В настоящее время в образовании возникает проблема: большое количество учебных дисциплин, загруженность информацией не позволяет учащимся использовать полученные знания комплексно на уроках по всем предметам.
К примеру, знание английских слов на клавиатуре компьютера потребуется на уроках информатики. Математические навыки востребованы на уроках физики и химии. Знание географической карты пригодится учащимся на занятиях по английскому языку и истории. Даже если нет таких явных связей, учитель чувствует потребность постоянно обращаться к другим школьным предметам, чтобы объяснить явления и события, происходящие вокруг нас. В этом случае мы говорим об интегрированном содержании учебных дисциплин, в частности предмета «Иностранный язык». В.С.Безрукова в статье «Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации» [4] считает, что интеграция - это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание.
По мнению О.Г.Гилязовой из статьи «Методические рекомендации по реализации интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин» «педагогическая интеграция - это структурная целесообразно организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию обучающихся» [5].
Главное в этих определениях в том, что интеграция в образовании служит для разностороннего развития учащихся.
Предмет «Иностранный язык» как никакой другой предмет характеризуется интегрированным содержанием. Это выражается в том, что в основе содержания речи на иностранном языке может являться информация, полученная из разных учебных предметов, например литературы, искусства, истории, географии, математики и т.д. В статье Суходимцевой А.П. «Межпредметные языковые аспекты обучения разным предметам» «межпредметные связи» понимаются как сопряженные поля различных учебных предметов, которые взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.[7] Рассмотрим процесс реализации межпредметных связей в форме интегрированного содержания урока английского языка в общеобразовательной школе на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight). «К основным отличительным характеристикам курса «Английский в фокусе» в целом следует отнести межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира. В каждом модуле учебников «Английский в фокусе» представлены уроки культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner, Spotlight on Russia), которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции. Следуя традициям учебного курса, в составе каждого второго модуля есть урок дополнительного чтения на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum), что в значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к освоению английского языка как средства познания окружающего мира» [6].
На начальной ступени обучения (2-4 классы общеобразовательных учреждений) в текстах по межпредметным связям и в страноведческих текстах содержится лексика для рецептивного усвоения.
В разделе "Fun at school" (Веселье в школе) учащимся предлагаются задания, для выполнения которых им нужны знания других предметов, изучаемых в школе: история, чтение, математика, окружающий мир, МХК, музыка и др.
При выполнении заданий в этом разделе учащиеся не только используют знания по данным предметам, но и пополняют свои знания. Таким образом, учащиеся получают возможность увидеть, как с помощью английского языка они могут получать интересные сведения из разных областей знаний.
Задания имеют творческий характер, в то же время они тесно связаны с повседневной жизнью. Рассмотрим задания для учащихся из данного раздела учебника для 4 класса:
1. Work out (посчитайте) В данном задании прослеживаются межпредметные связи с математикой. Детям предлагается решить арифметические задачи на сложение и умножение, например: I' m a doctor. I work 12 hours a day, six days a week. How many hours do I work every month? [1, с.33]. Чтобы понять и решить задачу, учащимся требуется связать свои знания английского языка с вычислительными навыками, полученными на уроке математики.
2. Draw or find a picture of a herbivore, carnivore and omnivore. Present it to the class and talk about it. [1, c.65] При выполнении этого задания ученики не только включают новую лексику в свой словарь, но и пополняют знания по предмету «Окружающий мир».
3. Match the events to the year [1, c.97] данном задании прослеживаются межпредметные связи с историей. Учащиеся имеют возможность проверить знание исторических событий и потренироваться в употреблении прошедшего времени в английском языке.
1492 1666 1789 1914 1969 |
World War I begins The Great Fire of London The start of the French Revolution The first man lands on the moon. Columbus discovers America. |
4. Match the sounds to the instruments. Which one is the loudest? [1, c.113]. В этом задании осуществляется межпредметное взаимодействие уроков английского языка и музыки.
Межпредметные связи с географией ярко представлены в разделах Spotlight on English-speaking countries. Ученики знакомятся с географическим положением Соединенного Королевства Великобритании, США и Австралии на карте мира, узнают названия столиц этих стран, получают возможность совершить виртуальные экскурсии по интересным местам.
