Участники: учащиеся 2-х-3-х классов (рассчитано на 15-17 человек).
Цель: повысить уровень сплочённости классного коллектива.
Задачи:
- познакомить с понятием «Сплочённость»;
- ознакомить с преимуществами сплочённого коллектива;
- обозначить качества сплочённого коллектива;
- исследовать классный коллектив на наличие черт сплочённого коллектива в игровой деятельности;
- повысить уровень благоприятной, комфортной атмосферы в классе.
Памятка для ведущего (педагога-психолога):
Какие преимущества даёт сплочённый коллектив?
- постановка единой цели;
- слаженное стремление к её достижению;
- выполнение совместной деятельности;
- бесконфликтное разделение обязанностей;
- инициативное выполнение обязанностей;
- взаимопомощь и взаимодополнение;
- постоянное эмоционально-окрашенное позитивное подкрепление;
- быстрое разрешение внутригрупповых противоречий.
Условия, приводящие к сплочённости:
- принцип равенства;
- уважение и прислушивание к мнению каждого члена коллектива;
- взаимопомощь и взаимоподдержка;
- детерминация (поиск и устранение причин недовольства);
- свободное самовыражение;
- создание и поддержание благоприятных условий для учёбы (совместной деятельности);
- привлечение к взаимодействию «отверженных».
Инструментарий:
- Плакат со стихом + надпись «СПЛОЧЁННОСТЬ»;
- Палочки;
- «ПАРОВОЗИК»: повязки на глаза, преграды;
- «ОСТРОВ»: листы А4, карандаши и ручки;
- Таблички с животными;
- МУЗЫКА:
-
«Если с другом вышел в путь» (3,5 мин.)
- «Голубой вагон» (1 мин.)
- «Чунга-Чанга» и «Остров невезения» (10-15 мин.)
- «Большой секрет» (1 мин.)
- «Песенка Жука» (3 мин.)
- «Мы желаем счастья…» (всю песню).
- ВИДЕО: сюжет на сплочённость, «Последний герой».
Ход тренинга
- Здравствуйте. Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы обсудить одну очень интересную и важную тему. Какую, я попрошу ответить вас, отгадав загадку:
Если в коллективе свет
От улыбок сладостных,
Если в группе криков нет,
Много взглядов радостных,
Если в воздухе парит
К уваженью склонность,
Значит в группе поселилась
Дружная ….
Итак, о чём идёт речь, что поселилось в группе?
- …
- Хорошо, я вам помогу. Сейчас мы разыграем ситуацию, которая подскажет вам отгадку. Представьте, что я мудрец, а вы мои дети, готовые покинуть родительский дом. Представили? (муз.: «Если с другом вышел в путь».) Я, как отец, даю вам напутствия в дорогу. Для того чтобы не пропасть в таком огромном мире, не ошибиться, не ступить на неверный путь, вам необходимо держаться вместе. Почему? Вы должны сплотиться, чтобы помогать друг другу в трудную минуту, поддерживать, давать советы. По одному вы, конечно, можете справиться с той или иной ситуацией. Но рано или поздно можете сдаться от не преодолимых трудностей. Я хочу показать вам на примере, как судьба будет постепенно ломать ваши планы, если вы не станете сплочённой командой. Кто хочет выступить в роли Судьбы?... (Участнику вручаются палочки.) Каждая палочка - это вы отдельно друг от друга. Посмотрите, много ли усилий нужно приложить Судьбе, чтобы сломать вас? … (Ломает по одной палочке). Как видите, нет. (Далее ломает 2, 3, 4, 5 палочек) Видите, как легко вас всех победить. А теперь возьмём вас всех и отдадим в руки Судьбы…… (Пытается сломать связку палочек). Вот теперь, когда вы все вместе ей нужно приложить максимум усилий, чтобы навредить вам. Когда вы едины, вы непобедимы! Вы согласны?
Итак, сплочённая команда - самая непобедимая.
А теперь, давайте ещё раз, все вместе прочтём загадку, и ответим на неё:
Если в коллективе свет
От улыбок сладостных,
Если в группе криков нет,
Много взглядов радостных,
Если в воздухе парит
К уваженью склонность,
Значит в группе поселилась
Дружная ….
……….
(Слова на плакате, СПЛОЧЕННОСТЬ)
(общее время на вступление - 10 минут)
- Верно, мы поговорим именно о сплочённости. Как вы считаете, вы сплочённый коллектив?
- ……
- Давайте посмотрим видеосюжет. (Подобрать сюжет из мультфильма про дружный или разобщённый коллектив/команду). Какой коллектив был представлен в сюжете: сплочённый или разобщённый? Сравните данный коллектив с вашим. Они похожи?
Что общего/различного? (5 мин.)
Итак. Вы считаете ваш коллектив сплочённым? На этот вопрос вы ответите после того, как мы поиграем. Я предлагаю вам проверить вашу групповую сплочённость. Мы уже говорили о том, что для сплочённого коллектива характерны взаимопомощь, взаимоподдержка, обмен советами. Что ещё?
А сейчас я загадаю вам загадочку одну:
В чём в сплочённом коллективе не откажешь никому?
Есть одно поверие,
Что это лишь ………(доверие)!
