Программа внеурочной деятельности "Создай интеллект-карту на английском языке"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Создай интеллект-карту на английском языке» (далее - программа) относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. Она позволяет удерживать интерес к учебному предмету «Английский язык». Данный курс внеурочной деятельности может дать огромные положительные результаты, поскольку учащиеся научатся выбирать, анализировать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Создание интеллект-карт помогает развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480, в редакции приказов Минобрнауки России от 29.05.2014 № 1645, 31.12.2015 № 1578, 29.07.2017 № 613, 11.12.2020 № 712);
  • Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  • Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 № 63180);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (вместе с «СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...») (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62296) (Таблица 6.6 Требования к организации образовательного процесса);
  • Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
  • Положение о порядке разработки, рассмотрения, внесения изменений и/или дополнений, утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), утвержденное приказом МБОУ «Гимназия № 2»;
  • Рабочая программа воспитания.

Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях, обладающих такими личностными качествами, как креативность и способность мыслить критически, активность при целенаправленном познании мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владение основами научных методов познания окружающего мира и быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность, а также, готовность к сотрудничеству. Программа направлена на развитие личности учащегося, формирование у него исследовательских умений и компетенций.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель курса «Создай интеллект-карту на английском языке» - создать условия для дальнейшего развития и совершенствования метапредметных умений, связанных с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации через создание интеллект-карт на английском языке с помощью различных компьютерных программ и сервисов для создания интеллект-карт.

Достижение поставленной цели направлено на решение задач:

  • создание условий для развития личности подростка;
  • развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия подростка;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • социальное, культурное и профессиональное самоопределения, творческую реализацию и самореализации личности подростка
  • развитие умения использовать интеллект-карты, как форму представления информации;
  • освоение различных компьютерных программ и сервисов для создания интеллект-карт.

Программа курса внеурочной деятельности «Создай интеллект-карту на английском языке» реализуется в форме курса через следующие формы проведения:

  • лекции с элементами беседы;
  • практикумы;
  • поисковая, проектная деятельность.

На занятиях курса учащиеся вовлекаются в познавательную, коммуникативную, творческую, общественно-организационную, профориентационную виды деятельности, осуществляемую индивидуально, в группах, фронтально.

Занятия проводятся с применением личностно-ориентированной технологии, технологии проектов, ИКТ-технологии, коллективно-творческих дел, сотрудничества.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на один год обучения для группы учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели во второй половине дня (15.00-15.40). Продолжительность занятия 40 минут. Норма наполнения групп до 15 человек.

Проведение занятий возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ожидаемые результаты реализации программы курса:

Развитие творческих, исследовательских, коммуникативных навыков учащихся, приобретение навыка создания интеллект-карт на английском языке по разным темам с помощью различных компьютерных программ и сервисов для создания интеллект-карт; демонстрация учащимися полученных проектных навыков при создании творческих мини-проектов в виде интеллект-карт.

Для реализации целей и задач курса внеурочной деятельности определено ресурсное обеспечение:

Кадровое
    учитель английского языка,
  • учитель информатики и ИКТ.

Информационное

    подборка материалов по созданию интеллект-карт;
  • интернет-сурсы.

Программно методическое

    конспекты занятий, бесед, мероприятий;
  • разработки шаблонов интеллект-карт.

Материально - техническое

    кабинет английского языка (№ 402);
  • технические средства обучения (видео- и аудиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор).

Программа внеурочной деятельности составлена с учетом модуля «Курсы внеурочной деятельности» рабочей программы воспитания на уровне среднего общего образования и относится к направлению «Познавательная деятельность. Воспитание на занятиях курса внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование детско-взрослых общностей с целью объединения учащихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку в детских объединениях учащихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

При реализации программы также учитываются модули рабочей программы воспитания «Работа с одаренными детьми», «Профориентация».

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Создай интеллект-карту на английском языке» формируются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Личностные результаты должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

8) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

9) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты должны отражать:

Регулятивные универсальные учебные действия

1) самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

2) оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

3) ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

4) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

5) выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

6) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

7) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

1) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

3) использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

4) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

5) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

6) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

7) менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

2) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

3) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

5) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

Коммуникативные умения

Говорение, диалогическая речь

  • вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики;
  • при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи»;
  • выражать и аргументировать личную точку зрения;
  • запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики;
  • обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию.

Говорение, монологическая речь

  • формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
  • передавать основное содержание прочитанного/увиденного/услышанного;
  • давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики);
  • строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.

Чтение

  • читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты.

Письмо

  • писать несложные связные тексты по изученной тематике;
  • письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.

Языковые навыки

Орфография и пунктуация

  • владеть орфографическими навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
  • расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации.

