Урок обучения чтению. Тема: "Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: 1

Ключевые слова: согласные звуки, буквы Б б


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Дидактическая цель урока: познакомить обучающихся с согласными звуками [б], [б'] и буквами Б, б.

Планируемые результаты:

Личностные УУД.

  • Л1. Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • Л2. Формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • Р 1. Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Р 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Р 3. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные УУД

  • П 1. Использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
  • П 2. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • П 3. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

  • К1. Формирование умения слышать и слушать, следовать устной инструкции;
  • К2. Формирование умения вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме;
  • К3. Формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные УУД

  • Пр 1. Развитие фонематического слуха: распознавание звуков [б] и [б`], установление их особенностей;
  • Пр 2. Развитие способности анализировать звуковой состав слова, разграничение понятий «звук», «буква»;
  • Пр 3. Формирование навыка сознательного плавного слогового чтения;
  • Пр 4. Содействие воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.

Методическое сопровождение:

  • Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещение, 2018.
  • СD-приложение к учебнику
  • Презентация к уроку
  • Касса букв
  • Счетные палочки
  • Звуковой веер

Ход урока

I. Организационный момент

Цель: проверка готовности к уроку, приветствие гостей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доброе утро, сегодня на уроке у нас много гостей, поприветствуйте их. Повернитесь, улыбнитесь вашим воспитателям.

Ребята здороваются.

II. Мотивация к учебной деятельности. 3 минуты

Цель: организация мотивации к учебной деятельности, положительного настроя на урок.

Методы: словесный - фронтальная беседа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте расскажем нашим гостям, какой наш 1 в класс.

Мы умные, мы дружные
Мы старательные, мы внимательные.
Мы в 1 классе учимся, все у нас получиться!

Улыбнитесь друг другу, пожелаем удачи всем!
- Скажите, пожалуйста, гостям, какой у нас сейчас урок.
-Чему мы учимся на уроках чтения?
- Для чего в жизни нужно умение читать?
Наши уважаемые воспитатели пришли сегодня посмотреть, какими вы стали учениками, чему научились в школе.
Начинаем работу!

Дети читают хором стихи

Дети готовы к работе.

Урок обучения чтению

Мы учимся читать.

Результат: созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Л1, Р1,К1.

III. Актуализация знаний. 5 минут

Цель: воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала.

Методы: словесный - учебный диалог.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вспомните, пожалуйста, на какие две группы делятся звуки русского языка. Слайд 1
- Что можете рассказать о гласных звуках? Какими бывают гласные звуки?
- Что можете рассказать о согласных звуках?
- Какими бывают согласные звуки?
Молодцы! Чтобы нам все звуки четко и правильно произносить, предлагаю выполнить речевую гимнастику.
1. упражнение для губ «секрет»
2. упражнение для языка «качели»
3. упражнение для дыхания « какой ароматный цветок»
Скороговорка: будь внимателен смотри, без ошибок повтори.
Молодцы!

Отвечают на вопросы, рассказывают, что знают о гласных и согласных звуках.

Выполняют речевую гимнастику.

На горе Арарат растет спелый виноград.
Повторяют хором, индивидуально.

Результат: повторение раннее усвоенных учебных действий необходимых для восприятия нового материала. Л1, К1.2, П3, Пр4.

IV. Постановка учебной задачи, определение цели урока. 2 минуты

Цель: формулирование цели урока, составление плана работы.

Методы: словесный - подводящий диалог,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Открывается оформленная доска.
- Что интересное нас ждет сегодня на уроке?
- Давайте составим план работы
На какие вопросы мы должны найти ответы?

- Знакомство с новой буквой.
Картинный план работы появляется на доске (дети с ним знакомы)
- Познакомится с новыми звуками, дать им характеристику. Узнать новую букву, учится читать слова и предложения с новой буквой.

Результат: формулирование детьми проблемного вопроса, проговаривание в устной речи цели урока, планирование своих действий на уроке. Л1, Р2,3, К1,2.

