, оттенки синего - это сине-голубой, сине-фиолетовый и т.п.

Упражнение №3. Выполнить упражнение «Цветная поляна» на получение оттенков разных цветов.

Теплые и холодные цвета

Согласно теории цвета, теплыми цветами первой ступени считаются красный и желтый, второй - оранжевый, третьей - желто-оранжевый, красно- оранжевый и красно-фиолетовый. Холодный первой ступени - синий, второй - фиолетовый и зеленый, третьей - желто-зеленый, сине-зеленый и сине-фиолетовый.

Теплые и холодные цвета не находятся с одной и другой стороны цветового круга. Их можно найти в каждом оттенке цвета. Теплая весна и теплая осень имеют в своей палитре все цвета, но только их теплые оттенки, а холодная зима и лето - холодные. Таким образом, вся палитра цветов есть в каждом цветотипе.

Упражнение №4. Выполнить упражнение на получение теплых и холодных цветов.

Нейтральные цвета

Из 3-х контрастных пар, а именно ЗЕЛЕНЫЙ + КРАСНЫЙ, СИНИЙ+ОРАНЖЕВЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ+ЖЕЛТЫЙ, получается при смешивании этих пар серо-коричневые нейтральные оттенки.

Упражнение №5. Выполнить упражнение на получение «нейтральных цветов» путем смешивания.

Черный и белый цвет

Когда размышляешь о черном и белом цветах, невольно удивляешься мистике этих двух цветов, их силе влияния на весь хроматический ряд и очарованию рожденной ими семьи серых оттенков. Прежде всего, следует запомнить, что черный и белый цвета, а также весь спектр серого между ними - это ахроматический ряд. «Ахроматический» в переводе с древнегреческого означает «нецветной». Черный и белый - это полные контрасты в ахроматическом ряду. Их не относят к теплым или холодным цветам, но по тяжести или легкости можно проанализировать также и весь ахроматический ряд.

Упражнение №6. Выполнение живописной творческой работы на тему «Пасмурный день», «Ночь».

Цветовая гармония. Цветовые созвучия

Понятие цветовой гармонии также имеет объективные закономерности. Гармония-это равновесие, симметрия сил. Признаки гармонии: согласованность, единство всех элементов.

Монохромная (одноцветная) гармония

Упражнение №7. Выполнить упражнение на получение монохромной цветовой гармонии.

Гармоничная триада по правилу вписанного равностороннего треугольника

Упражнение № 8. Выполнить гармоничную композицию вписанного равностороннего треугольника.

Гармоничная триада по правилу вписанного равнобедренного треугольника

Упражнение №9. Выполнить композицию на составление гармоничного сочетания по правилу вписанного равнобедренного треугольника.

Гармонические триады по правилу вписанного прямоугольного треугольника

Упражнение №10. Выполнить композицию применяя гармоничную триаду по правилу вписанного прямоугольного треугольника.

Гармонические сочетания по правилу вписанного квадрата

Упражнение №11. Выполнить гармонические сочетания по правилу вписанного квадрата.

Гармонические сочетания по правилу вписанного прямоугольника

Упражнение №12. Выполнить гармоничные сочетания по правилу вписанного прямоугольника.

Заключение

В методическом пособии «Цветоведение» описана малая часть упражнений. На самом деле их можно придумать очень много.

Упражнения представлены в виде детских творческих заданий, с учетом возрастных особенностей детей, их творческих способностей. Приемы и способы получения изображений помогут обучающимся лучше понять, как применять полученные знания на практике.

Представленные материалы могут быть применены, как для классов предпрофессионального обучения, так и для групп общеразвивающей направленности.