Введение
Согласно Концепции преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах; обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию.1
______________
1 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
В современных образовательных учреждениях, изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных УУД;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.2
______________
2 Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 г. N 1577 (пункт 11.9.)
Аналитическая часть
Современное, динамично и прогрессивно развивающееся общество, требует от нас инновационных решений, знания современных технологий, чтобы удовлетворять потребности всего государства в целом и его граждан в отдельности. Поэтому наша, интенсивно меняющаяся действительность, требует подвижности мышления, оперативной ориентации в новых условиях, с применением творческого подхода в решении возникших проблем и важных целей.
Перед нами, учителями технологии, стоит актуальная задача развития самостоятельности, креативности, творчески способных учащихся. Эти способности являются одними из важных в воспитании современного, прогрессивного, мыслящего и активного человека. Формирование таких качеств личности целесообразно начинать с младшей и развивать их в средней и старшей школе.
Вовлечение учащегося в активную созидательную деятельность, положительно влияет на его художественно-творческую активность. Немаловажное значение в развитии креативности и творческих способностей школьников, имеет декоративно-прикладное искусство (вышивка, вязание, плетение). Оно позволяет передавать накопленные предками традиции от старшего поколения к младшему, формирует эстетический вкус, создаёт полноценную художественную среду, воздействует на эмоциональное благополучие учащихся, определяет креативность личности, позволяет поддерживать и развивать умения и талант детей.
Большую значимость для ученика приобретает новизна и креативность проектного продукта, который изготовлен на современном оборудовании. А именно, на уроках технологии, получая навыки работы на компьютеризированной вышивальной машине, учащиеся имеют возможность, применить их в дальнейшей индивидуальной трудовой деятельности. А также выдержать конкуренцию на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ, является возможность поставлять на рынок товаров и услуг эксклюзивный продукт.
Во время проведения уроков и внеурочных занятий, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических заданий, используются различные методы обучения (по источнику изложения учебного материала) - словесные, наглядные, практические. Преобладающее значение имеет метод проектов, который реализуется на основе изготовления изделий, имеющих экономическую и практическую значимость, а также спрос на рынке товаров. Кроме этого, активно используются методы контроля и оценки готовых изделий.
Слово "проект" в европейских языках заимствовано из латыни и означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Сейчас это распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов. Это понимание близко, но несколько отличается от того, которое сложилось в русском техническом жаргоне. Здесь проект - замысел какого-либо нового объекта (здания, машины, механизма или узла), материализованный в чертежах, схемах и пр. документации.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
- развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
- самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
- представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").3
______________
3 Шарипова Э.Ф. Проект как средство оценивания метапредметных результатов обучения. Современное технологическое образование: материалы XXIII Международной научно-практический конференции по проблемам технологического образования / под ред. Ю.Л.Хотунцева [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2017. - 297 с.
Благодаря проектам раскрывается творческий потенциал учащихся, формируется технологическая и художественная составляющая, развивается интерес и креативность в работе над созданием проектного продукта. Поэтому на уроках и во время внеурочной деятельности подбирается такая форма и методы работы, при которой предоставляется возможность для творчества в процессе создания вышитого изделия. Делать это позволяет проектный метод обучения.
Тематика учебных проектов соответствует планированию. Темы занятий, касающиеся работы на компьютеризированной вышивальной машине, являются принципиально новыми. Учащиеся выполняют учебные проекты с удовольствием. Результат получается очень интересным, а иногда неожиданно прекрасным. Защита учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме презентации проектного (вышитого) продукта.
Теоретическая значимость работы заключается в определении важного значения методики технологии машинной вышивки, выполняемой на компьютеризированной швейно - вышивальной машине, с использованием специального программного обеспечения, которые могут быть применены во время обучения, выполнения проектных работ и развития творческих способностей обучающихся.
Практическая значимость: данная методическая разработка может быть использована в работе учителей, а также руководителей кружков дополнительного образования.
Практическая часть
Возможности вышивального оборудования с ЧПУ для выполнения проектов
Цели и задачи данного раздела:
- ознакомление с вышивальной машиной с программным управлением, изучение ресурсов машины, технических характеристик;
- ознакомление с машинной вышивкой, инструментами, приспособлениями и материалами машинной вышивки;
- совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении машинной вышивкой;
- развитие художественной инициативы;
- воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями вышивальщицы и профессией дизайнера.
Последовательность практической работы учащихся:
- Упражнения по подготовке машины к работе. Изучение работы основных компонентов и экранов.
