1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление: экологическое воспитание
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Классный час «Что такое заповедник?», посвященный Всемирному дню охраны мест обитаний и дню заповедников и национальных парков.
Актуальность проблем окружающей среды, в частности, заповедников, бережного к ней отношения как к жизненно важному национальному богатству и достоянию всего человечества сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Заповедники - это образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями
Изучение охраняемых территорий помогает учащимся сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью виртуальных экскурсий, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 2 класс (8-9 лет)
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Одним из направлений работы классного руководителя является экологическое воспитание. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию взаимодействия человека и природы. Это обосновывается путем изучения изменений в природе, происходящих в естественных условиях, а также под воздействием деятельности человека. Из-за того, что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу, и возникла проблема взаимоотношений «природа - общество». Экологическое воспитание в сегодняшнем мире - это не только комплекс естественнонаучных знаний и умений, но и критерий культуры и развития человека, имеющий большое гуманистическое, нравственное и прагматическое значение. Вопрос формирования экологической культуры остаётся открытым. Поэтому должен осуществляться качественный переход от теории к практике и как следствие норме жизни.
Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, библиотекаря.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: Создание условий для формирования целостного представления о заповеднике через знакомство с Печоро-Илычским заповедником, расположенным на территории Республики Коми.
Задачи:
- раскрыть понятие, что такое заповедник, его назначение и какую роль играют люди в охране природы;
- создать предпосылки для формирования чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;
- способствовать развитию способности наблюдать, мыслить, делать выводы, формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные:
- активное участие в социально значимой деятельности;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действие, приносящих врем природе.
Предметные:
- представления о природных объектах как компонентах единого мира;
- приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
- стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Метапредметные:
- формирование базовых исследовательских действий под руководством учителя;
- работа с различными источниками информации;
- понимание цели совместной деятельности;
- построение речевого высказывания;
- формулирование выводов.
1.6. Форма проведения: проблемная беседа
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
Технология личностно-ориентированного обучения на основе системно-деятельностного подхода.
Методы обучения:
- По источнику получения знаний: словесные, наглядные.
- По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковые.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Метод развития познавательного интереса (метод стимулирования занимательным содержанием);
- Метод формирования чувства долга и ответственности (предъявление учебных требований).
- На этапе мотивации использовался приём «Отсроченная отгадка» - создание ситуации гипотезирования посредством просмотра видеофрагмента.
- На этапе изучения материала - прием активного слушания.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
- сайт заповедныйурок.рф
- Мультфильм «История создания заповедников»
- https://www.youtube.com/watch?v=CeNuBqwPRKs&feature=emb_logo
- Мультфильм «Что такое заповедник?»
- https://www.youtube.com/watch?v=A-Tdp5PIKQ0
- Видео «Красоты Печоро-Илычского заповедника»
- https://www.youtube.com/watch?v=k8Vep_aR32c&feature=emb_logo
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Основной целью этого мероприятия является создание условий для формирования целостного представления о заповедниках. Данную разработку можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Охрана природы» и проведения классных часов, посвященных экологическому воспитанию. По окончании занятия, возможно, провести конкурс рисунков.
Оборудование: компьютер, панель//проектор для показа презентации Microsoft PowerPoint, наглядные карточки для доски, раздаточный материал по количеству учащихся с заготовкой карманной книжки-памятки (покетмода), ножницы.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Классный час «Что такое заповедник?» является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся, направленных на достижение общей цели воспитания, развития личности и формирования экологического мировоззрения. Разработка классного часа начинается с постановки цели, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию - учить, воспитывать, формировать, развивать. Деятельность по планированию и разработке классного часа состоит из ряда взаимосвязанных этапов: этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели; этап планирования; этап организации; этап проведения мероприятия; этап подведения итогов (анализ).
Наряду с задачами классного часа, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.
Для подготовки классного часа рекомендовано использование следующих ресурсов:
Интернет-ресурсы:
- Мультфильм «История создания заповедников»
- https://www.youtube.com/watch?v=CeNuBqwPRKs&feature=emb_logo
- Мультфильм «Что такое заповедник?»
