«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм…»
В.В.Путин
С 1 января 2021 г. в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». В проекте ставится вопрос об усилении воспитательной работы на уроках. В рамках федерального проекта предусмотрена организация деятельности по обновлению и использованию актуальных форм по патриотическому воспитанию детей. Проект станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу.
В данном проекте патриотическое воспитание личности трактуется как воспитание, выражающееся в неразрывной связи с историй, традицией, территорией и культурой своей страны в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины.
Почему сегодня проблема патриотического воспитания стоит достаточно остро? Да потому, что в современном обществе происходит переоценка жизненных ценностей: материальные встали выше духовных, смяты нравственные ориентиры, обострились националистические настроения, молодежь вступает в различные антиобщественные организации, усиливается разрыв между бедными и богатыми. Владимир Владимирович Путин в «Послании Президента Федеральному Собранию» отмечал, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом смысле. В то же время для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Воспитательная работа нашей школы строится на основе авторской программы «Я Иркутянин. Я Сибиряк. Я Россиянин». Целью воспитательной работы является развитие творческой социально-активной личности, обладающей чувством национальной гордости и ответственности за судьбу Отечества и своё будущее. Важнейшая задача, которая стоит перед школой и учителем в частности - это четко фиксировать в сознании ребенка такие базовые ценности как Отечество (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством и старшим поколением, межэтнический мир), Человек (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, трудолюбие), знание (познание, истина, экологическое сознание...).
Что же такое патриотизм? В различных источниках формулировки отличаются. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования к его защите. Так определено в Государственной программе.
Одним из составляющих патриотического воспитания, опять же обращаясь к Государственной программе, является осознание учащимися их причастности к истории своего города, чувства гордости и любви за свою малую родину. И я, как учитель - предметник на своих уроках стараюсь решать эту проблему. Математика позволяет доступно в числовой форме изложить материал в задачах об Иркутске, Иркутской области, и такие задания вызывают у ребят наибольший интерес, т.к. активизируют их познавательную деятельность, формируют симпатию к родному краю. На уроках можно предложить задачи о флоре, фауне, населении нашей области, много данных можно найти по нашей драгоценной жемчужине - озеру Байкал; главное - привязать материал к учебной программе.
По теме «Масштаб» можно учащимся предложить задачу
В Иркутской области четыре ГЭС
а) Братская ГЭС - одна из самых больших в России, ее длина 924 м, а перепад высоты составляет 124,5 м. Первый ток дала в 1961 г., и на тот момент была самой мощной в мире.
б) Усть-Илимская ГЭС: длина 1475 м, высота 105 м. Запущена в 1980 г.
в) Иркутская ГЭС: длина плотины 250 м, высота 44 м. Вступила в строй в 1958 г.
г) Мамаканская ГЭС: высота 57 м, длина 345 м. Запущена в строй в 1963 году в труднодоступной местности.
Изобразить длину и высоту отрезками в М. 1:5000.
По теме «Проценты. Диаграммы. Пропорции»
Задача: Во всех пресных озерах мира содержится 123000 км3 воды. Озеро Байкал содержит 19% этих запасов и 90% российских запасов пресной воды. Определить запасы воды в озере Байкал и запасы пресной воды в России? Можно предложить перевести кубокилометры в кубометры или литры.
В Иркутской области спелые леса (возможные для эксплуатации) произрастают на площади 11,6 млн га.
Задача: В нашей области сосняки составляют 34%, лиственничные -30%, пихтарники - 6%, березняк - 14%, осинник - 8%, ельник - 8%. Какую площадь занимает каждая порода? Составить различные виды диаграмм.
Задача: На планете сосновые леса (наиболее ценная порода) занимают 325 000 000 га. В России - это 115 200 000 га, в Иркутской области - 15 100 000 га. Какой процент составляют запасы соснового леса от запасов России (13,1), от мировых запасов?
Задача: Численность население Иркутской области 2020 г. составляет 2375640 человек, из них городское составляет 79%, сельское 21%. Иркутск - 623562 чел., Братск - 226269 чел., Ангарск - 224630 чел. Вычислить количественный состав сельского и городского населения. Какой процент составляет численность населения Братска от населения области? [М.А. Винокуров, А.П. Суходолов, 1998].
