Межпредметное взаимодействие в форме интегрированного содержания урока английского языка

Разделы: Иностранные языки

Классы: 4, 8, 11

Ключевые слова: английский язык, межпредметные связи, коммуникативная компетенция


В настоящее время в образовании возникает проблема: большое количество учебных дисциплин, загруженность информацией не позволяет учащимся использовать полученные знания комплексно на уроках по всем предметам.

К примеру, знание английских слов на клавиатуре компьютера потребуется на уроках информатики. Математические навыки востребованы на уроках физики и химии. Знание географической карты пригодится учащимся на занятиях по английскому языку и истории. Даже если нет таких явных связей, учитель чувствует потребность постоянно обращаться к другим школьным предметам, чтобы объяснить явления и события, происходящие вокруг нас. В этом случае мы говорим об интегрированном содержании учебных дисциплин, в частности предмета «Иностранный язык». В.С.Безрукова в статье «Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации» [4] считает, что интеграция - это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание.

По мнению О.Г.Гилязовой из статьи «Методические рекомендации по реализации интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин» «педагогическая интеграция - это структурная целесообразно организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию обучающихся» [5].

Главное в этих определениях в том, что интеграция в образовании служит для разностороннего развития учащихся.

Предмет «Иностранный язык» как никакой другой предмет характеризуется интегрированным содержанием. Это выражается в том, что в основе содержания речи на иностранном языке может являться информация, полученная из разных учебных предметов, например литературы, искусства, истории, географии, математики и т.д. В статье Суходимцевой А.П. «Межпредметные языковые аспекты обучения разным предметам» «межпредметные связи» понимаются как сопряженные поля различных учебных предметов, которые взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.[7] Рассмотрим процесс реализации межпредметных связей в форме интегрированного содержания урока английского языка в общеобразовательной школе на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight). «К основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» в целом следует отнести межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира. В каждом модуле учебников «Английский в фокусе» представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner, Spotlight on Russia), которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции. Следуя традициям учебного курса, в составе каждого второго модуля есть урок дополнительного чтения на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum), что в значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания окружающего мира» [6].

На начальной ступени обучения (2-4 классы общеобразовательных учреждений) в текстах по межпредметным связям и в страноведческих текстах содержится лексика для рецептивного усвоения.

В разделе "Fun at school" (Веселье в школе) учащимся предлагаются задания, для выполнения которых им нужны знания других предметов, изучаемых в школе: история, чтение, математика, окружающий мир, МХК, музыка и др.

При выполнении заданий в этом разделе учащиеся не только используют знания по данным предметам, но и пополняют свои знания. Таким образом, учащиеся получают возможность увидеть, как с помощью английского языка они могут получать интересные сведения из разных областей знаний.

Задания имеют творческий характер, в то же время они тесно связаны с повседневной жизнью. Рассмотрим задания для учащихся из данного раздела учебника для 4 класса:

1. Work out (посчитайте) В данном задании прослеживаются межпредметные связи с математикой. Детям предлагается решить арифметические задачи на сложение и умножение, например: I' m a doctor. I work 12 hours a day, six days a week. How many hours do I work every month? [1, с.33]. Чтобы понять и решить задачу, учащимся требуется связать свои знания английского языка с вычислительными навыками, полученными на уроке математики.

2. Draw or find a picture of a herbivore, carnivore and omnivore. Present it to the class and talk about it. [1, c.65] При выполнении этого задания ученики не только включают новую лексику в свой словарь, но и пополняют знания по предмету «Окружающий мир».

3. Match the events to the year [1, c.97] данном задании прослеживаются межпредметные связи с историей. Учащиеся имеют возможность проверить знание исторических событий и потренироваться в употреблении прошедшего времени в английском языке.

1492

1666

1789

1914

1969

World War I begins

The Great Fire of London

The start of the French Revolution

The first man lands on the moon.

Columbus discovers America.

4. Match the sounds to the instruments. Which one is the loudest? [1, c.113]. В этом задании осуществляется межпредметное взаимодействие уроков английского языка и музыки.

Межпредметные связи с географией ярко представлены в разделах Spotlight on English-speaking countries. Ученики знакомятся с географическим положением Соединенного Королевства Великобритании, США и Австралии на карте мира, узнают названия столиц этих стран, получают возможность совершить виртуальные экскурсии по интересным местам.

