"Учите русский язык -
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом"
(Сабир Абдулла)
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход викторины
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
- На обсуждение вопроса даётся время.
- До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
- Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
- Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ - 1 балл)
Вопрос 1 кл.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопрос 2 кл.
Сколько согласных букв? (21)
Вопрос 3 кл.
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Вопрос 4 кл.
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопрос 1 кл.
Сколько гласных букв? (10)
Вопрос 2 кл.
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Вопрос 3 кл.
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос 4 кл.
Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
1 кл.
Из предложенных слогов составьте слова:
Лу мон ли но ня на ре мер манямома
2 кл.
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё сто ки за
л ро ас ро ра
жи т го
ра д бо та
(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
3 кл.
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово - краб - уже найдено.
Материал для учителя
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
- Дельфин
- Щука
- Карп
- Окунь
- Карась
- Сом
- Краб
- Акула
- Кит
- Рак
- Медуза
- Осьминог
- Сельдь.
4 кл.
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово - торт - мы за тебя уже нашли.
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса
- Плюшка
- Мармелад
- Конфета
- Джем
- Мёд
- Варенье
- Пастила
- Леденец
- Зефир
- Кекс
- Торт
- Изюм
- Вафли
- Шоколад.
5. Игра «Найди лишнее»
1 кл.
Будьте внимательнее! Есть лишние слова (ударение на 1 или 2 слог)
Имя |
луна |
Мама |
налим |
Лимон |
номер |
2 кл.
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Дождь, снег, град, луна
Тетрадь, книга, дневник, самолёт
3 кл.
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Земля, серая, жёлтая, зелёная
Увидеть, покрасить, краска, добежать
4 кл.
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Белый, белизна, белеет, белка
Вкусный, интересный, искусный, грустный
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3.
Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ... (картошка)
4.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5.
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6.
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7.
В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8.
В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9.
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
6. «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
1 кл.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Век живи, век учись.
2 кл
- Старый друг лучше новых двух.
- Делу время, потехе час.
3 кл.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
4 кл.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Игра с болельщиками
Вопросы для болельщиков
- Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
- Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
- Придумайте имя девочки, в котором три слога.
- Имя мальчика, в котором на один слог меньше.
- Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.
- Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.
- Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
- Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
- Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
- Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
- Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
8. Конкурс «Отгадай ребусы»
9. Заключение
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.
СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт.
10. Итоги. Награждение команд
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.