Основы буддийской культуры. Урок-игра "Что? Где? Когда?" (обобщающий урок)

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ

Ключевые слова: буддийская культура


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Обобщающий урок по темам

  • Буддийские символы.
  • Буддийские ритуалы и обряды.
  • Буддийские святыни.

Цели урока:

  • Обобщить изученный материал о буддийских символах, ритуалах, обрядах, святынях.
  • Воспитывать волевые качества у учащихся: умение отвечать перед всем классом за группу.
  • Формировать умения правильно оформлять свои мысли.
  • Учить учащихся работать в группе.

Форма проведения урока: Игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, чёрный ящик, раздаточный материал, книги на призы, танка

Буддийские символы. Колесо учения. Триратна. Раковина. Драгоценный сосуд. Золотые рыбки. Лотос. Знамя победы. Бесконечный узел. Зонт. Ступа. Лампада. Лев. Слон.

Буддийские ритуалы и обряды. Принятие прибежища. Чтение мантр. Подношение. Простирание. Мистерия Цам. Хий морин. Чётки.

Буддийские святыни.Храм. Лумбини. Бодхгая. Сарнатх. Кушинагар. Мощи и прах Будды. Мощи и прах буддийских святых. Храм зуба Будды. Зандан Жуу. Даша-Доржо Итигэлов. Золотая обитель Будды Шакьямуни. Статуя Будды.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?»

В последнем раунде будут разыгрываться книги. В игре принимают участие три команды.

II. Актуализация знаний

Слайд 1. Кто это? Что это? Фотографии: Его Святейшество Далай-лама XIV, Чже Цонкапа - основатель школы гелуг, Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Колесо учения, хурул, чётки, маски мистерии Цам.

III. Игра

1. Разминка.

Каждая команда получает карточки со словами, которые надо разложить по группам.

Слова по трём темам: Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни.

Итог разминки. Слайд 2. Проверь себя.

Сегодня с вами играют жители большой страны, под названьем «Школа».

РАУНД ПЕРВЫЙ

Слайд 3. Со знатоками играет Уланова Надежда Босхаевна. Она учитель нашей школы. Уже много лет Н.Б. работает с младшими школьниками.

- Уважаемые знатоки! Первое. Перечислите буддийские обряды и ритуалы, с которыми вы ознакомились в ходе изучения предмета.

Второе. Прочитайте, пожалуйста, утверждения, которые записаны у вас на карточках и выберите правильное утверждение.

Слайд 4.

а) Принятие прибежища означает найти место, где можно укрыться, найти приют, средство спасения и защиты.

б) Принятие прибежища происходит, прежде всего в сердце человека, в его мыслях.

в) Мантра - это священные слоги, которые произносят вслух, про себя или шёпотом.

г) При чтении мантры буддисты желают освобождения от страданий только себе.

д) Подношения делают образам Будды, «трём драгоценностям», всему хорошему, что есть в мире.

е) Подношения совершаются материальными предметами, словесно или в уме.

Слайд 5. Вывод по ходу работы в 1-м раунде: Какой цели служат все ритуалы и обряды? (Облегчить жизнь человека и приблизить его к учению Будды)

Слайд 6. Физминутка.

Слайд 7. Звучит мантра. Эстафета. Совершим виртуальное путешествие к центральному хурулу «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Объясните:

  1. Зачем прихожане трижды обходят хурул?
  2. Что символизирует изображение двух ланей и колеса на верху здания?
  3. Что внутри барабанов кюрде?

РАУНД ВТОРОЙ

Слайд 8. Со знатоками играет учитель начальных классов нашей школы Энчеева Лидия Чимидовна.

- Уважаемые знатоки! Назовите святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Что вы знаете об этих местах?

Слайд 9.

  • Город Лумбини (территория современного Непала) - место, где родился царевич Сиддхартха.
  • Город Бодхгая (Индия) - место, где Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой.
  • Город Сарнатх (Индия) - место, где Будда дал свою первую проповедь.
  • Город Кушинагар (Индия) - место, где Будда простился со своими учениками и «ушёл» из мира «сансары».