- …
(Игра «Паровозик». Все встают в одну шеренгу. Впереди главный «Паровоз». Он идёт с открытыми глазами, а все остальные «вагоны» - с закрытыми. Ведущий строит на пути паровозика препятствия из мебели, и других предметов. Можно попробовать несколько «Паровозов». Обсуждаем: насколько в группе доверяют друг другу, кому тяжелее (вагонам или паровозу? Слаженно ли обходили преграды? Почему открыли глаза?
Муз.: «Голубой вагон») (5 мин.)
- А помогает ли доверие в достижении цели? Каждый коллектив имеет общую для всех цель. Давайте проверим, умеете ли вы слаженно, при помощи совместной деятельности, достигать поставленной цели. Я предлагаю вам сыграть в игру «Необитаемый остров».
Посмотрите, что за чудо,
Переносят нас ветра
За моря, за океаны,
В неизведанны края.
Всюду пальмы и кокосы,
Людоедов племена.
Видно, мы с вами попали
К дикарям на острова.
(видеовставка из «Последнего героя»)
Ваша цель - выжить на этих островах. Перед вами стоят следующие задачи:
- придумать название вашего племени;
- нарисовать план вашего племенного лагеря;
- распределить обязанности;
- установить режим дня;
- придумать права вашего племени;
- виды наказания за нарушения этих прав.
У вас есть 15 минут, постарайтесь побыстрее собраться и как можно слаженно решить эти задачи. Итак, приступайте.
(Муз.: «Чунга-чанга».) (Ребята могут решать задачи разделившись на микрогруппы).
…………
- Готовы? Я с радостью выслушаю результаты вашего обсуждения (доклад - 5 мин).
- …..
- Как вы думаете, почему вы смогли/ не смогли справиться с вашей целью?
-……….
- А ещё потому, что вы умеете/ не умеете прислушиваться к мнению своих одноклассников и принимать его во внимание. Давайте убедимся или опровергнем это утверждение при помощи игры «Весёлые семейки животных». Каждый участник тайно вытягивает табличку с названием животных. Все строятся по периметру помещения. По команде ведущего все начинают издавать звуки выбранного животного. Задача: объединиться в группы животных одного вида, прислушиваясь к голосам животных (в качестве усложнения можно делать это с закрытыми глазами). (Таблички, муз.: «Большой секрет для маленькой компании».) (5 мин.)
- Итак, слышать вы друг друга слышите, но вот всегда ли прислушиваетесь. Подумайте над этим и примите во внимание, тогда ваш коллектив будет намного сплочённее.
А теперь посмотрите друг на друга, вы рады вашему присутствию в коллективе? Замечательно, тогда продолжаем. Вы посмотрели друг на друга, вы похожи чем-нибудь?
Не секрет, что в этой жизни
Все друг с другом схожи,
Ну, а вы в кругу своём
На кого похожи?
Ведь сходства внешне и внутри
Критерий очень важный:
Чем однородней коллектив,
Тем в нём дружнее каждый!
Сейчас мы поиграем в игру «Войди в круг». Ведущий называет какое-то своё увлечение и просит подойти к нему одного участника, который тоже любит этим заниматься. Этот участник называет ещё одно своё увлечение и к нему подходит третий участник. И так пока все члены группы не будут стоять в кругу. Последний участник и ведущий должны закольцевать круг, назвав общее увлечение. (Инструкция; муз.: «Песенка доброго жука».)
А теперь возьмитесь за руки. Что вы чувствуете стоя в этом замкнутом кругу? ……… А ведь вы сами, того не подозревая, образовали сплочённый коллектив. Ведь держась за руки, вы находитесь во взаимосвязи, взаимоподдерживаете друг друга, обмениваетесь своей энергией и ощущаете себя частью этого неразрывного коллектива. Представьте, что один из вас уйдёт и тогда в ячейке образуется прорыв, залатать который можно только, приложив массу усилий и времени ваших одноклассников, поэтому вы нужны друг другу. Без любого из вас ваш коллектив испытает, пусть даже маленькое, но неудобство. А для того, чтобы удержать госпожу Сплочённость в вашем коллективе, вы должны уметь делать друг другу комплименты. (Игра «Комплименты по кругу» (говорим друг другу комплименты и передаём клубок по кругу, далее отрезаем нить от клубка и привязываем друг другу на запястье в качестве символа групповой сплочённости.); муз.: «Мы желаем счастья вам».) (15-20 мин.)
- Я желаю, чтобы в вашем коллективе всегда существовала невидимая нить, которая, как сейчас ваши ладони, передавала вам друг от друга заряд положительного настроения. А вы всегда были бы рады ощущать себя членом вашего коллектива.
- Итак, я задаю вам вопрос, который задавала в начале нашего тренинга: вы считаете свой коллектив сплочённым?
- ………
Рефлексия
СОБАКА |
КОШКА |
КОРОВА |
КОЗА |
СОБАКА |
КОШКА |
КОРОВА |
КОЗА |
СОБАКА |
КОШКА |
КОРОВА |
КОЗА |
СОБАКА |
КОШКА |
КОРОВА |
КОЗА |
СОБАКА |
КОШКА |
КОРОВА |
КОЗА |
СОБАКА |
КОШКА |
КОРОВА |
КОЗА |