Среднее арифметическое, размах и мода

Разделы: Математика

Класс: 8


Предмет: Алгебра.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к нахождению размаха и моды числового ряда.

Образовательная цель: ввести с обучающимися определение размаха и моды числового ряда.

Формирование УУД:

Личностные действия:

  • формирование стартовой мотивации к изучению нового;
  • формирование познавательного интереса к изучению нового;
  • формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
  • формирование целевых установок учебной деятельности.

Регулятивные действия:

  • умение тавить новые цели, самостоятельно оценивать условия достижения цели;
  • формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий;
  • осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата.

Познавательные действия:

  • выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания;
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные действия:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы;
  • развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Этап урока, время

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (1 мин.а)

- Здравствуйте, ребята!

Ученики приветствуют учителя стоя. Садятся

2. Постановка учебной задачи (1 мин.)

- С каким понятием вы работали на прошлом уроке?
- Сегодня мы продолжим изучение среднего арифметического.
- Открыть тетради, записать число, классная работа.
- Ребята, подумайте, какова цель нашего урока?
(Вывешиваются на доску)

Среднее арифметическое.
Выполняют записи в тетради.
- Повторить нахождение среднего арифметического чисел.
- Узнать новое о статистики

3. Актуализация знаний (8 мин.)

1) Как найти среднее арифметическое
2) Найдите среднее арифметическое чисел:
1 ряд
а) 8; -2,5; -2,5
б) 12, 18, -7, 13
в) -100, 108
г) -18, 16, -17, 23
2 ряд
а) -14, 6, 8, 9, -25, 14, 29, 30, 6
б) -6, -13, -14, 28, -4, 44
3 ряд
а) 15, -18, 24, -17, 1,1
б) -4, 48, -6, 57, -50
в) -8, -3, 23
г) -300, 310
- Как связаны между собой полученные числа?

- Дело в том, что во время ВОВ также вели статистические работы: собирали и обрабатывали данные о вооружении, о продовольствии, о жертвах. Это было необходимо, чтобы точнее представлять всю картину войны и предотвращать нехватку оружия или продуктов.

Ученики отвечают на вопрос.
Выполняют письменно парами.
Ответ: 1941

Ответ: 75

Ответ: 1945

В этом году отмечается 75-е Победы в ВОВ

4. «Открытие нового знания» (7 мин.)

- Одним из главных помощников советских солдат был танк Т-34. Он оказал огромное влияние на исход войны. Военными экспертами он был призван одним из лучших танков того времени. Слайд 1.

В таблице показан выпуск танка Т-34 на Уральском танковом заводе в течение 1942 года:

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Выпущено
танков
(ед. танков)

75

120

225

380

380

380

400

520

550

560

620

750

Сколько танков в среднем завод выпускал ежемесячно?
В каком месяце было выпущено больше всего танков?
В каком месяце было выпущено меньше всего танков?
Зная эти данные, что можем найти?
Что эта разность может показывать, означать?
Запись: 750-75=675
Что еще необычного можно заметить в данном числовом ряду?
675 и 380 также являются статистическими характеристиками. Заметим, одно нашли, когда из большего вычли меньшее, а второе - число повторяется.
Придумайте названия этим двум статистическим характеристикам.

Рассматривают фото, слушают.

4960:12=413..

Разность

Повторяющиеся число 380

Работа по 4 человека

5. Первичное закрепление (3 мин.)

За героические подвиги в Великой Отечественной войне многие были удостоены звания Героя Советского Союза. Слайд 2.

Год

1941

1942

1943

1944

1945

Количество
Героев
Советского
Союза

127

393

2499

3517

4586

Какие статистические характеристики можно найти для этого числового ряда?

Работа с таблицей

Размах 4459
Ср.ар. 11122:5=2224

5. Физкультминутка (3 мин.)

- Мы хорошо потрудились и заслужили небольшой перерыв.

Выполняют упражнения

6. Включение нового знания в систему знаний (10 мин.)

Слайд 3.
В п. Лесной Карасёвский завод также внес свой вклад в победу. Об этом прочитайте в статье. Обработайте информацию, заполнив таблицу. Найдите все статистические характеристики.
Как и огромное количество предприятий западной опасной зоны, Карасёвский кирпичный завод решено было эвакуировать. Осенью 1941 года когда немцы подступали к Москве, как крупнейшее в округе Коломны предприятие стройиндустрии его стали готовить к эвакуации. Участвовал в этих событиях и Д.Ф. Морозов. По его словам, эвакуационный состав состоял из 10 вагонов с оборудованием. В одной из теплушек ехали те, кто его сопровождал Даниил Фёдорович помнит, что вместе с ним ехали главный инженер с женой и двумя детьми, инженер, слесарь. Осенью 1941 года эшелон прибыл на Урал, в Свердловскую область, где в кратчайший срок было развернуто производство. Уже в январе 1942 было произведено 50 тыс. кирпича, с февраля по апрель - по 200 тыс. кирпича, с мая по июль 210 тыс. кирпича, с августа по октябрь - по 240 тыс. кирпича, с ноября по декабрь - по 250 тыс. кирпича.

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Выпущено
кирпича
(тыс. кирпича)

50

200

200

200

210

210

210

240

240

240

250

250

Найдите все известные вам статистические характеристики.

Читают статью, заполняют таблицу

2500 тыс.:12=208 тыс. кирпича
200 тыс., 210 тыс. - мода,
200 тыс. - размах

7. Самостоятельная работа (10 мин.)

- Выполним небольшую самостоятельную работу
Тест в ЭУ (№180).

Выполняют задания за ноутбуками

8. Рефлексия деятельности (2 мин.)

- Подведем небольшой итог. Если вы согласны с моими утверждениями, поднимите руку.
1) Я знаю как найти среднее арифметическое.
2) Я научился находить размах и моду ряда чисел.
3) Мне важно научиться выполнять эти задания
4) Мне было интересно на уроке
5) Мне было неинтересно на уроке
6) Мне это не нужно
7) Моя оценка 5
8) Моя оценка 4
9) Моя оценка 3
- Мне тоже понравилось с вами сегодня работать, вы были молодцы. В среднем в день ребёнок улыбается 400 раз, взрослый - 17. Теперь все улыбнулись, чтобы испортить статистику.

Отвечают на вопросы, поднимают при необходимости руки

9. Информация о домашнем задании. Выставление оценок (2 мин.)

- Домашнее задание.
- За урок я поставлю такие оценки …

См. статью в формате word-документа

Литература

  1. Мазуров А.Б. Карасёвский керамический завод: очерки истории предприятия. - Коломна: Лига, 2009.
  2. Википедия.