Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Обучение финансовой грамотности - одно из основных современных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере, вовремя научить обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, помочь стать социально успешной личностью, помочь реализовать личные планы.
На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»
Одной из удобных форм деятельности является внеурочная.
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, которая формирует у учащихся потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создает условия для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности.1
_____________
1 Евладова Е.Б. Организация внеурочной деятельности в современной школе.
Финансовая грамотность в МБОУ «Гимназия № 2» г. Инты, Республики Коми реализуется посредством проведения традиционной финансово-экономической игры «Капитал». Целью данной игры является создание условий для развития возможностей учащихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека. Также гимназистам предлагается освоить систему знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации.
В рамках экономической игры «Капитал» ежегодно проходят конкурсы такие как «Путешествие рублика», «Экономический термин», «Рисунок фотозоны». Развитие конкурсной деятельности является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей, где учащиеся могут не только реализовать свои творческие способности, но и укрепить свои знания.
Конкурс «Экономический термин»: участникам необходимо составить коллаж из фотографий, на которых изображены слова, слоги или буквы из вывесок улиц города. Таким образом, в коллаже будет зашифрован какой-нибудь экономический термин. Участие в этом конкурсе дает детям возможность применить свои логические, креативные, творческие способности.
Конкурс декоративно-прикладного творчества «Путешествие рублика»: участникам предлагается сделать поделку, символизирующую разнообразие денежных единиц в мире. Конкурс предполагает знакомство с финансовой системой стран мира. Для лучшего усвоения материала, для запоминания истории необходима яркая и творческая деятельность, а лучше всего это сделать через обращение к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. Гимназисты предоставили оригинальные, красочные, исполненные с высокой техникой поделки, при изготовлении которых родители принимали заинтересованное участие. Творения, изготовленные учащимися, удивляют своей креативностью, красотой.
Самый любимый конкурс изобразительного искусства - «Рисунок фотозоны». Конкурс «Рисунок фотозоны» проходит ежегодно для того, чтобы дети своими руками создавали фотозоны, где потом им и их друзьям хотелось бы сфотографироваться и провести свободное время. В процессе создания рисунков дети знакомились с информацией о финансовых фотозонах, а также постигали основы финансовой культуры.
С каждым годом дети проявляют все больше выдумки и фантазии при изготовлении работ и композиций, находят новые творческие решения. Что отмечают члены жюри этих конкурсов.
Участие в конкурсах даёт гимназистам представление о творческом проекте, однако проводимая экономическая игра «Капитал» в рамках своей программы предоставляет возможность создания исследовательского проекта. Так, например, учащиеся 3-4 классов работают над исследовательскими проектами по финансовой грамотности, а затем защищают свой проект, как на гимназическом уровне, так и на республиканском. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Участники игры «Капитал» могут воспользоваться одной из популярных форм обучения во внеурочной деятельности - экскурсией. Экскурсия в Сбербанк России проходит в формате квеста, во время которого учащиеся знакомятся с дистанционными каналами, на рабочем месте менеджера по продажам узнают о сервисах и услугах банка, в кассовой зоне - о правилах безопасности при использовании банковских карт. Неподдельный интерес у детей вызывает работа инкассатора. Во время экскурсии инкассатор рассказал о своём рабочем дне и дал примерить специальную одежду. Беседа оказалась очень полезной и информативной. Экскурсия в Сбербанк сподвигла старшеклассников на создание в Гимназии своего музея - «Музей денег», теперь история развития денежной системы наглядно представлена экспонатами музея, и учащиеся пробуют себя в роли экскурсоводов.
Представленный опыт обучения детей финансовой грамотности по средствам игровых технологий можно применять не только при изучении финансовой грамотности, но и в других областях обучения, так как у учащихся появляется возможность проявить себя, показать свое видение проблемной ситуации, проявить свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха - это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.