Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие у детей является гарантией чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма.
Учащиеся с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто и пишут орфографически грамотно, так как они отчетливо воспринимают все звуки речи. У детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как ;они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково. В дальнейшем это приводит к специфическим ошибкам в письменных работах: пропуск букв и слогов, не дописывание букв или слогов, наращивание слов лишними буквами или слогами, перестановки букв или слогов внутри слова, слитное написание слов в предложении. А также к ошибкам при чтении: учащиеся пропускают или добавляют ненужные звуки, искажают звучание слов; скорость чтения у таких детей невысокая, они меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги в словах.
Профессор Р.Е.Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Развивая фонематическое восприятие, учащиеся приобретают способность воспринимать звуковой состав слова, то есть воспринимать на слух звуки (фонемы) и чётко их различать. Важным этапом становится дифференциация гласных-согласных звуков, твёрдости - мягкости согласных звуков, их звонкости-глухости, трансформации одного слова в другое при замене, удалении, добавлении звука. Необходимо помочь учащемуся развить умение слышать любой отдельный звук в слове, отчетливо отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, уметь анализировать звуковой состав слова.
Задания для развития фонематического восприятия у младших школьников:
«Работа с гласными»
Цель: учить детей различать гласные звуки первого и второго ряда, закрепить артикуляцию гласных звуков.
Примерные задания:
1. Из ряда букв выпиши только гласные буквы. Назови их.
д, у, а, р, б, о, н, ю, с, ы, з, и, в, я, т, ш, е, ю, ё, ф, ж.
2. Из ряда букв выпиши гласные первого ряда в верхнюю строчку, а гласные второго ряда - нижнюю строчку. Назови их.
я, о, а, у, ё, ы, е, и, е, ю.
3. Вставь пропущенные буквы а или о. Напиши слова. Подчеркни гласные буквы красной ручкой.
с.д, л.б, м.х, л.к, с.к, с.рт, д.м, п.рк, к.за, к.рп, сл.н, г. ра, н.ра, т.рт, ш.р, р.са, м.ст.
4. Прочитай каждый столбик слов. Назови пропущенные гласные буквы. Закрой слова, напиши по памяти четыре слова. Подчерни гласные красной ручкой.
Б.мага |
К.рова |
М.лина |
Р.кета |
Бум.га |
Кор.ва |
Мал.на |
Рак.та |
Бумаг. |
Коров. |
Малин. |
Ракет. |
5. Внимательно прочитай слова. Найди ошибки.
Трва, круги, тропка, крсит, шарфик, лжка, доктор, стлик, кирпич, кровть, ксмос.
«Слоговой состав слова»
Цель: учить учащихся слышать, понимать последовательность и количество слогов в слове, правильно делить слова на слоги с учетом стечения согласных в словах.
Примерные задания:
1. Спиши слова, деля их на слоги по образцу. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласные красной ручкой.
Бу-кет, лопух, комар, пирог.
Мас-ка, марка, белка, парта.
Шля-па, труба, газон, лимон.
Кар-тон, персик, шарфик, карман.
2. Спиши слова, не деля их на слоги. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласные красной ручкой.
Ар-буз, са-хар, не-сут, пе-нал, ку-сок, ар-ка, ик-ра, ур-на, ук-роп, ус-нул, ор-ден, ста-кан, сто-лик, вто-рой, фар-тук.
3. Прочитай слова. Начерти схемы слов. Подчеркни гласные красной ручкой.
Образец: плита- и а.
Вилка, банка, ручка, марка, мыши, лиса, заяц, халат, трава, труба, карман, медведь.
4. Составь слова из слогов. Напиши их по слогам. Подчеркни гласные красной ручкой.
Ка,ша |
Тру,ба |
Бор, за |
Фик,шар |
Ло,те |
Кет,бу |
Бы, стол |
Лик,кро |
Жа, лу |
Ха, кро |
Ки, сыр |
Лук, каб |
5. Спиши слова, деля их на слоги. Проговаривай каждый слог. Подчеркни гласные красной ручкой.
Механик, сухарик, педагог, подарок, бабочка, дудочка, букашка, тарелка, запонка, горелка, зарядка, катушка, котлета, зонтики, корзина.
6. Вставь подходящие слоги. Напиши слова по слогам правильно. Подчеркни гласные красной ручкой.
Лоша.., засу..,уб..ли, ..шина, кар..на, корзи.., ..бушка, дедуш.., ма..на, аз..ка, ли..ны,мо..зы, рези.., ба..ны.
7. Измени слова по образцу. Напиши их по слогам. Подчеркни гласные красной ручкой. Сосчитай количество слогов и количество гласных букв в каждом слове.
Образец: Дом, до-ма, до-ми-ки.
Нос, …..,….
Ёж, …, …
Образец: Слон, слон-ны, сло-нё-нок.
Кот, …, …
Гусь,…, …
Крот, …,…
«Твердые и мягкие согласные»
Цель: учить учащихся слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, обозначения мягкости согласных на письме: с помощью гласных второго ряда и мягкого знака.
Примерные задания:
1. Прочитай слоги верхней строчки. Как звучит согласный - твердо или мягко?
