Конспект НОД по экологии "Прогулка в осенний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: Осень, старшая группа, осенний лес


Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • учить замечать и объяснять происходящие в природе сезонные изменения;
  • формировать представление о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
  • закреплять знания о деревьях;
  • закреплять знание о времени года осень.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
  • развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
  • развивать умение различать звуки природы;
  • развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Оборудование: карточки "Собери дерево" (из частей - целое), плоды ели, сосны, дуба, аудиозапись звуков природы, атрибуты и иллюстрации с изображением леса (деревья, пенёк, осенние листья).

Ход занятия

Ведущий в роли Осени:

- Здравствуйте, мои друзья,
Знакомьтесь, Осень - это я!
Это я всё украшала,
Я деревья наряжала.
В сарафаны золотые,
И рубашки расписные.

- А не пойти ли нам, ребята, прогуляться по осеннему лесу. Полюбуемся деревьями, послушаем звуки природы, пойдём?

- Друга за руку возьмём
По тропинке в лес пойдём.
По тропинке в лес пойдём,
Дружно песню запоём. (дети становятся в хоровод)

Исполняется песня "Ах, осень, осень..."

- Молодцы! Вот и оказались мы в осеннем лесу. (Музыка "Звуки леса)

Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес - это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес - друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес - родной дом растениям и животным.

- Ребята, но в лесу можно заблудится, поэтому я приготовила карту, где обозначено, куда нам идти.

- Давайте посмотрим на первое обозначение, что здесь нарисовано?

Дети: деревья.

Осень: Ребята, подойдите к дереву, посмотрите рядом на пенёчке лежит конверт, давай те посмотрим, что же там внутри.

(Осень открывает конверт)

Осень: Ой, у меня случилась беда, картинки с деревьями рассыпались, помогите собрать!

(Дидактическая игра "Собери дерево из частей")

Осень: Молодцы, помогли мне! Скажите, а зачем нужны деревья человеку, животным, насекомым, птицам?

- Скажите,

  • для птицы дерево - это... (дом, место для постройки гнезда, пища);
  • для жука - это... (пища, место, где откладывает личинки);
  • для человека - это... (пища, место, где можно укрыться от жары, можно отдохнуть).

Осень: Хорошо, молодцы! Вот у меня две шишки, с каких они деревьев? (длинная, чешуйки прижаты - с ели, а поменьше и круглая - с сосны).

- А как называется этот плод? (жёлудь). С какого он дерева? (с дуба).

- А теперь давайте, ребята, посидим под деревьями и вдохнём чистого воздуха. (Дыхательная гимнастика).

Осень: Давайте поиграем. Игра называется "Да или нет". Я буду читать вопросы, если ответ "да", в ладоши хлопайте тогда.

Осенью растут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?

- Молодцы!

Осень: Посмотрите на следующее обозначение, что здесь нарисовано? (Лесные звери)

- Назовите зверей, которые живут в нашем лесу. Я вам помогу, буду загадывать загадки, а вы будете " живыми отгадками".

Кто первым отгадает, тот и будет этим лесным жителем.

- Она живёт в большом лесу,
Все знают хитрую куму
А про её проказы
Есть сказки и рассказы.

- Это лиса (надеть маску лисы). Её называют кумушкой, про неё много сказок. Какие сказки вам знакомы? ("Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", Лиса и Волк" и др.)

- Слушайте следующую загадку:

Что это за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?

- Правильно, это заяц.

Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны.
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся. (волк)

Я живу в норе под ёлкой,
Недотрога, весь в иголках.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (ёж)

Осень: Вы мои лесные жители, как живёте осенью в лесу? Расскажите мне, что делаете, чем питаетесь, что запасаете на зиму?

(дети рассказывают каждый о своём звере в соответствии с маской).

- Хорошо, молодцы! А сейчас поиграем в игру "Кто где живёт в лесу".

(дети подходят к доске и размещают изображения зверей, снимают маски и складывают.)

- Вот вы и опять превратились в детей, вы мне много рассказали о лесных жителях. Ну, давайте продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Посмотрим на нашу карту. (Грибы)

- Правильно, это грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Как вы думаете, кто любит грибы? (белки, они запасают их на зиму).

- Молодцы, посмотрите на картинки и назовите грибы, которые вы знаете.

(ответы детей)

- Ребята, как же вы меня порадовали! Я хочу вам подарить корзинку с грибочками. (Осень дарит детям корзинку с грибочками). А я всегда буду ждать вас в гости.

- Нам с вами пора возвращаться. Я предлагаю вам раскрасить картинки с изображением грибов за столами, обвести по контуру и раскрасить.

(Продуктивная деятельность за столами)