Пояснительная записка
Курс «Заниматика» входит во внеурочную деятельность младших школьников (1-4 классы) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Рабочая программа к курсу «Заниматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании основной общеобразовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Тимофеева» (Приказ № _____ от ______ 2020 г.), с использованием авторской программы О.Холодовой методического пособия «Юным умникам и умницам». Курс «Заниматика» - Москва: РОСТ. - 2014г, - 279 с.
Актуальность курса «Заниматика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса «Заниматика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.
Новизна данного курса определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступить на олимпиадах и принять участие в различных конкурсах. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
- формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
- формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализировать ситуации, сопоставлением данных;
- формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формировать пространственные представления и пространственное воображение;
- привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Возраст детей, на которых ориентирован курс: Курс ориентирован на учащихся 1-4 классов (7-11 лет).
Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительного образовательного курса: Дополнительный образовательный курс «Заниматика» рассчитан на четыре года обучения.
Принципы курса «Заниматика»
Актуальность.
- Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
- Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность.
- Программа курса строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
- Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации.
- Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность.
- С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 144 занятия (4 года обучения). Усвоение некоторых приёмов решения нестандартных задача возможно и за 36 занятий (1 год обучения).
Курс ориентационный.
- Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы занятий
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- тематические конкурсы,
- выпуск тематических газет.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);
- индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
- беседа;
- интеллектуальная игра;
- викторина;
- интегрированные занятия;
- практикум по решению задач повышенной сложности;
- турниры, олимпиада.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.
Основные виды деятельности учащихся
Основными видами деятельности учащихся на занятиях являются:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- решение проектных задач;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Курс «Заниматика» для начальной школы - курс интегрированный. В нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Арифметический блок
- Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.
- Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
- Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).
- Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
- Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.
- Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.
- Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
- Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.
- Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.
Блок логических и занимательных задач
- Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
- Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Старинные задачи.
- Логические задачи.
- Комбинаторные задачи.
- Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.
- Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
- Задачи, решаемые способом перебора, «открытые» задачи и задания.
- Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: кока + koj1a = вода и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Задачи международного математического конкурса «кенгуру».
- Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрический блок
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > lv, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
- Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
- Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.
- Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Содержание курса
№ п/п
|
Основные темы 2 года обучения |
Кол-во часов |
1 |
Город загадочных чисел |
7 |
2 |
Город закономерностей |
7 |
3 |
Город геометрических превращений |
5 |
4 |
Город логических рассуждений |
8 |
5 |
Город занимательных задач |
7 |
|
Итого |
34 |
Планируемые результаты изучения курса «Заниматика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
- развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи. Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > lv и другие, указывающие направление движений
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей «танов. треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; "оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции-
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из разы
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом
Календарно-тематическое планирование
Путешествие второе (второй год обучения)
№ |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Кол-во
|
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
Улица ребусов |
Записывать различными цифрами количество предметов.
|
1 |
|
|
2 |
Заколдованный переулок |
1 |
|
|
|
3 |
Цифровой проезд |
1 |
|
|
|
4 |
Числовая улица |
1 |
|
|
|
5 |
Вычислительный проезд |
2 |
|
|
|
6 |
Испытание в городе загадочных чисел. В цирке |
1 |
|
|
|
1 |
|||||
7 |
Улица шифровальная |
|
|
||
8 |
Координатная площадь |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
|
1 |
|
|
9 |
Порядковый проспект |
1 |
|
|
|
10 |
Улица волшебного квадрата |
1 |
|
|
|
11 |
Улица магическая |
1 |
|
|
|
12 |
Испытание в городе закономерностей. Сыщики |
1 |
|
|
|
13 |
Конструкторский проезд |
1 |
|
|
|
14 |
Фигурный проспект |
1 |
|
|
|
15 |
Зеркальный переулок |
1 |
|
|
|
16 |
Художественная улица |
1 |
|
|
|
17 |
Испытание в городе геометрических превращений. Сказки зимы |
1 |
|
|
|
18 |
Улица высказываний |
1 |
|
|
|
19 |
Улица правдолюбов и лжецов |
1 |
|
|
|
20 |
Отрицательный переулок |
1 |
|
|
|
21 |
Улица сказочная |
Проверить знания о понимании различия между цифрой и числом, порядка следования чисел натурального ряда, римских и арабских чисел.
|
1 |
|
|
22 |
Площадь множеств.
|
1 |
|
|
|
23 |
Пересечение улиц. Перекресток |
1 |
|
|
|
24 |
Проспект логических задач |
1 |
|
|
|
25 |
Испытание в городе логических рассуждений. |
1 |
|
|
|
26 |
Веселый поезд |
1 |
|
|
|
27 |
Улица величинская |
1 |
|
|
|
28 |
Смекалистая улица |
1 |
|
|
|
29 |
Денежный бульвар |
1 |
|
|
|
30 |
Торговый центр. |
1 |
|
|
|
31 |
Временной переулок |
1 |
|
|
|
32 |
Хитровский переулок |
1 |
|
|
|
33 |
Математический конкурс «сказочная страна» |
1 |
|
|
|
34 |
Праздник «математика для всех» |
1 |
|
|