Слайд 10. Вывод: Для чего буддисты совершают паломничество к священным местам? (Считается, что паломничество к священным местам способствует улучшению благополучия в окружающем мире и приближает верующего к учению Будды).

РАУНД ТРЕТИЙ

Со знатоками играет Тикеева Гиляна Алексеевна, преподаватель музыкальной школы.

Внимание, чёрный ящик.

- Уважаемые знатоки! По перечисленным признакам определите, что за предмет лежит в чёрном ящике.

Слайд 11. По форме эти предметы восходят к индийским ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику; зарисованная поверхность называется «зеркало» (тиб. - мелонг).

Размеры предмета изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие предметы часто выполняет группа художников.

Предмет создаётся или в строгом соответствии с текстом и в этом случае предназначается для медитации, или на основе житийных сочинений, используется в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре.

Слайд 12. Вывод: Танка, тхангка, кутханг (свиток) - в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.

Объекты изображения на танка - Будда Шакьямуни, буддийские иерархи, персонажи пантеона, житийные циклы, сюжеты бардо.

РАУНД ЧЕТВЁРТЫЙ

Слайд 13. Со знатоками играет тётя Таня, Бадмаева Татьяна Улюмчаевна, техничка нашей школы.

- Уважаемые знатоки! Как выглядит символ восьмеричного пути?
Что он символизирует?

Слайд 14. Проверь себя. Символ «колеса учения». Будда предложил путь, ведущий к освобождению от страданий, и назвал его восьмеричным. Этот путь рассказывает о восьми принципах, следуя которым, буддист может достичь духовного совершенства.

РАУНД ПЯТЫЙ

Слайд 15. Со знатоками играет Чимидова Гиляш Гореевна, ваш учитель

Восточная притча

В саду жил павлин. Эта птица была отрадой садовника. Он её пестовал и лелеял. А соседу, который заглядывал через забор, тоже хотелось иметь такого красивого павлина. От зависти и глупости он швырял в птицу камнями. Это увидел садовник и очень разозлился. Сосед пытался украсть павлина или подкупить стражу, но ничего не получалось. Тогда он пошёл к хозяину сада и попросил у него хотя бы одно павлинье яйцо, чтобы подложить его наседке, а она высидит птенца. Хозяин велел своему садовнику подарить соседу одно яйцо. Садовник выполнил то, что ему велели.

Через некоторое время сосед пришёл к хозяину с жалобой:

- С яйцом что-то неладное. Мои наседки неделями сидели на нём, однако птенец не вылупился.

Хозяин позвал садовника и спросил его, почему из яйца не вылупился птенец. Садовник ответил в своё оправдание:

- Вы велели мне подарить ему одно яйцо, но о том, что оно не должно быть варёным, вы ничего не сказали…

- Как бы вы объяснили действия каждого героя этой притчи? Чьи действия вам более симпатичны? А что бы сказал Будда героям этой притчи? Придумайте свой конец притче, не нарушая основных канонов буддизма.

Слайд 16. Сравним… А вот что думаю я… Чьи мысли созвучны с моими?

Будда говорил о том, что человек должен взращивать в себе Святую Любовь, которая не предполагает никакого вознаграждения и желание духовного роста каждому живому существу, и Святое Сострадание. Когда кто-то делает что-то плохое - неважно, в отношении тебя или нет, ты должен сочувствовать этому человеку, он достоин сострадания, потому что из-за своих пагубных желаний он создает причины для своих несчастий, «роет себе яму».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель: подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам всегда любить свой народ, знать и уважать его традиции и обычаи, его святыни и, уважая и любя своё родноё, вы будете всегда уважать и понимать традиции и святыни других людей, которые живут рядом с вами. И я думаю, что изучение предмета «Основы буддийской религии» поможет вам в этом.

Итог игры. Вручение призов.