Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: исследовать процесс определения падежей; формировать умения различать падежи.
Образовательная цель: Создать условия для формирования представлений учащихся об именительном и винительном падежах, умения различать падежи, выделить особенности имён существительных в именительном и винительном падежах.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать именительный падеж от винительного; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; осуществлять самоконтроль и самооценку.
Личностные результаты:
- самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила;
- учить самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- высказывать свою версию решения проблемы совместно с учителем;
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- делать отбор информации для решения задачи;
Коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- умение работать в парах;
- слушать и понимать речь других;
Оборудование урока:
- «Русский язык», учебник А.В.Полякова
- Презентация
- Тесты
- Карточки
- Картины о зиме
- Предметные картинки
Ход урока
1. Оргмомент
Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну, которой управляет принцесса Грамматика. Она живет в замке. Чтобы гулять по её замку, вы должны быть внимательными и наблюдательными, потому что принцесса Грамматика приготовила для вас различные задания. А вот и сама принцесса. Посмотрите, как тепло она одета. Принцесса хочет вам сказать, что в ее стране, как и у нас - зима.
Открываем двери замка - тетради. Запишем число.
2. Минутка чистописания
Посмотрите по сторонам: какие чудные зимние картины! Назовите главный признак зимы? (Снег) Запишем слово зима, снег. Какого рода? Превращаем в Ж.Р. (Снежинка)
На какую печатную букву похожа снежинка?- Ж. входим в зал Чистописания.
Сказка о снежинке.
В холодном синем небе жила туча. А в туче жили снежинки. Они были самые разные: пушистые, колючие, хмурые, веселые, добрые, злые. Снежинкам жилось весело и дружно. Но среди них была одна, не похожая на всех остальных. Она грустила и печально смотрела на всё вокруг. Ничто её не радовало. Вдруг подул холодный северный ветер, подхватил снежинки, и они полетели. Снежинки опускались на деревья, крыши домов, дороги. А самая печальная снежинка опустилась на что-то теплое. Это оказалась ваша ладонь. Кто ты?- спросила ладонь. Я - снежинка! Какая ты красивая! - ответили вы.
3. Речевая разминка
Чистоговорка
Жу-жу-жу - на снежинку я гляжу!
Жи-жи жи - все снежинки хороши!
Скороговорка
Летают снежинки, летают снежинки,
Покрыли снежинки лесные тропинки.
Письмо по памяти
Игра «Печатная машинка»
Словно белые пушинки
С неба падают снежинки
4. Словарно-орфографическая работа
Зима, снег, снежинка
Как назвать одним словом эти слова? Что знаете о существительном? Что общего? Чем отличаются? Различные виды разбора:
- Снег - звуко-буквенный
- Снежинка - по составу
- Зима - просклонять
Соберем словарь по теме «Зима» с помощью загадок
Всё кругом белым-бело
Чисто поле замело
Это зимушке постель
Стелет бабушка ……метельУ метели есть подруга
Звать подружку эту ……вьюгаЗима. Вокруг снега лежат
Все люди по домам спешат
И каждая замерзла лужа
Мороз, метель - такая… стужаКакой это мастер
На стекла нанес
И листья и травы и заросли роз? Мороз
Как можно сгруппировать эти слова?
Метель - вьюга, мороз - стужа
Просклонять устно мороз вьюга.
- Расшифруйте слова: алуиц, оордаг, лаяел.
- Улица
- Дорога
- Аллея
- Что общего в этих словах? (словарные слова, имена сущ., в И.п., ж. р)
- В каком падеже употреблены эти слова? (в И.п.)
- Как вы определили падеж? (по вопросам)
- Запишите слова в первый столбик (себе в тетрадь.)
- Через черточку во второй столбик запишите эти слова, поставив их в винительный падеж
- Что для этого надо сделать? (поставить вопросы)
- На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? (кого? что?)
- А на какие вопросы в именительном? (кто? что?)
- Что вы заметили? (одинаковые вопросы)
Проблема!!! (одинаковые вопросы)
Игра "Узнай падеж"
- Нет (Р. п.)
- Кому (Д. п.).
Подлежащее (И. п).
- Два предлога (Д. п.)
- Без предлога не употребляется (П. п).
- "Щедрый падеж" (Д. п.).
- Падеж работяга (Т. п.).
- Что? (И, п., В. п.).
- У каких падежей одинаково звучит вопрос?
