Адресная аудитория: учащиеся 9-10 классов школы-гимназии.
Участники: учащиеся 11-х классов.
Цель:
- дать возможность участникам максимально раскрыть свои таланты в художественном чтении, изобразительном искусстве, пении, танце, актерской игре;
- способствовать снятию стереотипов и комплексов.
Задачи:
- побуждать к импровизации; развивать творческие способности старшеклассников;
- развивать организаторские навыки, самостоятельность и ответственность выпускников.
Ожидаемый результат: опираясь на способности каждого участника Литературного бенефиса, создать яркое, насыщенное прекрасным исполнением театральное зрелище.
Данное мероприятие готовилось в течение двух недель. Было проведено 19.10.2018 г. в рамках Недели русского языка и литературы в школе-гимназии № 30 г. Астаны. При небольшой доработке ресурс может быть использован для проведения подобного мероприятия в любом учебном заведении.
Актовый зал
Оформление: на стенах лестницы, ведущей в актовый зал, размещены портреты русских поэтов и писателей, перед сценой - столик, покрытый скатертью, свечи, раскрытые томики книг, осенние листья и гроздья рябины, перо и бумага. Затемнение зрительного зала. Свет только на сцене. На экране синхронно сценарию демонстрируются слайды. В двух блоках художественного чтения авторы стихов и исполнители не объявляются - выводятся на слайды, чтобы не мешать восприятию стихотворений.
Музыка (1)
Слайд 1
Учитель: Дорогие друзья! Сегодня у нас необычный праздник - литературный бенефис 11х классов. Бенефис в переводе с французского означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. У нас участников много - целых два 11х класса! В этих классах учатся самые талантливые, креативные, чуткие к поэзии и художественному слову ученики! Итак, я уступаю место нашим ведущим!
При разработке сценария использовались материалы сайта Инфоурок: https://infourok.ru/benefis_teatra-studii_my_scenariy_nomerov-183872.htm и сайта DOCPLAYER: https://docplayer.ru/68239585-Razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-literaturnyy-vecher-poeziya-chudesnaya-strana.html
Минус песни «Мы начинаем КВН» (2)
Ника и Рамазан
ОН: Мы начинаем бенефис!
ОНА: Для вас готовили сюрприз!
ОН: Сейчас мы будем выступать!
ОНА: На бис нас станут вызывать!
ОН:
Пусть будет радостною встреча,
В таком знакомстве дружбы суть.
ОНА:
Мы начинаем бенефис наш,
Как говорится, в добрый путь!
Слайд 2
ОН: Мы? А кто это мы?
ОНА: Это семья 11х классов, в этой семье есть «ОНА» и «МЫ»!
ОН: Она?
ОНА: «ОНА» - это Мельпомена, муза театра!
ОН: «ОНА» - это атмосфера!
ОНА: «ОНА» - это любовь, «ОНА» - это дружба!
ОН: «ОНА» - это сцена, «Она» - это кулиса!
ОНА: «ОНА» - театральная душа!
ОН: А еще есть «МЫ»
ОНА: «МЫ» - это герои нашей сцены и нашей школы!
ОН: «Мы» носители творческого духа!
ОНА: Мы - это батарейки, которые выделяют тепло и энергию!
ОН: А еще есть «ОНО»!
ОНА: «ОНО» - это творчество!
ОН: «ОНО» - это стремление!
ОНА: «ОНО» - это вдохновение!
ОН: «МЫ» - это много хороших
ОНА: красивых
ОН: добрых
ОНА: порой своенравных
ОН: таких близких для меня людей!
ОНА: Талантливых и душевных!
ОН: (Имя ведущей), давай пригласим на сцену наших чтецов! Они будут читать очень непростого поэта - будут читать Маяковского!
ОНА: Давай! И с твоего разрешения, (Имя ведущего), Я тоже поднимусь на сцену!
