Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- учить замечать и объяснять происходящие в природе сезонные изменения;
- формировать представление о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- закреплять знания о деревьях;
- закреплять знание о времени года осень.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
- развивать умение различать звуки природы;
- развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Оборудование: карточки "Собери дерево" (из частей - целое), плоды ели, сосны, дуба, аудиозапись звуков природы, атрибуты и иллюстрации с изображением леса (деревья, пенёк, осенние листья).
Ход занятия
Ведущий в роли Осени:
- Здравствуйте, мои друзья,
Знакомьтесь, Осень - это я!
Это я всё украшала,
Я деревья наряжала.
В сарафаны золотые,
И рубашки расписные.
- А не пойти ли нам, ребята, прогуляться по осеннему лесу. Полюбуемся деревьями, послушаем звуки природы, пойдём?
- Друга за руку возьмём
По тропинке в лес пойдём.
По тропинке в лес пойдём,
Дружно песню запоём. (дети становятся в хоровод)
Исполняется песня "Ах, осень, осень..."
- Молодцы! Вот и оказались мы в осеннем лесу. (Музыка "Звуки леса)
Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес - это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес - друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес - родной дом растениям и животным.
- Ребята, но в лесу можно заблудится, поэтому я приготовила карту, где обозначено, куда нам идти.
- Давайте посмотрим на первое обозначение, что здесь нарисовано?
Дети: деревья.
Осень: Ребята, подойдите к дереву, посмотрите рядом на пенёчке лежит конверт, давай те посмотрим, что же там внутри.
(Осень открывает конверт)
Осень: Ой, у меня случилась беда, картинки с деревьями рассыпались, помогите собрать!
(Дидактическая игра "Собери дерево из частей")
Осень: Молодцы, помогли мне! Скажите, а зачем нужны деревья человеку, животным, насекомым, птицам?
- Скажите,
- для птицы дерево - это... (дом, место для постройки гнезда, пища);
- для жука - это... (пища, место, где откладывает личинки);
- для человека - это... (пища, место, где можно укрыться от жары, можно отдохнуть).
Осень: Хорошо, молодцы! Вот у меня две шишки, с каких они деревьев? (длинная, чешуйки прижаты - с ели, а поменьше и круглая - с сосны).
- А как называется этот плод? (жёлудь). С какого он дерева? (с дуба).
- А теперь давайте, ребята, посидим под деревьями и вдохнём чистого воздуха. (Дыхательная гимнастика).
Осень: Давайте поиграем. Игра называется "Да или нет". Я буду читать вопросы, если ответ "да", в ладоши хлопайте тогда.
Осенью растут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать?
- Молодцы!
Осень: Посмотрите на следующее обозначение, что здесь нарисовано? (Лесные звери)
- Назовите зверей, которые живут в нашем лесу. Я вам помогу, буду загадывать загадки, а вы будете " живыми отгадками".
Кто первым отгадает, тот и будет этим лесным жителем.
- Она живёт в большом лесу,
Все знают хитрую куму
А про её проказы
Есть сказки и рассказы.
- Это лиса (надеть маску лисы). Её называют кумушкой, про неё много сказок. Какие сказки вам знакомы? ("Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", Лиса и Волк" и др.)
- Слушайте следующую загадку:
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?
- Правильно, это заяц.
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны.
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся. (волк)Я живу в норе под ёлкой,
Недотрога, весь в иголках.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (ёж)
Осень: Вы мои лесные жители, как живёте осенью в лесу? Расскажите мне, что делаете, чем питаетесь, что запасаете на зиму?
(дети рассказывают каждый о своём звере в соответствии с маской).
- Хорошо, молодцы! А сейчас поиграем в игру "Кто где живёт в лесу".
(дети подходят к доске и размещают изображения зверей, снимают маски и складывают.)
- Вот вы и опять превратились в детей, вы мне много рассказали о лесных жителях. Ну, давайте продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Посмотрим на нашу карту. (Грибы)
- Правильно, это грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Как вы думаете, кто любит грибы? (белки, они запасают их на зиму).
- Молодцы, посмотрите на картинки и назовите грибы, которые вы знаете.
(ответы детей)
- Ребята, как же вы меня порадовали! Я хочу вам подарить корзинку с грибочками. (Осень дарит детям корзинку с грибочками). А я всегда буду ждать вас в гости.
- Нам с вами пора возвращаться. Я предлагаю вам раскрасить картинки с изображением грибов за столами, обвести по контуру и раскрасить.
(Продуктивная деятельность за столами)