Психолого-педагогический аспект в обучении видо-временным формам английского глагола

Разделы: Иностранные языки

Класс: д/с


«Развитие учащихся в ходе обучения любому предмету призвано придавать специальную развивающую направленность и включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы…». Л.В.Занков

В основе психического развития ребёнка лежит специфический процесс усвоения им опыта предшествующих поколений, в ходе которого у него формируется личный опыт. Существенная роль в этом отводится иностранному языку, который, как учебный предмет обладает большими возможностями для создания культурного и личностного становления школьников. Процесс овладения английским языком, а в его основе лежит овладение видовременными формами глагола, выступает в качестве мощного механизма личностного развития учащихся, а также общего интеллектуального развития. Целенаправленное формирование продуктивных и рецептивных умений и навыков при овладении видовременными формами на уроках английского языка активизирует работу памяти, мышления и других психических процессов и тем самым способствует умственному развитию школьников.

При овладении видовременными формами английского глагола формируются такие интеллектуальные операции как актуализация прежних знаний, предвидение, планирование, сличение, контроль, обобщение, классификация, то есть операциональная сторона мышления.

При понимании и усвоении той или иной формы, учащийся открывает что-то новое для себя и может применить усвоенное к некоторому кругу новых явлений. Иначе нет никакого понимания и усвоения, есть только запоминание. Но ведь известно, что разные виды памяти тесно связаны между собой и почти никогда не работают изолированно. Входе усвоения видовременных форм у учащихся особенно хорошо развивается долговременная память, она имеет большое значение для процесса овладения иностранным языком в целом, он невозможен без хранения соответствующих запасов языковых знаков, именно в долговременной памяти. Но различные виды деятельности при усвоении видовременных форм требуют опоры на разные виды памяти. Например, понимание предъявляемой видовременной формы на слух требует опоры на долговременную память. Влияет ли обучение видовременным формам на развитие. например, воли? Да, конечно. Одна лишь мнемическая деятельность, в процессе которой осуществляется запоминание и воспроизведение вербального материала, требует волевых усилий. Также у учащихся развиваются такие качества как сообразительность,любознательность,целеустремленность,организованность,трудолюбие.

Через использование видовременных форм в речи осуществляется общение, учащиеся учатся слушать своих товарищей, развивается их собственная речь.

С точки зрения педагогики, усвоение видовременных форм в какой-то мере способствует достижению главной цели воспитания и обучения -разносторонне гармоничное развитие личности ребенка за счет включения в процесс обучения видовременным формам упражнений и материалов различного содержания и характера, которые усваиваются благодаря использованию различных принципов и методов. Обучение видовременным формам немыслимо без наглядностей слухового и зрительного типа, которая создает условия для чувственного восприятия.

Таким образом, обучение видовременной системе английского глагола, формирование и развитие продуктивных и рецептивных грамматических навыков напрямую связано с науками психологией и педагогикой. Эти науки взаимозависимые, взаимодополняющие и служат основой обучения как такового.