Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заниматика". Интеллектуальное направление. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Пояснительная записка

Курс «Заниматика» входит во внеурочную деятельность младших школьников (1-4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Рабочая программа к курсу «Заниматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании основной общеобразовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Тимофеева» (Приказ № _____ от ______ 2020 г.), с использованием авторской программы О.Холодовой методического пособия «Юным умникам и умницам». Курс «Заниматика» - Москва: РОСТ. - 2014г, - 279 с.

Актуальность курса «Заниматика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса «Заниматика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.

Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Цель: развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализировать ситуации, сопоставлением данных;
  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формировать пространственные представления и пространственное воображение;
  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Возраст детей, на которых ориентирован курс: Курс ориентирован на учащихся 1-4 классов (7-11 лет).

Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительного образовательного курса: Дополнительный образовательный курс «Заниматика» рассчитан на четыре года обучения.

Принципы курса «Заниматика»

Актуальность.

  • Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность.

  • Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность.

  • Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность.

  • Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации.

  • Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность.

  • С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 144 занятия (4 года обучения). Усвоение некоторых приёмов решения нестандартных задача возможно и за 36 занятий (1 год обучения).

Курс ориентационный.

  • Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы занятий

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • тематические конкурсы,
  • выпуск тематических газет.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);
  • индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
  • групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

  • беседа;
  • интеллектуальная игра;
  • викторина;
  • интегрированные занятия;
  • практикум по решению задач повышенной сложности;
  • турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности учащихся

Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • решение проектных задач;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Арифметический блок

  • Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.
  • Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).
  • Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
  • Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

Блок логических и занимательных задач

  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Старинные задачи.
  • Логические задачи.
  • Комбинаторные задачи.
  • Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.
  • Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
  • Задачи, решаемые способом перебора, «открытые» задачи и задания.
  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: кока + koj1a = вода и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи международного математического конкурса «кенгуру».
  • Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрический блок

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > lv, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
  • Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
  • Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
  • Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
  • Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Содержание курса

№ п/п

Основные темы 2 года обучения

Кол-во часов

1

Город загадочных чисел

7

2

Город закономерностей

7

3

Город геометрических превращений

5

4

Город логических рассуждений

8

5

Город занимательных задач

7

Итого

34

Планируемые результаты изучения курса «Заниматика»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
  • развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения чис­лового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > lv и другие, указывающие направление движений
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей «танов. треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; "оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции-
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из разы

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом

Календарно-тематическое планирование

Путешествие второе (второй год обучения)

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во
Часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Улица ребусов

Записывать различными цифрами количество предметов.
Построение конструкции по заданному образцу.
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

2

Заколдованный переулок

1

3

Цифровой проезд

1

4

Числовая улица

1

5

Вычислительный проезд

2

6

Испытание в городе загадочных чисел. В цирке

1

1

7

Улица шифровальная

8

Координатная площадь

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Ориентироваться в пространстве. Различать и раскрашивать соседние и не соседние области.
Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок.

1

9

Порядковый проспект

1

10

Улица волшебного квадрата

1

11

Улица магическая

1

12

Испытание в городе закономерностей. Сыщики

1

13

Конструкторский проезд

1

14

Фигурный проспект

1

15

Зеркальный переулок

1

16

Художественная улица

1

17

Испытание в городе геометрических превращений. Сказки зимы

1

18

Улица высказываний

1

19

Улица правдолюбов и лжецов

1

20

Отрицательный переулок

1

21

Улица сказочная

Проверить знания о понимании различия между цифрой и числом, порядка следования чисел натурального ряда, римских и арабских чисел.
Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод от обратного.
Загадки о геометрических инструментах.
Практическая работа с линейкой.
Сказка о малыше гео. Практические задания.
Игра «мы - точки» работа с геоконтом.
Сказка о малыше гео (продолжение). Игра «геоконт»
Задачи на развитие логического мышления. Загадки.
Игра «геоконт». Практические задания.

1

22

Площадь множеств.
Пересечение улиц. Перекресток

1

23

Пересечение улиц. Перекресток

1

24

Проспект логических задач

1

25

Испытание в городе логических рассуждений.

1

26

Веселый поезд

1

27

Улица величинская

1

28

Смекалистая улица

1

29

Денежный бульвар

1

30

Торговый центр.

1

31

Временной переулок

1

32

Хитровский переулок

1

33

Математический конкурс «сказочная страна»

1

34

Праздник «математика для всех»

1