- https://www.youtube.com/watch?v=A-Tdp5PIKQ0
- Фото «Баргузинский заповедник»
- https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/06/02/1969786/ab34efb40b3772fd783172daadfb29cb.jpg
- Схема сборки карманной книжечки-памятки (покетмода) https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/23/s_5ce680e563ad9/img12.jpg
- Видео «Красоты Печоро-Илычского заповедника»
https://www.youtube.com/watch?v=k8Vep_aR32c&feature=emb_logo - Использованы материалы сайта заповедныйурок.рф
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Сценарий классного часа «Что такое заповедник?»
Ход проведения классного часа
Мотивация к деятельности
Учитель. Здравствуйте, мои юные любители природы. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по экологическим тропкам. Внимание на экран!
Учитель показывает фильм «История создания заповедника». Слайд 2
Учитель останавливает презентацию на кадре «Мы решили всё изменить» и организует беседу с классом
- Как вы думаете, что решили изменить люди? (Ответы детей)
- На какой вопрос вы не смогли ответить? (Что решили изменить люди?)
- Давайте досмотрим мультфильм.
- Кто может сказать, что такое заповедники? (Ответы детей)
- Вы пришли к единому мнению, что такое заповедник? (Нет)
- С каким затруднением вы столкнулись? (Мы не смогли ответить точно на вопрос, что такое заповедник). Значит, какова тема нашего путешествия?
Учитель показывает слайд 3
- Сформулируйте цель нашего путешествия, используя опорные слова, представленные на доске:
Учащиеся формулируют цель.
- Я вам немного помогу. Сейчас вы сами попробуете дать определение слову «заповедник». В словаре В.Даля есть два слова: заповедь и заповедовать и их значения.
На доске:
- Попробуйте используя данные слова, дать определение слову «заповедник».
Дети высказываются
ЗАПОВЕДНИК - место, где запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться. Здесь полностью запрещена деятельность человека.
Учитель показывает фильм «Что такое заповедник? Слайд 4
- Есть в России уголки, которые охраняются особо, строже, чем другие. Их еще называют заповедными островами. Зачем нужны заповедники? (ответы детей)
- Я вам помогу. Посмотрите на эти слова и попробуйте продолжить, зачем нужны заповедники?
- Действительно, сотрудники заповедников изучают, охраняют, просвещают, то есть распространяют знания.
- А теперь немного отдохнём.
Физминутка
Я буду показывать определенное движение, характеризующее деятельность сотрудников заповедника:
- ИЗУЧАТЬ - «смотрим в бинокль»
- ОХРАНЯТЬ - «грозим пальцем»
- ПРОСВЕЩАТЬ - «разводим руки в сторону»
Вы повторяете движение, но в определённый момент я буду вас путать.
Молодцы!
- В фильме было показано, что в любом деле нужны друзья.
- Кто такие друзья? (ответы)
Учитель показывает слайд 5, анимация 1,2
- Друзья, друг - это тот, с кем есть общие интересы и жизненные ценности, кто близок, верен, дорог, не подведет. Другом может стать не только человек, но и природа. Некоторые ребята в разных регионах нашей страны уже придумали, как это можно сделать. Они объединяются в клубы друзей заповедных островов.
В России существует движение «Друзей заповедных островов».
Учитель показывает слайд 6, анимация 1,2
6 октября в нашей стране отмечается праздник, посвящённый Всемирному дню охраны мест обитаний, а 11 января - День заповедников и национальных парков.
Учитель показывает слайд 7,8, анимация 1,2
- Дата связана с основанием Баргузинского заповедника. Он был создан в 1916 году. Его создали для сохранения чёрного пушного золота. Так называют редкого баргузинского соболя.
Учитель показывает слайд 9,10
- Но мы ведь с вами живём в Республике Коми. Может, вы знаете, ребята, какой заповедник есть у нас? (Ответы детей)
- Я дам вам на выбор названия известных заповедников нашей страны. А вы попробуйте догадаться, какой из них находится на территории РК.
Учитель показывает слайд 11.
Учащиеся называют заповедник Республики Коми.