Слайд 3
Звучит тревожная музыка (3)
На сцене Амира А., Настя Н., Нурсултан Т., Бауыржан Ж., Елдос С, Настя К., Егор А., Бахтыбек А., Ника Р.
(Ребята создают на сцене своеобразную инсталляцию: кто-то стоит, засунув руки в карманы, кто-то присел на стул, а другой опирается на стул ногой, а рука на колене, двое присели на авансцене и т.д. Подходят к микрофону, читают, а затем возвращаются в исходное положение).
Слайд 3, щелчок - масштабируем Маяковского
Елдос:
Он шел по бульвару,
худой
и плечистый,
возникший откуда-то сразу,
извне,
высокий, как знамя,
взметенное
в чистой
июньской
неношенной голубизне.
Настя К:
Похожий на рослого
мастерового,
зашедшего в праздник
в богатый квартал,
едва захмелевшего,
чуть озорного,
которому мир
до плеча не хватал.
Амира:
Черты были крупны,
глаза были ярки,
и темень волос
припадала к лицу,
а руки -
тяжелые,
будто подарки,
ладонями кверху
несли на весу.
Елдос:
Какой-то гордящийся
новой породой,
отмеченный
раньше не бывшей красой,
весь широкоглазый
и широкоротый,
как горы,
умытые свежей росой... (Н. Асеев)
Музыка (4) во время чтения затухает, а потом опять звучит громче.
На слайдах во время чтения - название стихотворения и имя исполнителя.
Организатор данного мероприятия может легко изменять список и количество стихотворений, вносить изменения на слайдах и проч. (в зависимости от собственных ресурсов)
Слайд 4
«А вы могли бы?.. Читает Туяков Нурсултан
Слайд 5
«Уличное» Читает Курносова Аделина
Слайд 6
«Ничего не понимают!» Читает Ашрапбаев Бахтибек
Слайд 6
«Нате!» Читает Аймагамбетова Амира
Слайд 7
«Послушайте!» Читает Жунусов Адлет
Слайд 8
«Прощание» Читает Астафьев Егор
Слайд 9
«О дряни» Читает Жылкыбай Бауыржан
Слайд 10
«Подлиза» Читает Сапарбеков Елдос
Слайд 11
«Ты» Читает Краснощек Анастасия
Слайд 12
«Лиличке» Читает Рахимжанова Ника
Слайд 13
Отрывок из поэмы «Облако в штанах» Читает Нащинцева Анастасия
Слайд 14-21
Учитель благодарит чтецов и коротко представляет иллюстрации к стихам Маяковского, выполненные Ширшовой Глорией, и портреты поэтов серебряного века (автор Кусалиева Айжана).
Слайд 22
ОНА: (Имя ведущего), а что тебе больше по душе - стихи, музыка или танец?
ОН: Вот так вопрос! А нельзя эти три стихии объединить как-то?
ОНА: Ну если только для тебя! И для наших зрителей, конечно!
ОН:
Ты летишь над тротуарами, словно птица над Землей,
Ты такая ненаглядная, невесомый ангел мой.
ОНА:
Ты чарующе таинственна, грациозна и стройна -
И божественная музыка в каждом шаге нам слышна.
ОН:
Так танцуй же, ненаглядная, растворяясь на волнах,
Этой внутренней мелодии, сладкой нотой на губах!
ОНА: Встречайте: музыка и стихи, танец Барбасовой Адель! (читает Туйтебаев Абылай - чтец перед сценой с книгой в руках)
Здесь может быть любой номер из тех, на которые может рассчитывать организатор в соответствии с талантами и возможностями его выпускников.
Танец и стихи (автор стихотворения Симона Лери: https://www.stihi.ru/2007/06/30-1675)
Она танцует...
Ночь, день,
Свет и тень
Воедино.
Ее души
И немой Вселенной
Поединок!
Так бывает…
Сердце ритм отбивает.
