Здравствуйте, уважаемые коллеги и единомышленники!
Меня зовут Кяупа Елена Анатольевна, я учитель английского языка высшей квалификационной категории и уже более десяти лет посвящаю свою жизнь обучению и воспитанию детей. В этой статье я хочу рассказать о творческом проекте, над которым сейчас работаю и возможно это вдохновит вас на новые свершения.
Я работаю в МБОУ Лицей 130 имени академика М.А.Лаврентьева города Новосибирска. На нашей кафедре иностранных языков уже много лет существует творческое пространство, где учителя и их родители помогают детям раскрыть свой творческий потенциал с помощью иностранного языка. Это и разыгрывание сценок, мюзиклов, декламация стихотворений и прозы, пение песен и многое другое. Творческие работы представляются не только в рамках внешкольных мероприятий, но и на различных районных и городских конкурсах и фестивалях, где занимают призовые места и получают высшие награды.
В 2020-2021 учебном году под моим руководством был апробирован новый творческий проект под названием Лаборатория Мультипликации, где ребята учатся создавать мультфильмы и озвучивать их на английском языке. О нем бы я хотела рассказать подробнее и поделиться опытом его реализации.
Анимация - очень интересный для детей вид искусства. И что немаловажно, это синтетический вид, который включает в себя не только изобразительные средства, такие как, например, рисунок, живопись, скульптура или декоративно-прикладное, но и многие другие виды творчества. Это и музыка, и театр с режиссурой, и литература с искусством выразительного чтения, и даже танцы. Именно поэтому процесс создания собственного мультфильма может дать детям множество полезных знаний и многому научить практически.
К ЧЕМУ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРИЙТИ
Цель: Познакомить учащихся с основными видами анимации, освоить пластилиновую, рисованную, перекладную, Lego-анимацию, создать в этих техниках мультфильмы и озвучить их, а также научить самостоятельно монтировать мультфильм.
Задачи:
Учебные:
- пробудить и развить творческую фантазию;
- развить художественный вкус, чувство времени;
- наиболее полно и широко проявить творческие способности детей;
- усвоить основные знания в области изобразительных искусств, литературного творчества и мультипликации;
- освоить навыки по созданию мультфильмов - в планировании общей работы, в разработке и изготовлении марионеток, фонов и декораций, в установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию;
- формировать и развивать способность к межкультурному общению на иностранном языке.
Воспитательные:
- самостоятельность, ответственность, коллективизм и взаимопомощь,
- последовательность и упорство в достижении цели, самокритичность и т.д.
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА
1. Сначала ребятам было предложено посмотреть мультфильмы, созданные в различной технике с последующим обсуждением увиденного. Для первого раза было решено сделать мультфильм в пластилиновой технике. Затем было обсуждение сюжета, героев, поступков героев, материалов, из которых сделаны герои, окружающие предметы, декорации и т.д.
2. Создание собственного сюжета, его обсуждение: создание сюжета сказки совместно методом мозгового штурма и индивидуально - в форме сочинения. Последующее обсуждение, выбор лучшего сочинения для создания мультфильма. Нами было принято решение написать сценарий новогоднего мультфильма на основе сказки «Теремок» и назвать наш мультфильм «Сказка о варежке».
4. Изготовление героев мультфильма и декораций, включающее в себя обсуждение героев сказки, продумывание его характера и роли в сказке, каждому достается «свой» герой. Из пластилина каждым участником мультипликации был создан «свой» герой. Ребята очень старались, тщательно продумывали детали персонажей и декорации. На мой взгляд получилось очень здорово!
Созданные персонажи и декорации
Рисунок 1
Рисунок 2
5. Создание сценария и раскадровка: из выбранного сочинения (сюжета) совместно обсуждается каждая сцена, к ней схематически производится раскадровка. Здесь необходимо сказать, что в лаборатории мультипликации принимали участие ученики вторых и третьих классов, поэтому после обсуждения сценария, работа по его написанию и перевод сказки на английский язык была выполнена мной. Но в дальнейшем планируется, чтобы дети могли сами выполнять эту работу.
6. Съемка: каждая сцена снимается на телефон (1 секунда = 5 - 20 кадров). В нашем шестиминутном мультике у нас получилось 562 кадра. Не очень много в рамках стандарта, но в дальнейшем будем оттачивать мастерство съемки. Хочется отметить, что этот этап был самым длительным и потребовал максимум концентрации, усидчивости и упорства.
7. Просмотр и редактирование отснятого материала: совместный просмотр фотоматериала на компьютере, отбор брака, сортировка сцен.
8. Озвучка: озвучивание ролей, подбор звуков из баз звуков в свободном доступе, запись звука средствами программы. Мультфильм был полностью озвучен ребятами. Они очень старались, многие сцены получалось озвучить с нескольких попыток. В итоге это помогло детям лучше запомнить многие английские фразы и более эмоционально передать их смысл.
9. Монтаж: сведение фото- и звукового материала в единый видеофайл посредством программного обеспечения. В силу возраста, конечно, этот этап работы выполнил учитель. Дети более старшего школьного возраста могут справиться с этим самостоятельно или под руководством учителя.
10. Демонстрация мультфильма. Обсуждение. Рефлексия.
Кадры из мультфильма
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Процесс создания мультфильма оказался очень увлекательным, но трудоемким: нужно было найти подходящий сценарий, придумать героев и декорации, слепить все это из пластилина, отснять покадрово каждую сценку, выучить свою роль и озвучить ее, найти и наложить музыкальное сопровождение и т.д. Однако, благодаря трудолюбию, таланту и неподдельному интересу, ребята 2-х и 3-х классов, на мой взгляд, успешно справились с этими задачами. В этом учебном году наша Лаборатория Мультипликации обязательно продолжит работу и порадует зрителей новыми интересными сюжетами.
«Сказка о варежке» напомнит нашему зрителю, что зима не за горами, а вместе с ней приходит время чудес.
Посмотреть мультфильм можно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=tf2hM0JCyJA
Приятного просмотра!