Прочитай слоги нижней строчки. Как звучит согласный - твердо или мягко?
Ла, ро, ся, ды, тю, мэ, гу, ва, ру, тё, зе, ки
Би, ту, мю, ве, до, са, ры, лё, пю, сэ, те, бы
Подчерни твердые согласные синей ручкой, мягкие согласные - зеленой ручкой.
2. Прочитай слова. К словам верхней строчки подбери слова из нижней строчки. Напиши слова парами.
Образец: рад-ряд
Рад, мал, ров, вол, лук, воз, мыл, был.
Мял, вёз, мил, люк, рёв, бил, ряд, вёл.
Подчерни мягкие согласные вместе с последующими гласными.
3. Внимательно прочитай слова. Найди ошибки. Напиши слова правильно.
Лысята, билеты, селодка, караси, кныга, вишна, букет, слозы, петухи, плушка, лэбеди, олени, вылка, билка.
4. Измени слова по образцу. Напиши их парами.
Образец: тени-тень
Кони, шали, дали, рыси, двери, олени, брови, степи, гости, метели, медведи, снегири, голуби.
5. «Спрячь» мягкий знак в середину слова, добавь слог ки. Напиши получившиеся слова.
Образец: пень-пеньки
Конь, куль, линь, день, огонь, уголь, окунь, зверь.
6. Спиши слова, вставляя пропущенный мягкий знак. Подчерни сочетания букв с разделительным мягким знаком.
Сем.я, ком.я, друз.я, скам.я, обез.яна, крыл.я, дерев.я, лис.я, в.яга, брат.я.
В задания можно включить работу со словами -паронимами, что способствует развитию мышления у учащихся.
«Звуко-буквенный состав слова»
Цель: формировать фонематический анализ, умение определять последовательность звуков в слове.
Примерные задания:
1. Назови пропущенные буквы в каждом слове. Напиши по порядку пропущенные буквы. Проговаривай каждую букву. Прочитай получившиеся слова.
.ар |
.ом |
.ак |
Ш.р |
С.м |
Р.к |
Ша. |
Со. |
Ра. |
2. Соедини буквы плавно. Назови слова. Напиши слова. Проговаривай каждую букву.
Ж У К
Д О М
С Ы Р
С О Н
М О Х
М А К
3. Прочитай пары слов. Найди разницу в звучании и написании каждой пары. Напиши слова парами. Найди во втором слове первое и подчеркни его.
Образец: рот-крот.
Рот-крот, лён-клён, мех-смех, мел-смел, кот-скот, лей-клей, луг-плуг, ров-кров, рад-град.
4. Прочитай слова. Назови пропущенные буквы. Напиши слова правильно. Подчеркни две согласные, стоящие рядом.
Ф.укт |
Т.еск |
Х.уст |
Ш.ифт |
Г.оздь |
Г.усть |
.рукт |
.реск |
Хр.ст |
Шр.фт |
Гв.здь |
Гр.сть |
Фру.т |
Тр.ск |
Хру.т |
Шри.т |
Гвоз.ь |
Гру.ть |
Фрук. |
Трес. |
Хрус. |
Шриф. |
Гвозд. |
Груст. |
5. Прочитай словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Напиши словосочетания правильно. Подчеркни две согласные стоящие рядом.
Высокая с.сна, пушистая вер.а, серые гл.за, крупные сл.зы, яркое п.амя, темные б.ви, большая д.рка, вкусный то.т, мок.ый лист, .равый солдат, ча.тый дождик.
6. Составь и напиши слова из данных букв. Подчеркни гласные и две стоящие рядом согласные (если они есть в слове)
о,н,с |
р,з,о,а |
п,а,т,р,а |
р,а,б,т,у |
о,м,х |
з,о,к,а |
в,д,е,р,о |
ш,г,р,у,а |
с,р,о |
ш,б,у,а |
к,ш,к,о,а |
б,з,а,р,о |
к,у,л |
ж,и,л,ы |
к,и,г,н,а |
ф,у,к,ы,т,р |
7. Внимательно прочитай слова. Найди ошибки. Какие буквы нужно поменять местами? Напиши слова правильно.
Мыкша, шукта, вердо, кинга, кырло, турба, кшаф, тсол, рбат, патека, коошко, соина.
Для эффективного развития фонематического восприятия так же важно, чтобы учащиеся слышали правильную речь, умели сравнивать свою собственную речь с образцовой речью учителя и контролировали своё произношение. Для этого необходима богатая речевая среда. Такую среду можно создавать разными средствами, приёмами, например, с помощью чтения вслух, чтения стихотворений и различных рифмованных текстов. Чтение рифмованных текстов позволяет учащимся различать высоту, силу голоса, интонацию, когда они вслушиваются в одни и те же речевые звуки, звукосочетания и слова. Умение различать слова, близкие по звуковому составу, которые встречаются в рифмованных текстах, помогает выделять слоги, их количество в слове, определять ударный слог и проводить анализ гласных и согласных звуков.
Эффективность коррекционной работы, как правило, зависит от регулярного и правильного выполнения заданий учащимися, что в дальнейшем позволяет им подняться на определенный уровень сформированности фонематического восприятия.