Душа смеется,
Душа пылает, ликует -
Она танцует!!!
Темп
Разрывает на части,
С ума
Сводит от счастья.
Руки.
Ноги.
Плечи.
Удар в грудь -
Сердце наружу!
Никто не нужен!
Вселенная в ней самой -
Не иначе.
Вот - вот от счастья заплачет!
И тела ей мало.
Устала?
Ничуть!
Она бы век танцевала!
Вдохнуть?
Незачем!
В легких - музыка!
Не о чем
Думать…
Кроме движения,
До изнеможения!
Засчитать поражение
Всем, кто вокруг!
Эмоций всплеск!
Взрыв!
Звук!
Влево, вправо…
И ей нет равных!
Даже похожих…
Никто не сможет!
Она диктует правила.
За гранью души оставила
Боль.
Злость.
Грусть.
Пусть
Подавятся,
Кому не нравится.
Ей одной ЖИЗНЬ
улыбается…
Слайд 23
ОНА: Танец, музыка и поэзия… Они достойны друг друга.
ОН: Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа!
ОНА:
Поэзия открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт!
ОН: Трудно представить нашу жизнь без поэзии.
ОНА: Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу!
ОН:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
ОНА: О, (имя ведущего)! Как мило! Даже не знаю, что сказать…
ОН: А ничего и не надо говорить! Давай проделаем простой опыт - выразим прозой содержание этого известного стихотворения А.С.Пушкина.
ОНА: Ну, попробуй!
ОН: Я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она вас больше не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить…
ОНА: Слова те же, что и у Пушкина, но содержание… такое бедное! Исчезла рифма - и потускнели нежность, любовь, возвышенное благородство чувств!
Слайд 24
ОН: Не дадим поэзии поблекнуть? У нас есть в запасе еще стихи!
ОНА: Настоящая лирика!
Слайд 25
Сергей Есенин «Заметался пожар голубой» исполняют Рахимжанова Ника и Серикбаева Сабина, аккомпанирует Туяков Нурсултан)
Музыка 5
Слайд 26
Сергей Есенин «Письмо женщине» Читают Ширшова Глория и Бронская Ольга
Шесть девушек в накинутых на плечи шалях располагаются статично на сцене
Читают стихи, выдвигаясь к авансцене.
Слайд 27
Анна Ахматова «Сжала руки под темной вуалью». Читает Полоз Полина
Слайд 28
Анна Ахматова «О тебе вспоминаю я редко». Читает Орынбасар Алтынай
Слайд 29
Анна Ахматова «Гость». Читает Есильбаева Айнура
Слайд 30
Анна Ахматова «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Читает Ардак Аида
Слайд 31
Анна Ахматова «Был он ревнивым, тревожным и нежным». Читает Серикбаева Сабина
Слайд 32
Анна Ахматова «Песня последней встречи». Читает Исина Алина
«Ахматовы» кланяются и уходят.
Слайд 33
Марина Цветаева «Борису Пастернаку». Читает Кусалиева Айжана
Слайд 34
Иосиф Бродский «Не выходи из комнаты». Читает Нащинцева Анастасия
Слайд 35
ОНА: Дорогие друзья! Я осталась в одиночестве! Мой партнер по конферансу (имя ведущего) отправился за кулисы! И отправился не просто так! Сейчас мы с вами увидим спектакль! Итак, встречайте! Антон Павлович Чехов. Одноактная пьеса «Медведь». В ролях: Бронская Ольга, Русланулы Рамазан и Туйтебаев Абылай!
Адаптированный сценарий данной постановки - Приложение 1.
Слайд 36
ОНА:
На этом, друзья, бенефис наш кончается.
Время летит, его не вернуть,
А в финале всем скажем:
ОН:
Мы не прощаемся,
До свидания! До встречи!
В счастливый путь!
ОНА:
В добрый путь в мир книги, в мир литературы,
В мир прекрасного и вечного!
Музыка (1)