Мы должны измениться.
Новые дети в старой
педагогике не умещаются.
Ш.Амонашвили
Главное счастье любого человека - найти призвание. Я - счастливый человек: я люблю свою профессию, детей, школу. Каждое утро с радостью и волнением я открываю дверь класса. Меня встречают любопытные глаза и детские улыбки. За долгие годы работы у меня сформировался свой стиль общения с детьми и родителями, своя особенная манера преподавания. Мне казалось, что все идет своим чередом.
Но однажды я прочитала высказывание И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Эти слова были сказаны много лет назад, однако как много смысла в них вложено и как актуальны они сегодня.
Современное образование… Какое оно? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться с тем, что такое образование вообще, что мы имеем в виду, употребляя слово «образование». В словаре Д.Н.Ушакова найдем следующее определение: «образование - это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение». Процесс образования происходит именно в такой последовательности: сначала человек воспринимает информацию, полученную от учителя, из книг, посредством цифровых технологий. Затем следуют этапы «обучения» и «просвещения», когда человек пользуется полученными ранее знаниями.
Современное образование должно отображать все грани нынешнего общества, отвечать всем потребностям своего времени. И с уверенностью можно сказать, что образование касается интересов каждого гражданина страны. Качество образования оказывает свое влияние на развитие благополучного государства, достаток и успех в личной карьере человека. Конечно, всё это имеет особое значение для сегодняшней России. Качественное образование позволяет государству обеспечивать себя высококвалифицированными специалистами, создавать благоприятные условия для экономического роста и высокой производительности труда.
Основная задача современного образования - обеспечение условий самоопределения и самореализация личности. Главная цель обучения - развивать индивидуальность каждого ученика, содействовать в проявлении индивидуальности.
Очевидно, что образование сегодня не возможно без современного учителя. Каким я представляю себе учителя, каким учителем должна быть я сама?
Л.Н.Толстой говорил, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества - большие знания и большое сердце». А в след за писателем К.Ушинский утверждал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Думаю, и сейчас эти слова имеют большую значимость и актуальность.
Главная задача современного учителя состоит не в том, чтобы «обрушить» на ребёнка всю массу имеющихся знаний, а оказать помощь ученику в получении новых знаний, развить в ребёнке ту любознательность, которой он наделён от природы,познавательный и творческий интерес.
Так кто он - современный учитель? Это не просто человек, предлагающий, имеющиеся у него знания по предмету, а человек, который учит детей мыслить, рассуждать и отстаивать своё личное мнение, используя знания, полученные в школе. А ещё, уверена, это хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относиться.
Какой он - современный учитель? Думаю, это профессионал, не останавливающийся на достигнутом, непрерывно развивающийся и готовый к переменам. Вселяющий веру… Динамичный… Учитель творчества.
Учитель и ученик - две составляющие образования. Поэтому, на мой взгляд, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении четырёх лет, настолько эта мотивация будет сильна в дальнейшем. Важно не то, сколько знаний в голове, а то, насколько позитивное отношение к самому процессу учёбы. Сложно чему-либо научить детей, если требования предъявляешь только к детям. Учитель должен быть примером во всем. Знания, полученные в школе, очень важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства.
Быть хорошим учителем нелегко, но возможно. Важно научиться быть счастливым. Только счастливый учитель может воспитать счастливого ученика. Только счастливые ученики могут действовать, творить, узнавать.
Я - счастливый учитель. Я не останавливаюсь на достигнутом, иду вперёд вместе со своими учениками.
Учитель - герой своего времени. Учитель и время не разрывны. Мы не можем профессионально развиваться, не принимая во внимание реалии нашего времени. И нет ни одного учителя, который бы не изменился в условиях современного мира. И как был прав Ш.Амонашвили, говоря, что «мы должны измениться. Новые дети в старой педагогике не умещаются».