Задача: На территории нашей области кроме русских проживают: армяне - 6600 чел., чуваши, киргизы, узбеки - 4500 чел., украинцы - 30800 чел., белорусы - 7900 чел., буряты - 77700 чел., татары - 22900 чел., азербайджанцы - 5400 чел. Можно даже не формулировать учащимся вопрос, что надо вычислить или найти, а поставить условие: есть новая информация - составьте задачу, поставьте вопросы и ответьте на них.
В условиях школы патриотическое воспитание прививается и в ходе работы с историческим материалом, раскрывающим традиции российского народа, героическую борьбу и подвиги. У учащихся только начинает формироваться как бы начало патриотизма, но если его не направлять, не пытаться реализовать, то оно может остаться не востребованным, и наши школьники могут найти свое применение совершенно в другом направлении.
Исторический материал, действуя на сознание и чувства учащихся, обладает огромным потенциалом для патриотического воспитания. Можно на урок составить одну - две задачи, а можно посвятить весь урок, приурочив его к памятной дате, главное - выбрать такой материал, который оставит в душе ученика яркое впечатление.
При составлении задач, я использовала архивные данные, справочники, материалы Иркутского областного краеведческого музея, музея авиационного завода и интернет.
Тема: «Десятичные дроби. Пропорции»
Задача: Танковая колонна «Иркутский Комсомолец» состояла из: 4 танков Т-26, 8 танков ВТ-5, 32 танков Т-34,2 танков Т-40. На строительство этой колонны было собрано жителями области 12360000 рублей. Какова стоимость одного танка? Результат округлить до целых [А.И. Денисевич, 1967].
Задача: Для изготовления 3 танков требуется 96,9 тонны высококачественного сплава. Сколько потребуется металла для изготовления 5 (7; 46) танков.
Устный счет:
- 156372 + 43628= ____ ушло на фронт из Иркутской области
- 200000*0,5 = _______ погибли на фронтах
- 200000*0,15= ______ умерли после войны от ран и болезней
- 4,8 : 0,24 = _________ Героев Советского Союза из Иркутской области
- НОД(36;18) = ______ полные кавалеры Ордена Славы в Иркутской области
- 86117,9*10 = _______ награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
- 1,372 +0,628 = ______ дважды герои Советского Союза [Кузнецов и др., 1965].
Белобородов Афанасий Павлантьевич, его бюст установлен недалеко от Вечного Огня.
Челноков Николай Васильевич, его именем названа улица, на которой находится железнодорожный вокзал.
Математический диктант: Вклад Иркутян в Победу.
За 5 лет жители области пожертвовали 64 млн рублей. Собрали 412 тыс. различных шкур, из которых изготовили и отправили на фронт 616 тыс. штук различной теплой одежды и обуви. Более 20 производств было перевезено в Иркутск из оккупированных территорий. На заводах Иркутска произвели 1986 штук бомбардировщиков, тяжелых истребителей и торпедоносцев. Для танковой колонны «Иркутский Комсомолец» собрали 12360000 рублей. Иркутская станция переливания крови отправила на фронт 90тысяч литров крови для спасения раненых. Пионеры области собрали и отправили на фронт 15 тыс. кисетов, 50 тыс. карандашей, 42 вагона с подарками [Г.А. Докучаев и др., 1971; Л.С. Шолохова, 2011; М.Р. Акулов и др., 1970].
Прочитать числа:
- 70000 разрушено деревень
- 84000 разрушено школ
- 32000 разрушено фабрик и заводов
- 98000 разрушено колхозов
- 1710 разрушено городов
- 4559000 чел. взято в плен или без вести пропало
- 6885000 чел. погибло на полях сражений
- 26600000 чел. общая численность потерь граждан Советского Союза.
Следующую задачу можно предложить для решения в любом классе. В зависимости от возраста, класса, вычислительных навыков учащиеся будут решать различными способами, но полученный ответ взволнует каждого!