Лексическая сторона речи

  • распознавать и употреблять в речи лексические единицы в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»;
  • догадываться о значении отдельных слов на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам и контексту;

Грамматическая сторона речи

  • оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
  • употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной и отрицательной формах);
  • употреблять в речи условные предложения и нереального характера;
  • употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;
  • употреблять в речи предложения с конструкцией so/such;
  • употреблять в речи конструкции с герундием, с инфинитивом;
  • употреблять в речи инфинитив цели;
  • использовать косвенную речь;
  • использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: Present Simple, Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect;
  • употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее используемых времен: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect;
  • употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени;
  • употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты;
  • согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого;
  • употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
  • употреблять в речи определенный/неопределенный/нулевой артикль;
  • употреблять в речи личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные местоимения;
  • употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
  • употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество и наречия, выражающие время;
  • употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и место действия.

Результатом освоения курса может являться создание индивидуального или коллективного (группового) проекта. Предполагаемые формы представления проектов:

  • банк интеллект-карт по разным темам,
  • наглядные пособия,
  • учебное пособие,
  • презентация.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обобщенные принципы включения материала в содержание программы:

1) принцип широкого доступа (материал предлагается в различных формах и типах источников: в печатном и электронном виде);

2) принцип множественности методов;

3) принцип доступности проб (вне зависимости от того, на каком уровне находится учащийся изначально, он имеет возможность получить доступ к заданиям любого уровня и осуществить пробу его решения). Данный принцип эффективен при разработке индивидуальных маршрутов учащихся, при организации групповой работы и формировании навыков наставничества у учащихся.

Раздел 1. Интеллект-карты. 1 час

Лекция с элементами беседы. Систематизация и актуализация знаний по данной теме. Создатель интеллект-карт. Виды интеллект-карт. Правила создания интеллект-карт. Возможности использования.

Раздел 2. Компютерные программы, шаблоны, платформы, конструкторы и сервисы для создания интеллект-карт. 4 часа

Лекция с элементами беседы. Систематизация и актуализация знаний по данной теме. Компьютерные программы для создания интеллект-карт WiseMapping, Bubble.us, Freemind, XMind, Coggle, spiderscribe.net, Mindjet MindManager. Кроссплатформа iMindMap. Шаблон Venngage. Конструктор lucidchart.com. Сервис Calameo.

Практическая работа 1. Работа в программах WiseMapping, Bubbl.us, Freemind

Практическая работа 2. Работа в программах XMind, Coggle, spiderscribe.net, Mindjet MindManager.

Практическая работа 3. Работа в кроссплатформе iMindMap и шаблоне Venngage.

Практическая работа 4. Работа в конструкторе lucidchart.com. и сервисе Calameo.

Раздел 3. Повседневная жизнь. 1 час

Общество потребления. Самостоятельная жизнь. Отношения поколений в семье. Семейные истории. Круг друзей. Дружба и любовь.

Практическая работа 5. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 4. Здоровье. 1 час

Здоровый образ жизни и правильное питание. Современные тенденции в заботе о здоровье: йога, вегетарианство, фитнес.

Практическая работа 6. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 5. Городская и сельская жизнь. 1 час

Развитие города и регионов.

Практическая работа 7. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 6. Научно-технический прогресс. 1 час

Дистанционное образование. Робототехника.

Практическая работа 8. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 7. Природа и экология. 1 час

Заповедники России. Энергосбережение. Последствия изменения климата. Деятельность различных организаций по защите окружающей среды. Экотуризм.

Практическая работа 9. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 8. Современная молодежь. 1 час

Молодежные субкультуры. Молодежные организации. Система ценностей. Волонтерство.

Практическая работа 10. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 9. Страны изучаемого языка. 1 час

Политические и экономические системы. Выдающиеся личности в истории стран изучаемого языка. Искусство.

Практическая работа 11. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 10. Современные профессии. 1 час

Профессии будущего. Карьера и семья. Успех в профессии.

Практическая работа 12. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 11. Иностранные языки. 1 час

Развитие языка. Диалекты. Молодежный сленг. Профессиональный язык.

Практическая работа 13. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с применением изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Раздел 12. Культура и искусство. 1 час

Классическое и современное искусство. Изобразительные (живопись, архитектура, скульптура, графика) и неизобразительные (музыка, театр, кино, хореография) виды искусства. Мода и дизайн как часть культуры. Альтернативные виды искусства: граффити, декоративно-прикладное искусство. Интерактивные выставки и музеи. Произведения искусства и отношение к ним.

Практическая работа 14. Создание интеллект-карт по темам модуля с использованием лексических единиц и грамматических конструкций с использованием изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Подведение итогов. 2 часа

Практическая работа 15. Защита проектов «Создание интеллект-карт по темам модулей» с использованием изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

Практическая работа 16. Защита проектов «Создание интеллект-карт по темам модулей» с использованием изученных программ, шаблонов, платформ, конструкторов и сервисов.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