Открытый урок по окружающему миру "Семейный доход"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», бюджет семьи


Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

образовательные:

  • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
  • формировать представление о структуре семейного бюджета;
  • повторить изученные экономические понятия;

развивающая:

  • развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

воспитательные:

  • формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
  • формировать умение работать в группе;
  • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование: карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, кроссворд, геометрические фигуры.

Ход урока

I. Организационный момент (3 мин)

Учитель: - Доброе утро, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания. А помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

- Садитесь.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания (5 мин)

- Прежде чем начать разбираться в вопросах темы урока, давайте дадим ответы на вопросы, которые нам прислали из "Центра Экономики".

- Ребята, отгадайте зашифрованное слово?(Бюджет.)

- Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке?

- Как называются деньги, которые поступают в бюджет?(Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?(Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства?(Налоги.)

- Что такое налоги? (Государственный сбор с населения и предприятий)

- На что государство расходует деньги? (На образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели.)

- Какой бюджет вы считаете лучшим:

  • в котором доходы больше расходов?
  • в котором доходы равны расходам?
  • в котором доходы меньше расходов?

- Зачем нужен в каждом государстве бюджет? (Чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику)

Обобщение: Итак, государственный бюджет - план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.

Я предлагаю вам поработать индивидуально и еще раз закрепить пройденные понятия.

Индивидуальная работа по карточкам.

№1. Соедини линией части высказываний:

Деньги, которые попадают в бюджет

Доходы

Деньги, которые тратятся из бюджета

расходы

План расходов и доходов государства

бюджет

Платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государству

это налоги

Прямой обмен одних товаров на другие

это бартер

Плата за работу

заработная плата - зарплата

Деньги, которые откладывают на будущее

сбережения

Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги

это деньги

№2. Соедини линией.

Какие потребности людей выполняли следующие волшебные предметы:

а) горшочек каши;

а) потребности в медицине;

б) живая вода;

б) потребности в деньгах;

в) золотая антилопа;

в) потребности в пище;

г) цветик-семицветик;

г) исполнял любые желания.

III. Постановка проблемы урока (3 мин)

- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Да)

- Сегодня на уроке мы будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Отгадайте ребус: семья

- А, что такое семья? (так называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство)

- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)

- Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.)

- Сформулируйте основную цель нашего урока. (познакомиться с понятием семейный бюджет, с распределением денег в семейном бюджете)

IV. "Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)

- Давайте подумаем, как складывается бюджет семей? Посмотрите на схему бюджета государства.
На доске изображена схема:

Бюджет

Доходы

Расходы

- Останется ли такая схема в семье? (Учитель добавляет к схеме слово «Семейный»)

- Каждая семья имеет доходы и расходы. На какой период может составляться бюджет семьи?

- Самый удобный срок - на месяц.

- Познакомимся с доходами, которые могут быть в семье. Как вы думаете, какой основной источник доходов в семьях?

Рассказ учителя

- Это заработная плата. Она может быть постоянной, а может меняться.

- Почему?

Если у человека фиксированная сумма оплаты труда (она называется оклад), то каждый месяц он будет получать одну и ту же сумму. Так выплачивается зарплата врачам, учителям, работникам библиотек.

Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше деталей, то получит больше. Такая форма оплаты труда называется сдельной. Оплата работы может быть почасовой. Тогда за каждый час работы начисляется какая-то определённая сумма. Так, например, работают охранники.

Работа с учебником

- Какие ещё виды доходов могут быть в семье, вы узнаете, прочитав статью в учебнике. Откройте учебник на с. 77, второй абзац.

Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся их пенсии. Что такое пенсия? Это денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определённое количество лет), по инвалидности или нетрудоспособности.

Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Стипендия постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.

Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребёнком, то она будет получать небольшое пособие - денежную помощь. Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже тpyда и ищет работу.

Если в семье есть ещё одна квартира, которую сдают в пользование другим людям за деньги, то такой доход будет называться рентой.

Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в банке, то от банка семья получает определённую сумму денег, которая называется процент.

- А теперь вспомним все виды доходов, которые могут поступать в семейный бюджет. (Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар, пособие, процент, прибыль, рента)

Работают по группам

- А сейчас я предлагаю выполнить практическую работу. Для этого мы с вами разбились на группы. Каждая группа у нас будет семьей.

  • 1 группа - семья Морозовых
  • 1 группа - семья Медведевых
  • 3 группа - семья Петровых
  • 4 группа - семья Васильевых

- В каждой "семье" листок с информацией о составе семьи и ее доходах и таблица, в которую вы должны внести данные о своей семье, о доходах своей семьи. Дети обсуждают, выбирают и вписывают в свои таблицы карточки, какие виды дохода есть в их "семье". Затем отвечает каждая группа.

- Ваша задача прочитать текст и заполнить таблицу.

1) Семья Морозовых состоит из 5 человек. Мама работает учителем, и ее зарплата составляет 150 рублей. Папа является директором фирмы и его зарплата 300 рублей. В семье проживает бабушка пенсионерка, ее пенсия 60 рублей. В семье есть два сына. Один из них студент и его стипендия составляет 20 рублей, а второй сын ученик школы и на него семья получает детское пособие в размере 10 рублей.