- А как вы догадались? МОЛОДЦЫ!!!
Учитель показывает слайд 12
- Итак, я Вас посвящаю в друзья заповедного острова - ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКОГО заповедника.
- Напомните, что делают сотрудники заповедника? (ИЗУЧАЮТ, ОХРАНЯЮТ, ПРОСВЕЩАЮТ)
- Чем мы им сможем помочь? (Мы можем узнать о заповеднике, а потом рассказать о нем другим или просвещать)
- Ну, а сейчас, дорогие друзья я предлагаю Вам стать туристами. Не простыми туристами, а экологическими туристами. Вспомните, что такое экология?
- Поэтому экологические туристы путешествуют с большой ответственностью перед окружающей средой.
- Но прежде чем отправиться любой турист должен знать, что?
ПРАВИЛА. ЗАПОВЕДИ ЭКОТУРИСТА
Учитель показывает слайд 13, анимация 1,2,3,4
- А так ли просто попасть в заповедник?
- Конечно, нет. Посещение возможно только в сопровождении сотрудников заповедника и пропускного документа. Поэтому я сейчас Вам раздам бейджи «Друзья заповедных островов» - это и будет наш пропуск в ЗАПОВЕДНИК.
Учащиеся надевают бейджи.
- Отправляемся в виртуальное путешествие в ПЕЧОРО-ИЛЫЧСКИЙ заповедник?
- Что получим от увиденного в природе?
(Ответы детей: новые впечатления, знания, насладимся красотой)
Учитель показывает фильм «Печоро-Илычский заповедник». Слайд 14
- Поделитесь впечатлениями.
Учитель показывает слайд 15-23
Учитель рассказывает по слайдам о заповеднике
- Территория заповедника пересекается с территорией не менее известного субъекта охраны природы - НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА ЮГЫД-ВА
- Территория между реками Печоры и Илыча для организации заповедника была выбрана не случайно. Дело в том, что здесь находятся истоки четырех крупных рек, которые относятся к четырем разным бассейнам: Печоры, Волги, Северной Двины и Оби.
- Самыми известными природно-историческими объектами Печоро-Илычского заповедника являются плато Маньпупунер - геологический памятник (на языке манси - «малая гора идолов») и долина Торре-Поре-Из.
- На территории Печоро-Илычского заповедника встречаются 11 очень редких и исчезающих видов растений-цветов.
- В Печоро-Илычском заповеднике обитает более 40 видов позвоночных млекопитающих, более двухсот видов птиц и 17 видов рыб. Из млекопитающих нужно особо отметить лося, медведя, волка, росомаху, кабана, барсука, северного оленя, енотовидную собаку, американскую норку и даже лесного лемминга.
- Довольно драматична судьба печорского бобра. Дело в том, что в 40 -ые годы двадцатого века его популяция на Печоре была полностью уничтожена.
- Верховья рек Печоры, Илыча и их притоки очень богаты рыбой. Особо стоит отметить популяцию хариуса и тайменя. Кроме этого в водах Печоро-Илычского заповедника много налима, сига, язя, гальяна и других видов рыб.
ЛОСЕФЕРМА
- Первая в мире опытная лосиная ферма была организована в СССР в 1949 году при Печоро-Илычском заповеднике. И она до сих пор действует!
Лосиная ферма на Печоре была создана для того, чтобы проверить опытным путем возможность создания из лося нового вида домашнего животного специально для таежной зоны.
- Настоящий экотурист из природы кроме впечатлений ничего не забирает. А в память о нашем путешествии я хочу предложить вам сделать карманную книжку-памятку (покетмод)
- Эта книжка поможет вам вспомнить и рассказать другим о Печоро-Илычском заповеднике.
Дети работают совместно с учителем, с заготовкой по схеме над созданием карманной книжки.
Слайд 25
- А теперь в завершении нашей встречи давайте проголосуем за дружбу.
Учащиеся поднимают руку.
- Заповедникам нужны друзья?
- Другом может стать каждый?
- От дружбы с природой выигрывают все?
- Предлагаю сделать фото на память о нашем путешествии с нашими карманными книжечками.