- Упражнения по выбору рисунков (Выбор рисунков из коллекции машины, букв, символов, выбор рисунков обрамления, выбор рисунков, хранящихся на USB носителе)
- Подготовка ткани (Прикрепление стабилизирующего материала). Запяливание ткани в пяльцы, установка пялец. Подтверждение позиции рисунка.
- Упражнения по выполнению рисунков вышивания, сохраненных в машине, и импортирование рисунков.
- Упражнения по редактированию рисунков вышивания для создания оригинальных вышивок.
- Упражнения по регулировке во время вышивания.
- Вышивка рисунка для декорирования мешочка для саше, скатерти, плечевого или поясного изделия и т.д.
- Изучение правил безопасной работы во время работы машины;
- Использование функций памяти.
- Упражнения по выполнению вышивки аппликаций. Выполнение отдельных рисунков вышивания.
- Исправление дефектов.
- Контроль качества готового изделия
Основной формой обучающего процесса в школе является комбинированный урок.
В результате изучения тем в разделе «Машинная вышивка», у учащихся формируется знания и умения:
1) Учащиеся должны знать:
- специальные возможности машины для выполнения различных операций, возможности применения вышитых мотивов в отделке современной одежды;
- перечень инструментов, приспособлений, материалов для машинной вышивки;
- правила подготовки швейной машины к работе, ухода за машиной, регулировки натяжения нити;
- способы закрепления ткани в пяльцах, установка пялец в каретке машины, ориентирование рисунка по отношению центра пялец;
- приемы вышивания на машине, последовательность выставления программы на дисплее;
- приемы выполнения вышивки после запуска вышивания;
- завершение работы машины;
- правила обработки изделий после вышивки.
2) Учащиеся должны уметь:
- переоборудовать, заправить и подготовить, швейную машину для выполнения машинной вышивки;
- заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине и установить их на вышивальной платформе;
- выполнять различные мотивы и применять их для художественного оформления швейных изделий;
- выполнять окончательную обработку швейных изделий после вышивки.
Учащиеся быстро осваивают технику машинной вышивки, после овладения приемами работы на швейной машине.
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков технологии при изучении машинной вышивки и выполнении проектных работ.
Уроки для девочки, по изучению технологии изготовления машинной вышивки, проводятся в кабинете, где имеется необходимое профильное оборудование. Кабинет оборудован швейно - вышивальными машинами brother INNOV IS V5 (рис. 1), brother INNOV IS 950 (рис. 2) и всем необходимым для уроков по соответствующей теме.
Выполняя творческие проекты, учащиеся применяют весь изученный материал на практике (рис. 3 и рис. 4).
Машинную вышивку применяют для декорирования поясных и плечевых изделий, фартука (рис.5 - рис.7).
Так же вышивка применяется для оформления изделий по теме проекта: «Подарок своими руками»
Проект «Индивидуальная защитная маска»
«Салфетка для кухни», «Пасхальное панно» и т.д.
На основании приведенного выше материала, можно сделать вывод о том, что учащиеся могут овладеть техникой машинной вышивки, после того как изучат швейную машину и порядок работы на ней.
Значимым показателем является выбор учащихся тем по данному профилю для выполнения ученических проектов. Творческие проекты ежегодно представляются на конкурсах различного уровня.
В 2019-2020 учебном году в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Базовые национальные ценности», ароматические саше с вышивкой ученицы 7 класса Файт Елены, были признаны лучшими.
В 2020-2021 учебном году в конкурсе творческих проектных работ предметной области «Технология», проекты с изделиями, декорированными машинной вышивкой заняли призовые места.
Машинная вышивка сегодня обладает очень широкими возможностями. Изделие с прекрасной вышивкой сегодня может быть ценным и эксклюзивным подарком, отличным предметом для декора интерьера, способом сделать предметы гардероба неповторимыми, индивидуальными. Я уверена, что те навыки, что учащиеся приобретают и еще приобретут на уроках и внеурочных занятиях во время работы на компьютеризированной швейно-вышивальной машине, очень пригодятся в дальнейшей профориентации. Или сыграют свою роль в непрофессиональной деятельности.
Литература
- Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
- Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 г. N 1577.
- Шарипова Э.Ф. Проект как средство оценивания метапредметных результатов обучения. Современное технологическое образование: материалы XXIII Международной научно-практический конференции по проблемам технологического образования / под ред. Ю.Л.Хотунцева [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2017. - 297 с.
- MELCO: инновационный подход к машинной вышивке // Легк. пром-сть. Курьер.- 2016 № 6.- C. 32-33.- русский.
- Машинная вышивка: эксклюзив, доступный каждому // Легк. пром-сть. Курьер.- 2016 № 5.- C. 20-21.- русский.
- https://netcity.ucoz.ru/index/kak_my_rabotaem_nad_proektom/0-87