На средней и старшей ступени обучения отличительной чертой УМК «Английский в фокусе» является раздел по организации дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum). Этот раздел связывает уроки английского языка с другими предметами школьного курса: математикой (количественные и порядковые числительные, построение диаграмм и графиков), историей (события мировой истории), литературой (отрывки из произведения известных писателей, факты их биографии), биологией (растительный и животный мир, фотосинтез, нервная система, пищевые цепочки), технологией (процесс создания мягкой игрушки), физкультурой (инструкции для спортсменов, правила безопасности). Также в данном разделе есть тексты и задания для проведения уроков, связанных с географией, физикой, музыкой, живописью.

В качестве примера приведу описание одного из уроков раздела Культурный уголок. Английские банкноты (Culture Corner. English Banknotes) в 8 классе по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.В.Ваулиной, Дж.Дули и др. [2].

Целями урока являются:

  • совершенствование коммуникативной компетенции учащихся и развитие у них метапредметных и межпредметных навыков;
  • формирование у учащихся целостной картины мира;
  • ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

Для проведения исследований по изображениям знаменитых людей на британских банкнотах на уроке создаются группы "Geographers" , "Historians", "Mathematicians", "Journalists".

Группа "Geographers" проводит поиск информации в сети Интернет о Чарльзе Дарвине, маршруте его корабля «Бигль», находят изображения растений и животных, которые встретились Дарвину во время его путешествия. Результат работы - презентация.

Группа "Mathematicians" изучает информацию об Адаме Смите, отце современной экономики и сэре Джоне Хоублоне и решает задачу по алгебре, связанную с банковским делом.

Группа "Historians" просматривает видеоролик о Елизавете II и готовит презентацию о биографии королевы.

Группа "Journalists" находит в Интернете информации о Елизавете Фрай и проводят воображаемое интервью с исторической личностью.

Для создания ситуации актуализации опыта учеников проводится исследование по изображениям знаменитых людей на российских банкнотах. Учащиеся заполняют кластер "Peter I", опираясь на знания, приобретенные на уроках истории.

В процессе выполнения всех заданий формируются метапредметные и межпредметные навыки у учащихся.

В старшей школе большой интерес у учащихся вызывает такой предмет как обществознание. С использованием материалов раздела Accross the curriculum. Citizenship (Граждановедение) проводится интегрированный урок (английский язык +обществознание) в 11 классе по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов О.В.Афанасьевой, Дж.Дули и др.[3]

Цели урока: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и установление межпредметных связей английского языка и обществознания по теме: «Права человека». У старшеклассников формируется правовая компетентность в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека. С этой целью учащиеся знакомятся с Декларацией, проводят исследовательские учебные действия при выполнении задач проекта. Предложенные задания имеют развивающий характер, позволяют формировать навыки поисковой деятельности, повысить уровень ИКТ-грамотности, совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать личностные качества в рамках диалога культур. Стремление к получению новых знаний обеспечивают поддержку мотивации к изучению английского языка. Учащиеся актуализируют имеющиеся знания по данной теме из курса обществознания, дают определения основных понятий на английском языке, используя и расширяя свой словарный запас. Результатом деятельности учащихся на данном уроке является систематизация знаний о правовом статусе личности в Российской Федерации и во всем мире, сформированность правовой компетентности старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, расширение страноведческих знаний по теме «Граждановедение»; совершенствование умений и навыков устной речи.

Опираясь на проводимые в методической науке исследования и практический опыт, мы пришли к выводу, что проведение уроков, имеющих интегрированное содержание, позволяет повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, рассматривать понятия, которые используются в разных предметных областях, организовать целенаправленную работу с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., показывает межпредметные связи и их применение при решении разнообразных задач.

Список литературы

  1. Английский язык. Английский в фокусе. 4 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. М.: Просвещение, 2020
  2. Английский язык. Английский в фокусе (5-9) Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. М.: Просвещение, 2020
  3. Английский язык. Английский в фокусе (10-11) Авторы: Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. М.: Просвещение, 2020
  4. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации Педагогическая интеграция.pdf
  5. Гилязова О.Г. Методические рекомендации по реализации интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин http://ogk.edu.ru/sites/all/files/metod.rekomendacii.pdf
  6. Общая характеристика УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 5-9 классов https://studfiles.net/preview/5850680/page:10/
  7. Суходимцева А.П. Межпредметные языковые аспекты обучения разным предметам В сборнике: Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. Составитель О.Е.Дроздова. 2018. С. 129-133.