Паспорт программы
Возраст обучающихся |
7-14 лет |
Срок реализации |
1 год |
Направленность |
техническая |
Тип программы |
общеразвивающая |
Вид программы |
модифицированная |
Уровень освоения |
общекультурный |
Цель |
выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к мультипликационному творчеству. |
Задачи |
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Совокупный объем |
36 ч |
Форма обучения |
групповая, очная |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещении, ИКТ и др.) |
Для преподавателя:
Для учащихся:
|
Пояснительная записка
Мультфильмы! Кто в детстве не любил их смотреть? Веселые и яркие картинки, ожившие на экране - это настоящее волшебство за которым, затаив дыхание, следит малыш. Он уверен, что мультфильм - не вымысел, а настоящая реальность и все герои действительно существуют.
По своему замыслу мультфильм предназначен для развития, воспитания и обучения ребенка. Яркие и доступные мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям к сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о ценностях, устанавливают эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.
Одним из эффективных средств формирования и развития творческой личности детей является искусство создание собственного мультфильма. Знания, приобретенные на занятиях, обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся. Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство исследование объектов окружающего мира, экспериментирование, наблюдение. Изучение разнообразных технических возможностей современных программ приобщает детей к мировой истории и культуре.
Мультипликационное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности и приобретения технических навыков.
Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.
Дополнительная образовательная программа «Мультяшки» способствует зарождению интереса у обучающихся к мультипликационному творчеству, их творческой активности. В основу программы положена идея развития познавательной и креативной сфер обучающихся; их способности образно (а иногда и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел посредствами программ и предлагаемого оборудования.
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена многими факторами. Прежде всего требованиями, предъявляемыми обществом к современной системе образования, которые заключаются в гармоничном всестороннем развитии и воспитании личности ребенка. Занятия мультипликационным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания и творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого и активно развивающихся новых технологий. Содержание программы расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при создании собственного мультипликационного фильма. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик, как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы учащимся предоставляются возможности творческого развития.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
- общих способностей (способность к обучению и труду);
- творческих способностей (воображение, художественное восприятие и др.).
- технические навыки и освоение различных програм-редакторов;
Развивающий характер обучения ориентирован на:
- развитие фантазии, памяти, наблюдательности;
- развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Мультяшки» разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844);
- Сан ПиНом 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Основной идеей общеобразовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и родителями.
Тип программы - общеразвиающая. Дополнительная общеобразовательная программа позволяет обучающимся приобрести общекультурный уровень развития в области мультимедийных технологий.
Новизна программы
Программа представляет собой синтез разных видов творчества- актёрского мастерства, художественных навыков, умение изучать и работать с графическими и видео редакторами. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их, что позволяет детям создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы. Изучение выборочных тем, заключенных в блоки, ни в коей мере не ограничивает кругозор детей, а также их творческую активность.
Отличительные особенности программы
Среди наиболее значимых отличительных особенностей программы можно выделить:
- комплексность - сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с поэтапным освоением из чего состоит мультипликационный фильм.
- не подражание, а творчество - овладение приемами и техниками навыками не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся
Принципы составления программы
- Принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса)
- Принцип доступности - программа разработана таким образом, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок, а материал был для них понятен и доступен
- Принцип последовательности - предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.
- Принцип наглядности - использование на занятиях разнообразного наглядного фото и видио материала.
- Принцип природосообразности - педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
- Принцип ориентации на достижение успеха - необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей учащихся посредством приобщения к мультимедийным технологиям.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей зарождения мультипликации и современными техническими возможностями в киноиндустрии;
- познакомить обучающихся с выдающимися мультипликаторами;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- способствовать формированию знаний и умений в области мультимедийных технологий
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка (фантазию, наблюдательность);
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, художественный вкус, технические навыки;
- развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
Воспитательные:
- формировать у обучающихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия;
- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Возраст обучающихся по данной программе - 7-14 лет. Учебный материал распределен согласно возрастным психологическим особенностям детей.
К возрастным особенностям внимания относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника.
Условия набора в объединение - без предварительного отбора, без ограничений по состоянию здоровья.
Сроки реализации программы
Срок освоения программы - 1 год обучения. Совокупная продолжительность реализации программы 144ч.
Режим занятий: в соответствии с САНПиН 2.4.4.3172 - 14 занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин.. Объединение могут посещать как мальчики, так и девочки. Наполняемость групп - 10- 15 человек.
Форма обучения в объединении - групповая, очная.
Основными формами организации образовательного процесса на занятии являются:
Фронтальная
- Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
Индивидуальная
- Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
- Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества обучающегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить обучающихся к участию в выставках и конкурсах.
Групповая
- Ориентирует обучающихся на создание «творческих групп», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой группе», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у обучающихся получались быстрее и (или) качественнее.
Модель выпускника объединения должна являть нам следующие качества и характеристики:
Духовно-нравственные качества:
- доброта;
- отзывчивость;
- взаимопонимание;
- умение сопереживать;
- умение сотрудничать;
- радость сотворчества;
- потребность созидать, дарить.
Художественно-творческие способности:
- творческая активность;
- художественное отношение к явлениям окружающего мира;
- эстетическое восприятие действительности;
- владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.
Учебно-творческие знания, умения, владения
- устойчивая познавательная активность;
- интерес к мультипликационному искусству;;
- уверенное владение техническими навыками;
- владение приемами работы с программами и видио и фото редакторами;
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
- участие в культурно-массовых и творческих мероприятиях Центра;
- участие в городских и областных конкурсах.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
1 год обучения
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- развитие эстетического сознания через освоение мультипликационного творчества;
Метапредметные:
- развитие фантазии, образного мышления, воображения;
- формирование устойчивой заинтересованности в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира.
Предметные:
- умение правильно использовать техническое оснащение класса;
- формирование практических навыков в области мультимедийных технологий;
- владение изученными техниками и технологиями по созданию мультфильма;
- освоение терминологических знаний;
- формирование базовых знаний по композиции и цветоведению.
- владение фото и видео съемкой.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр мультипликационных фильмов, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Уровень освоения теоретического материала выявляется в беседах, в опросе, тестировании по заданным темам, Уровень формирования практических навыков - в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию, что подразумевает создание каждым из учащихся собственного эскиза по теме изучаемого блока и выполнение готового изделия по заданному эскизу.
Важными показателями успешности освоения программы является участие обучающихся в конкурсных мероприятиях. Интересной формой контроля результативности обучения является также портфолио творческих достижений (фото работ, грамоты, дипломы, сертификаты и др.). Итоговой формой оценки результатов обучения по программе является защита творческого проекта.