Дополнительная общеобразовательная программа «Мультяшки»

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Паспорт программы

Возраст обучающихся

7-14 лет

Срок реализации

1 год

Направленность

техническая

Тип программы

общеразвивающая

Вид программы

модифицированная

Уровень освоения

общекультурный

Цель

выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к мультипликационному творчеству.

Задачи

Обучающие:

    познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития мультипликационного творчества;
  • познакомить обучающихся со спецификой профессии;
  • научить детей созданию собственного мультфильма;
  • способствовать формированию знаний и умений использования современных технологий и программ-редакторов.

Развивающие:

    развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус и технические навыки;
  • развивать эмоционально - волевую сферу ребенка;

Воспитательные:

    формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Совокупный объем

36 ч

Форма обучения

групповая, очная

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещении, ИКТ и др.)

Для преподавателя:

    Учебный стол и стул;
  • Экран;
  • Компьютер;
  • Фотоаппарат, штатив;
  • Микрофоны, штатив;
  • Шкаф с оборудованием;
  • Хромакей;
  • Видеокамера с обзором 360°;
  • Графическая станция

Для учащихся:

    Ноутбуки
  • Учебный стол, стул;
  • стелаж для предварительных работ.

Пояснительная записка

Мультфильмы! Кто в детстве не любил их смотреть? Веселые и яркие картинки, ожившие на экране - это настоящее волшебство за которым, затаив дыхание, следит малыш. Он уверен, что мультфильм - не вымысел, а настоящая реальность и все герои действительно существуют.

По своему замыслу мультфильм предназначен для развития, воспитания и обучения ребенка. Яркие и доступные мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям к сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о ценностях, устанавливают эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.

Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является искусство создание собственного мультфильма. Знания, приобретенные на занятиях, обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство исследование объектов окружающего мира, экспериментирование, наблюдение. Изучение разнообразных технических возможностей современных программ приобщает детей к мировой истории и культуре.

Мультипликационное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности и приобретения технических навыков.

Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.

Дополнительная образовательная программа «Мультяшки» способствует зарождению интереса у обучающихся к мультипликационному творчеству, их творческой активности. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер обучающихся; их способности образно (а иногда и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел посредствами программ и предлагаемого оборудования.

Направленность программы: техническая.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена многими факторами. Прежде всего требованиями, предъявляемыми обществом к современной системе образования, которые заключаются в гармоничном всестороннем развитии и воспитании личности ребенка. Занятия мультипликационным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания и творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого и активно развивающихся новых технологий. Содержание программы расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при создании собственного мультипликационного фильма. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик, как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы учащимся предоставляются возможности творческого развития.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:

  • общих способностей (способность к обучению и труду);
  • творческих способностей (воображение, художественное восприятие и др.).
  • технические навыки и освоение различных програм-редакторов;

Развивающий характер обучения ориентирован на:

  • развитие фантазии, памяти, наблюдательности;
  • развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Мультяшки» разработана в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
  • Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
  • Сан ПиНом 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Основной идеей общеобразовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и родителями.

Тип программы - общеразвиающая. Дополнительная общеобразовательная программа позволяет обучающимся приобрести общекультурный уровень развития в области мультимедийных технологий.

Новизна программы

Программа представляет собой синтез разных видов творчества- актёрского мастерства, художественных навыков, умение изучать и работать с графическими и видео редакторами. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы. Изучение выборочных тем, заключенных в блоки, ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность.

Отличительные особенности программы

Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:

  • комплексность - сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с поэтапным освоением из чего состоит мультипликационный фильм.
  • не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками навыками не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся

Принципы составления программы

  • Принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса)
  • Принцип доступности - программа разработана таким образом, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок, а материал был для них понятен и доступен
  • Принцип последовательности - предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.
  • Принцип наглядности - использование на занятиях разнообразного наглядного фото и видио материала.
  • Принцип природосообразности - педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
  • Принцип ориентации на достижение успеха - необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к мультимедийным технологиям.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей зарождения мультипликации и современными техническими возможностями в киноиндустрии;
  • познакомить обучающихся с выдающимися мультипликаторами;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • способствовать формированию знаний и умений в области мультимедийных технологий

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус, технические навыки;
  • развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;

Воспитательные:

  • формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия;
  • приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Возраст обучающихся по данной программе - 7-14 лет. Учебный материал распределен согласно возрастным психологическим особенностям детей.

К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.

Условия набора в объединение - без предварительного отбора, без ограничений по состоянию здоровья.

Сроки реализации программы

Срок освоения программы - 1 год обучения. Совокупная продолжительность реализации программы 144ч.

Режим занятий: в соответствии с САНПиН 2.4.4.3172 - 14 занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин.. Объединение могут посещать как мальчики, так и девочки. Наполняемость групп - 10- 15 человек.

Форма обучения в объединении - групповая, очная.

Основными формами организации образовательного процесса на занятии являются:

Фронтальная

  • Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

Индивидуальная

  • Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
  • Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.

Групповая

  • Ориентирует обучающихся на создание «творческих групп», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой группе», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.

Модель выпускника объединения должна являть нам следующие качества и характеристики:

Духовно-нравственные качества:

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • взаимопонимание;
  • умение сопереживать;
  • умение сотрудничать;
  • радость сотворчества;
  • потребность созидать, дарить.

Художественно-творческие способности:

  • творческая активность;
  • художественное отношение к явлениям окружающего мира;
  • эстетическое восприятие действительности;
  • владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.

Учебно-творческие знания, умения, владения

  • устойчивая познавательная активность;
  • интерес к мультипликационному искусству;;
  • уверенное владение техническими навыками;
  • владение приемами работы с программами и видио и фото редакторами;

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

  • участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях Центра;
  • участие в городских и областных конкурсах.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

1 год обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • развитие эстетического сознания через освоение мультипликационного творчества;

Метапредметные:

  • развитие фантазии, образного мышления, воображения;
  • формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.

Предметные:

  • умение правильно использовать техническое оснащение класса;
  • формирование практических навыков в области мультимедийных технологий;
  • владение изученными техниками и технологиями по созданию мультфильма;
  • освоение терминологических знаний;
  • формирование базовых знаний по композиции и цветоведению.
  • владение фото и видео съемкой.

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов

Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр мультипликационных фильмов, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Уровень освоения теоретического материала выявляется в беседах, в опросе, тестировании по заданным темам, Уровень формирования практических навыков - в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию, что подразумевает создание каждым из учащихся собственного эскиза по теме изучаемого блока и выполнение готового изделия по заданному эскизу.

Важными показателями успешности освоения программы является участие обучающихся в конкурсных мероприятиях. Интересной формой контроля результативности обучения является также портфолио творческих достижений (фото работ, грамоты, дипломы, сертификаты и др.). Итоговой формой оценки результатов обучения по программе является защита творческого проекта.

См. продолжение программы