Цена Победы: Великая Отечественная война шла 4 года. 1418 дней. 27000000 погибших. 14 человек каждую минуту. Каждый погибший - это чей-то отец, сын, брат, мать, сестра… Если каждому погибшему поставить по 1 минуте молчания, то население Земли замолчало бы….. (51,4года)
Еще одна задача, которая не оставит равнодушным ни одного ученика, ее можно взять для урока, полностью посвященного блокаде Ленинграда.
Хлеб Ленинграда: На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось: 40 грамм соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше, чем соломы, а отрубей в 5 раз больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедал в сутки житель блокадного Ленинграда?
Для учащихся 7-9 классов: В 1941 г. (июль-декабрь) было произведено 43024 тонны пороха, а уже в 1944 г. его производство достигло 126890 тонн.
Задача: Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6,5 раза больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы селитры и серы вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 250 кг пороха? (30 кг сера, 195 кг селитра, 25 кг уголь)
9 класс тема «Прогрессии»
Задача: В первый день танковая колонна прошла 10 км. В последующие дни колонна проходила на 2,5 км больше, чем в предыдущий день. Поход длился 8 дней. Какое расстояние прошла колонна?
Задача: Самолет начал снижение на высоте 8000 м и первые 10 минут снижался на 500 м в минуту. Записать формулу для вычисления высоты hn, на которой будет находиться самолет через n минут после начала снижения. На какой высоте будет находиться самолет через 2 минуты после снижения, через 7 минут? На какой минуте самолет окажется ниже 4000 м над уровнем земли? Изобразить на координатной плоскости десять членов этой последовательности.
Задача: Подводная лодка за первую минуту погрузилась на глубину 125 м. В последующие минуты она погружалась в 0,4 раза быстрее, чем в предыдущий раз. Сколько минут лодка будет погружаться на глубину 206,5 м?
Тема: «Векторы. Метод координат на плоскости»
Задача: При взятии высоты командир отделения указал стрелку огневую позицию в точке В (-4;-1) и сектор ведения огня: справа А(1;-2) слева С(3;0). Определить угол обстрела.
Задача: Командир минометной батареи получил задачу на уничтожение противника и его огневых точек в районе, ограниченном точками А(95;4) В(9;6) С(6;7). Какова площадь обстрела?
10 класс «Многогранники»
Задача: Сечение траншеи - равнобедренная трапеция, нижнее основание 90 см, верхнее 1,4 м, боковая сторона 1,7 м. Определить объем грунта, который нужно вынуть, если общая длина траншеи 155 м.
«Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
Задача: В отряде 25 бойцов. Двоих надо отправить в разведку. Сколько существует вариантов это сделать?
Таким образом, решение сюжетных и практических задач, содержащих материалы краеведения и исторические сведения, позволяют сделать урок математики не просто уроком вычислений и заучивания формул, а уроком, который пробуждает чувства сопричастности с прошлым и настоящим своей малой родины и России, с величием своих предков.
Список литературы
- Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск: Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.
- Всё для фронта, всё для победы!: сборник документов из фондов ГАНИИО. / под ред. Шолохова Л.С. Иркутск: Оттиск, 2011. 512 с.
- Денисевич А.И. Танки идут на фронт. Газета «За коммунизм» Иркутского машиностроительного завода от 20 мая 1967 г.
- Патриотизм трудящихся Иркутской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): сб. док. и материалов к 20-летию великой победы. / под ред. И.И.Кузнецов, А.В.Неганова, А.Я.Шапранова - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. - 392 с.
- Подвиг земли богатырской: (Сибирь в годы Великой Отечеств. Войны 1941-1945 гг.) / М.Р.Акулов, В.Т.Анисков, Ю.А.Васильев, И.И.Кузнецов. - Москва: Мысль, 1970. - 364 с.
- Сибиряки - фронту: (Материалы Науч. конф., посвящ. 25-летию Победы Сов. Союза над фашистской Германией и империалист. Японией)/ [Редколлегия:... Г.А.Докучаев, В.Г.Зибарев (отв. редакторы) [и др.]; Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР. - Новосибирск: [б. и.], 1971. - 386 с.