Одним из весьма эффективных средств формирования интереса к творческому самовыражению учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций: восприятие, воображение, гибкость мышления и др.
Занятия ИЗО и ДПИ искусства (уроки, факультативы, кружки, внешкольные мероприятия и др.) являются ценнейшей возможностью формирования креативности школьников.
Развитие творческих способностей учащихся как психолого-педагогическая проблема
Творчество, творческие способности и их развитие, без сомнения, можно отнести к ряду вечных проблем человечества. На протяжении всей истории развития научных знаний, эта проблема привлекала и продолжает приковывать к себе внимание исследователей разных школ и направлений. Во все времена философы стремились постичь феномен творчества и выявить его влияние на развитие человека (Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, И.Кант). В русской философии творчество признаётся одним из фундаментальных понятий (B.C.Соловьёв, В.Н.Лосский, Н.А.Бердяев).
Понятие «творчество», прежде всего, связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.
Структуру творчества можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности, которая определяется по трем основным направлениям: что хочет, что может и что есть в реальности. Таким образом, структура творческого процесса состоит из трех основных составляющих:
- обладания необходимыми качествами интеллекта и творческими операциями для осуществления поиска способов передачи чего-то нового, что человек пытается донести до других;
- умения контактировать, взаимодействовать с миром и самостоятельно формулировать и ставить проблемы и темы в искусстве; от интеллектуальной инициативы;
- умения опираться на свои индивидуальные особенности, находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности.
Подытожив выше сказанное, можно сказать, что специальные способности тесно переплетаются с творческими и личностными образованиями.
В результате творческих действий и занятий у воспитанника обязательно происходит познавательный процесс, а значит, осуществление творческой деятельности ведет за собой и когнитивную (познавательную) деятельность.
Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительной, поисковой и исполнительной. Каждая из фаз обращена к разным психическим процессам и личностным образованиям, и имеет свой «продукт». Как об этом говорилось выше, первая фаза связана с контактом, со средой и умением видеть «необходимости», «потребное будущее», выявлять проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поиском способов решения поставленной проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретном продукте. Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз.
Именно в творческой деятельности и развиваются творческие способности. Основное требование к такой деятельности - ее творческий характер. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Ученые-психологи, исследуя природу творчества, предлагают называть творческими те способности, которые соответствуют творческой деятельности.
Способности не сводятся в данном случае к знаниям, умениям и навыкам, но они влияют на легкость, быстроту приобретения этих знаний и навыков. «То есть под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков».
Способности человека не являются врожденными. «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития».
Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
Характерные творческие особенности детей младшего школьного возраста
Для грамотного руководства детским творчеством, необходимо знание особенностей изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти индивидуальный подход к каждому ребенку, в установлении с ним контакта, посредством чего получить возможность развивать его художественные способности и эстетические чувства. Важно понять, как ученик познает действительность, как развивается его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение, ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных. Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
В развитии творческих способностей ребенка существенное значение имеют как природные свойства анализаторов, так и более общие качества. Природные качества ребенка, даже очень благоприятные, развиваются в художественно-творческие способности в результате влияния общественной среды, в результате воспитания.
Изобразительная деятельность как средство формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста
В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения изобразительной деятельности, которое давало бы полное представление о её специфике, задачах, функциях и средствах. Наиболее содержательным в этом отношении показалось определение Т.С. Комаровой: «Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому». Большинством других авторов понятие «изобразительная деятельность» часто используется как аналог понятиям «рисование», «занятия художественно-изобразительным искусством», «продуктивная деятельность». Подобное отождествление не оправдано, более того, оно осложняет определение задач, стоящих перед занятиями изо - деятельностью, особенно в общеобразовательной школе.
Структурными компонентами любой деятельности обязательно являются цель, средства, результат и сам процесс. Если рассмотреть с этих позиций рисование, то его целью (как деятельности) будет получение плоскостного изображения, то есть рисунка. Целью же занятий художественно-изобразительным искусством будет воплощение художественного образа средствами изобразительного искусства. Таким образом, по отношению к понятию «изобразительная деятельность», в первом случае не оправданно сужается, ограничивается цель, а во втором - средства. Для обоснования данного утверждения и формулировки определения изобразительной деятельности, дающего представление о её специфике, целях и средствах был проведён этимологический анализ сложносоставного слова «изобразительность».
Обобщив теоретические положения об изобразительной деятельности, как об одной из форм деятельности творческой (то есть развивающей креативность), а так же выявленные и обоснованные её специфические аспекты, можно выстроить последовательность обучения изобразительному искусству с целью формирования креативности учащихся. Она такова:
1. Выявление индивидуальных и характерологических особенностей:
- выявление, развитие и актуализация потенциала - природных задатков, индивидуальных особенностей, интуиции (бессознательного);
- формирование направленности и мотивации - активности, эмоциональности, общительности, позитивности, сопричастности и др.
2. Формирование чувственного познания:
- развитие органов чувств с целью обогащения и разнообразия ощущений: зрительных, тактильных, осязательных, обонятельных, слуховых;
- развитие перцепции - глубины и полноты восприятия, представления, различение отдельных признаков, информативного содержания объекта, формирование образа;
3. Развитие творческого мышления: аналитического, синтетического, способности к обобщению.
4. Обогащение средств выразительности.
- формирование способности «переноса внутреннего во внешнее»;
- формирование коммуникативных способностей;
- развитие способности кодирования декодирования информации.
5. Обучение техническим навыкам - способам, приёмам и средствам художественно-изобразительного искусства.