Семья Морозовых

Член семьи

Профессия

Вид деятельности

Сумма

мама

учитель

зарплата

150 руб

папа

директор фирмы

зарплата

300 руб

бабушка

пенсионер

пенсия

60 руб

сын

студент

стипендия

20 руб

сын

ученик

детское пособие

10 руб

Итого:

540 рублей

2) Семья Медведевых состоит из 6 человек. Мама находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособие по уходу за ребенком 50 рублей. Папа работает водителем автобуса и его зарплата 180 рублей. В семье проживают бабушка и дедушка пенсионеры. Пенсия бабушки 60 рублей. Пенсия дедушки тоже 60 рублей. В семье два ребенка. Дочь ученица школы и на нее семья получает детское пособие в размере 10 рублей. И сын, которому один год и на него семья получает детское пособие в размере 10 рублей.

Семья Медведевых

Член семьи

Профессия

Вид деятельности

Сумма

мама

отпуск по уходу за ребенком

пособие по уходу за ребенком

50 руб

папа

водитель автобуса

зарплата

180 руб

бабушка

пенсионерка

пенсия

60 руб

дедушка

пенсионер

пенсия

60 руб

дочь

ученица

детское пособие

10 руб

сын

1 год

детское пособие

10 руб

Итого:

370 рублей

3) Семья Петровых состоит из 5 человек. Мама работает врачом, и ее зарплата составляет 150 рублей. Папа строитель и его зарплата 180 рублей. В семье трое детей. Дочь студентка, ее стипендия составляет 20 рублей, старший сын ученик школы и на него семья получает детское пособие в размере 10 рублей. И младший сын посещает детский сад и на него семья получает детское пособие в размере 10 рублей.

Семья Петровых

Член семьи

профессия

Вид деятельности

Сумма

мама

врач

зарплата

150 руб

папа

строитель

зарплата

180 руб

дочь

студентка

стипендия

20 руб

сын

ученик

детское пособие

10 руб

сын

в детском саду

детское пособие

10 руб

Итого:

370 рублей

4) Семья Васильевых состоит из 4 человек. Мама работает швеёй, и ее зарплата составляет 120 рублей. Папа писатель и его гонорар 250 рублей. В семье есть два сына. Старший сын ученик школы и на него семья получает детское пособие в размере 10 рублей. И младший сын посещает детский сад и на него семья получает детское пособие в размере 10 рублей. Кроме этого мама берет дополнительные заказы на дом (подработка) и ее дополнительный доход составляет 100 рублей.

Семья Васильевых

Член семьи

профессия

Вид деятельности

Сумма

мама

швея

зарплата

120 руб

папа

писатель

гонорар

250 руб

сын

ученик

детское пособие

10 руб

сын

в детском саду

детское пособие

10 руб

мама

подработка

доход

100 руб

Итого:

490 рублей

- Так что такое доход семьи? (сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- А, на что расходуется семейный бюджет? Давайте выполним вторую часть практической работы.

Практическая работа №2

Сейчас вы получите листы, на которых будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке V (галочкой).

Список товаров и услуг

Ваш выбор

Цена, руб (на месяц)

бытовая химия

20

велосипед

30

лекарства

20

продукты

60

одежда

20 на одного

обувь

20 на одного

транспорт

15

кружки и секции

20 на одного

книги

10

компьютер

40

игрушки

20

платежи и налоги

80

посещение цирка, театра

20 на одного

поход в кино

10 на одного

бензин

50

мороженное, конфеты

20

мебель

100

отдых на море

120

телефон,

25

оплата телефона

10 на одного

Овощи и фрукты

15

Доход семьи ____ рублей

Расход семьи ___ рублей

- Доходы семей разные, а, значит, и статьи расходов у вас не одинаковые.

- Давайте проверим, что вы выбрали.

- Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

- Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.

А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

VI. Первичное закрепление нового материала. Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)

- Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

Ответ:

  • Доходы могут быть равны расходам,
  • Доходы могут превышать расходы,
  • Доходы могут быть меньше расходов.

- Правильно. А какая формула будет лучшей? (Та, в которой доходы больше, чем расходы.)

- Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

- У кого потраченная на покупки сумма меньше, чем общий доход?

- Что это значит? (Избыточный бюджет - Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения.)

- У кого потраченная на покупки сумма больше, чем общий доход?

- Что это значит? (Дефицитный бюджет - Расходы превышают доходы, дополнительных сбережений нет.)

- Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? (Если дефицит - нужно на чем-то экономить, если экономия - можно делать сбережения.)

- На чем можно сэкономить?

Варианты ответов:

  • сладости и излишества в еде;
  • транспорт (использование проездного билета);
  • коммунальные услуги (экономия электричества);
  • одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)

- Как вы думаете, жадный и экономный - это одно и то же?

- Давайте запомним, что семейная экономика - это правильное ведение семейного хозяйства.

- Подводим итоги: Какая семья экономно расходовала деньги? Сколько денег осталось в вашем семейном бюджете?

Что можно сделать с этими оставшимися деньгами?

  • Отложить на большую запланированную покупку,
  • Потратить на другие товары,
  • Положить деньги в банк под % и т.д.

- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.

- Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке - они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы, куда пойдут в течение месяца.

VII. Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)

- У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Премия, наследство.)

- А непредвиденные расходы? (Болезнь, несчастье.)

- Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

- Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (Нужно много трудиться.)

- Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

Варианты ответов:

  • Без труда - не выловишь и рыбку из пруда.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Труд человека кормит, а лень портит

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (5 мин)

1. Рефлексия.

- Сожмите руку в кулак и: кому было интересно - разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, - указательный, кто хорошо потрудился - средний, кто помогал работе в группах - безымянный, кому урок понравился - мизинец. Что мы получаем за урок?

- Всем спасибо за работу на уроке!

2. Домашнее задание.

- Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

- Составьте список расходов своей семьи за 1 день.

- Благодарю вас за урок!

Приложение