На средней и старшей ступени обучения отличительной чертой УМК «Английский в фокусе» является раздел по организации дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum). Этот раздел связывает уроки английского языка с другими предметами школьного курса: математикой (количественные и порядковые числительные, построение диаграмм и графиков), историей (события мировой истории), литературой (отрывки из произведения известных писателей, факты их биографии), биологией (растительный и животный мир, фотосинтез, нервная система, пищевые цепочки), технологией (процесс создания мягкой игрушки), физкультурой (инструкции для спортсменов, правила безопасности). Также в данном разделе есть тексты и задания для проведения уроков, связанных с географией, физикой, музыкой, живописью.
В качестве примера приведу описание одного из уроков раздела Культурный уголок. Английские банкноты (Culture Corner. English Banknotes) в 8 классе по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.В.Ваулиной, Дж.Дули и др. [2].
Целями урока являются:
- совершенствование коммуникативной компетенции учащихся и развитие у них метапредметных и межпредметных навыков;
- формирование у учащихся целостной картины мира;
- ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
Для проведения исследований по изображениям знаменитых людей на британских банкнотах на уроке создаются группы "Geographers" , "Historians", "Mathematicians", "Journalists".
Группа "Geographers" проводит поиск информации в сети Интернет о Чарльзе Дарвине, маршруте его корабля «Бигль», находят изображения растений и животных, которые встретились Дарвину во время его путешествия. Результат работы - презентация.
Группа "Mathematicians" изучает информацию об Адаме Смите, отце современной экономики и сэре Джоне Хоублоне и решает задачу по алгебре, связанную с банковским делом.
Группа "Historians" просматривает видеоролик о Елизавете II и готовит презентацию о биографии королевы.
Группа "Journalists" находит в Интернете информации о Елизавете Фрай и проводят воображаемое интервью с исторической личностью.
Для создания ситуации актуализации опыта учеников проводится исследование по изображениям знаменитых людей на российских банкнотах. Учащиеся заполняют кластер "Peter I", опираясь на знания, приобретенные на уроках истории.
В процессе выполнения всех заданий формируются метапредметные и межпредметные навыки у учащихся.
В старшей школе большой интерес у учащихся вызывает такой предмет как обществознание. С использованием материалов раздела Accross the curriculum. Citizenship (Граждановедение) проводится интегрированный урок (английский язык +обществознание) в 11 классе по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов О.В.Афанасьевой, Дж.Дули и др.[3]
Цели урока: развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и установление межпредметных связей английского языка и обществознания по теме: «Права человека». У старшеклассников формируется правовая компетентность в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека. С этой целью учащиеся знакомятся с Декларацией, проводят исследовательские учебные действия при выполнении задач проекта. Предложенные задания имеют развивающий характер, позволяют формировать навыки поисковой деятельности, повысить уровень ИКТ-грамотности, совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать личностные качества в рамках диалога культур. Стремление к получению новых знаний обеспечивают поддержку мотивации к изучению английского языка. Учащиеся актуализируют имеющиеся знания по данной теме из курса обществознания, дают определения основных понятий на английском языке, используя и расширяя свой словарный запас. Результатом деятельности учащихся на данном уроке является систематизация знаний о правовом статусе личности в Российской Федерации и во всем мире, сформированность правовой компетентности старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, расширение страноведческих знаний по теме «Граждановедение»; совершенствование умений и навыков устной речи.
Опираясь на проводимые в методической науке исследования и практический опыт, мы пришли к выводу, что проведение уроков, имеющих интегрированное содержание, позволяет повышать мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, рассматривать понятия, которые используются в разных предметных областях, организовать целенаправленную работу с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., показывает межпредметные связи и их применение при решении разнообразных задач.
Список литературы
- Английский язык. Английский в фокусе. 4 класс. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. М.: Просвещение, 2020
- Английский язык. Английский в фокусе (5-9) Авторы: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. М.: Просвещение, 2020
- Английский язык. Английский в фокусе (10-11) Авторы: Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. М.: Просвещение, 2020
- Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации Педагогическая интеграция.pdf
- Гилязова О.Г. Методические рекомендации по реализации интегрированного подхода в преподавании общеобразовательных дисциплин http://ogk.edu.ru/sites/all/files/metod.rekomendacii.pdf
- Общая характеристика УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 5-9 классов https://studfiles.net/preview/5850680/page:10/
- Суходимцева А.П. Межпредметные языковые аспекты обучения разным предметам В сборнике: Метапредметный подход в образовании: Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. Составитель О.Е.Дроздова. 2018. С. 129-133.