- обучение навыкам реалистичного рисования, основой которого является непосредственная работа с натуры (развитие способности замечать и переносить на лист: пропорции, детали, отношения, блики, рефлексы и т.д.);
- изучение «языка» художественно-изобразительного искусства (колорит, композиция, контрасты, пластика, ритм и т.д.).
Подобный подход можно назвать формированием эстетической чуткости и творческой направленности личности, формированием творческости как стиля жизни, где изобразительное искусство является одним из педагогических средств.
Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии младшего школьника. В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность личности школьника и, прежде всего, активности познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности.
В процессе обучения изобразительному искусству у детей младшего школьного возраста развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, играющее немаловажную роль в формирование мировоззрения. Одной из специфических особенностей формирования мировоззрения у школьников средствами изобразительного искусства является то, что оно осуществляется в процессе пяти основных видов занятий, на которых основывается вся система художественного воспитания в школе. Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натурой, аппликация и лепка. Имея много общего, данные виды работ по изобразительному искусству имеют свои отличия. Эти отличия определяются психологическими механизмами, например, в процессе тематического рисования доминирующая роль принадлежит творческому воображению, зрительной памяти, в процессе рисования с натурой - наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения. Таким образом, изобразительное искусство занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся. Для успешного выполнения рисунка с натуры, тематического и декоративного рисунка необходимым условием является внимание
Внимание - это важное условие успеха познания школьников окружающей действительности, поскольку оно обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления и т.д. Важная роль внимания в изобразительной деятельности объясняется специфическими особенностями творческой деятельности учащихся. Особое значение имеет внешнее выражение внимания. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным занятиям, увлеченность какой-нибудь деятельностью - все способствует развитию произвольного внимания, формированию умению самостоятельно воспитывать внимание и развитию внимательности как черты личности. Таким образом, развитие внимания связанно со становлением личности школьника
Также большое значение имеет отражение, которое признает ощущение источников всех знаний о реальной деятельности. Отражение предметов и явлений представляет собой восприятие. Отражение действительности, осуществляемое посредством органов чувств, называется чувством отражения.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
Более глубокое значение об окружающей действительности ребёнок получает благодаря восприятию. Одним из средств развития, обогащения восприятия у детей является применение наглядности. Использование в процессе обучения наглядности обусловливается необходимостью чувственного восприятия изучаемых предметов и явлений как основы формируемых представлений и понятий, а также необходимостью приучения школьников наблюдать явления окружающего мира.
Мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Процесс мышления активизируется, когда перед школьником возникают необходимость решить конкретную задачу, ответить на вопрос, найти способ действия и т.д. Все это имеет место в изобразительной деятельности. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления
Велика роль занятий изобразительным искусством в развитии зрительной памяти. Изобразительное творчество школьников немыслимо без оперирования образами памяти.
Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающий реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Особую роль в формировании воображения детей отводит рисованию на темы. В рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение решать творческую задачу, выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства, то есть младший школьник раскрывает тему, сюжет, цвет, освещение. Следует подчеркнуть, что, раскрывая психологическое воздействие изобразительного искусства необходимо особое внимание уделить развитию способностей к изобразительной деятельности. Развитие способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков
Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.
Таким образом, особое внимание уделено раскрытию психологического воздействия изобразительного искусства на всестороннее развитие детей младшего школьного возраста, а именно на формирование у них внимания, зрительной памяти, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств. Также рассматривалось развитие личности школьника в целом.
Итак, в итоге междисциплинарного рассмотрения сущности креативности следует дифференцировать понятия «творчество», «креативность», «творческая деятельность», «творческость», «творческая активность» и, в целях дальнейшего исследования, необходимо уточнить трактовку каждого из них.
- Творчество - есть процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созиданию объективно или субъективно нового в материальной или духовной сфере.
- Креативность это интегральная характеристика личности, система универсальных способностей, обеспечивающих осуществление творческой деятельности, и обуславливающих процесс жизнетворчества личности.
- Творческая деятельность - специфическая форма человеческой активности, в процессе которой актуализируется и формируется креативность.
- Творческость - есть своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности к созидающему развивающему взаимодействию с окружающим миром. Творческая активность это и есть самосозидающее и развивающее взаимодействие с окружающим миром
Я.А.Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.
В исследованиях А.Н.Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них: зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн; способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними; способность к видению (постановке) проблем; оригинальность мышления; диалектичность мышления; гибкость мышления; антиконформизм мышления; критичность мышления; легкость ассоциирования и воображения; способность генерирования идей (умение развивать их); способность к оценочным действиям и выбору; готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
Творчество - постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Список используемой литературы
1. Алкснитис, Н.Р. Анализ проблем, возникающих при написании работ, присланных на естественнонаучное направление // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 134-139
2. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.-2005. - №6. - С.4-30.
3. Афиногенов, А.М., Сахарова, О.П. Научно-исследовательская и проектная работа московских школьников // Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51.
4. Ахметшина, Г.М. Организация учебно-исследовательской деятельности с учащимися Детского эколого-биологического центра //Одаренный ребенок.-2006. - №5. - С .90-97.
5. Банникова, И.Ю., Марков, С.В. Социально-образовательная среда как главный фактор развития исследовательского мышления детей // Исследовательская работа школьников. - 2003. №3. - С. 8-17.
6. Безрогов, В.Г. Педагогические традиции ученичества: исследовательская работа школьников между Сциллой семьи и Харибдой школы // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 2. - С. 20-23.
7. Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 3. - С. 68-74.
8 . Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников //Литература (Первое сентября). - 2006. - №17. - С.13-15.
9. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. - pedsovet.org
10. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
11. Савичева,Р.Г. Под ред. А.С. Обухова. - М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. - 56 с.
12. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - с.204
13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
14. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.