Снова проблема
Рассказ учителя: Мы с вами знаем, что в русском языке 6 падежей. Но возникает новый вопрос: все ли они одинаково употребляются в речи. Учёные задумались над этим, проанализировали тексты, подсчитали, и выявилась примечательная картина в русском языке. Оказывается, падежи употребляются крайне неравномерно: одни часто, другие редко. Самым частым падежом в письменной речи является именительный падеж, затем идёт родительный и затем винительный. На эти три падежа приходится 77% всех падежных форм, а на остальные три только 23%. В разговорной речи лидирует также именительный, на втором месте по частоте употребления винительный падеж, родительный занимает почетное третье место.
- Какой вывод можно сделать? (на эти падежи нужно обратить особое внимание).
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Сегодня на уроке мы будем учиться различать имена существительные именительного и винительного падежа
5. Решение учебной задачи
- Как их можно различить?
- Посмотрите внимательно на столбики слов записанных у вас в тетрадях?
- Что вы ещё заметили?
- Составить 2 предложения с данными именами существительными и определить, каким членом предложения являются данные слова.
Дорога - дорогу
Снежная дорога вьётся вдоль берёзок.
Ночью лунный свет падает на снежную дорогу.
- Заметили ли вы что - ни будь интересное? (в В.П. предлоги, а в И.П. нет предлогов)
- Каким членом предложения является слово дорога? (подлежащим)
- В каком падеже стоит это слово?
- А слово дорогу каким членом предложения? (второстепенным членом)
- В каком падеже стоит это слово?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод
- Расскажите всё об именах существительных в именительном падеже. В винительном падеже. - Откройте учебник на странице 23 и сравните с нашими выводами.
Дети читают стихи о падежах
1.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогом с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? -
Ни с кем не спутает никто.
2.
А я - винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятерки я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Физминутка
- Если имя существительное стоит в именительном падеже - дети встают, а в винительном - сидят (через лужу, весна, вода, за речку, поляна, про улицу, на дорогу).
5. Первичное усвоение знаний
Подписал открытку, тяжёлая туча, лесная тропинка, прошёл через поляну, напевал песню, встретил друга
Работа по вариантам
Текст
Наступила холодная зима. К окну подлетела синичка. Бабушка пожалела птичку. Через открытую форточку она впустила синицу в комнату. Всю долгую зиму прожила синичка в квартире.
- Найти и обозначить имена существительные в 1в - именительном и 2в - винительном падежах.
Составить рассыпанное предложение.
Пушистый снег укрыл землю.
Работа по рядам
Наблюдение за изменением окончаний в И.п. и В.п. Работа в группах.
Каждой группе выданы картинки предметов. Нужно поставить слово в И.п. и В.П. и обозначить окончания.
- 1-я группа. Слова: собака, кошка, лиса, улитка, черепаха.
- 2-я группа. Слова: мама, папа, сестра, бабушка, тетя.
- 3-я группа. Слова: ромашка, роза, кувшинка, лилия, фиалка.
Проверка работы. Вывод об окончаниях существительных в И.п. и В.п.
Чтение стихов. Определение падежей
Материал для игры.
Лапа медведя |
Повстречать медведя |
Зернышки для воробья |
Смотрели на воробья |
Нос журавля |
Потрогать журавля |
Пришел без зайца |
Догнать зайца |
Отойти от барана |
Разглядеть барана |
Вставьте пропущенные буквы , определите падеж сущ.
- Хвос… дятла
- прыгнуть в сне…
- спрятались от хол…да
- з…мовать у реки
- выл…тел из гн…зда
- берлога м…дведя
- бр…сали на куст
- высл…дил волка
- Код к проверке
- Р В Р Р Р Р В В
Мы сейчас составим рассказ на тему Зимний лес, используя слова: зима, лес, снег, заяц, полянка, звери в И.п. и В.п.
Зимний лес.
Наступила снежная зима. Белые снежинки ложились на землю. Лесная полянка покрылась снегом. Робкий заяц выбежал на полянку. Звери встречали зиму в лесу. На елку прилетела синичка.
6. Контроль знаний (у каждого индивидуально)
Тест
1. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже
а) кто? что?;
б) кем? чем?;
в) кого? что?
г) кого? чего?
2. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
а) в, на, через;
б) без предлогов;
в) к, по;
г) у, из, до, около;
3. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) второстепенным членом;
4. В каком падеже стоит имя существительное в словосочетании: увидел сестру
а) И.п;
б) Р.п
в) Т.п;
г) В.п;