V. Совместное открытие новых знаний. 13 минут

Цель: организовать учебную деятельность, направленную на построение нового знания.

Методы: словесный - учебный диалог; наглядный - слайды, схемы слов, звуковые человечки; практический - самостоятельная работа учащихся со схемами, звуковым веером.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Выделение новых звуков
На доске схемы слов (новые звуки обозначены белым цветом)
Ребята, я приготовила вам загадки, схемы слов помогут, если будет трудно.

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Слайд 2
Какой новый звук услышали? Где он находится в слове?
Анализируем:
- Какой это звук? Гласный или согласный? Докажите.
- Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Докажите.
Покажите на звуковом веере, как будем обозначать звук [б ']
Молодцы, вы отлично справились с первым заданием.

Вторая загадка

Её скрывает, словно маска
От всех защитная окраска.
Размечена, как пешеход
Она по Африке идет. (Зебра)

Слайд 3
Давайте проверим, подходит ли это слово к нашей схеме. Сколько звуков в слове зебра. Сколько слогов в этом слове? В каком слоге находится новый звук? Произнесите его?
Анализируем:
Какой это звук? Гласный или согласный? Докажите.
- Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Докажите.
Покажите на звуковом веере, как будем обозначать звук [б]. С какими звуками познакомились?
Итог: С какими звуками познакомились? Составьте о них рассказ. Работаем со звуковыми человечками.
2.Распознавание новых звуков в словах
Открыта страничка СD - приложения к учебнику, найдите слова со звуками [ б '],
[ б ]. Придумайте свои слова (девочки со звуком [ б '], мальчики со звуком [ б ] ).
Работа со звуковым веером: выложить звуковые модели слов бинт, банан

.

Читают слово по схеме (новый звук белым цветом)
Хором произносят несколько раз звук [б '], наблюдают за артикуляцией.
Это звук согласный, когда мы его произносим, струя воздуха встречает преграды.
Этот звук мягкий, звонкий. Голосовые связки работают (прикладывают ладошку к шее) Дополняют схему на доске. Показывают на веере.

Читают слово по схеме (новый звук белым цветом)
Новый звук в 1 слоге.
Хором произносят, наблюдают артикуляцию звука[б ]
Это звук согласный, когда мы его произносим, струя воздуха встречает преграды.
Этот звук твердый, звонкий. Голосовые связки работают (прикладывают ладошку к шее) Дополняют схему на доске. Показывают на веере.
Мы познакомились со звуками [б], [б']

Обращаемся к плану
У доски 2 человека составляют звуковых человечков. Дают характеристику новым звукам. За партами дети раскрашивают звуковых человечков.

Называют слова, определяют, где находятся звуки, в начале слова, в конце или середине.

Выкладывают схему слов, выполняют взаимопроверку. Называют количество звуков в словах, количество слогов, ударный звук. У доски 2 человека работают.

VI. Динамическая пауза. 3 минуты

Цель: снять усталость, дать отдых мышцам, органам зрения, восстановить силы ребенка.

Методы: практический - выполнение упражнений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показывает и комментирует упражнения на разные группы мышц, для снятия напряжения с глаз.

Выполняют комплекс упражнений.

Результат: обучающиеся готовы работать дальше

VII. Совместное открытие новых знаний (продолжение)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3.Знакомство с буквой Б,б
- Отдохнули хорошо, двигаемся дальше. Ребята, поднимите руки, у кого получается различать звуки [б '], [б ]. Молодцы! А чтобы записать слова с новыми звуками, что нам необходимо?
- Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (касса букв)
Это буква Б, б на что она похожа?
Приготовьте счетные палочки, выложите букву Б, покажите друг другу. Молодцы! Замечательные буквы!
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
Слайд 4
- Ребята, а как вы думаете, какая у нас получилась буква? Какие слова в русском языке пишутся с заглавной буквы? Отгадайте! Что это за слова, если в них есть буква Б. Имя мальчика, кличка кошки, кличка собаки.

Поднимают руки.

Нам нужны буквы.

2 человека выходят, находят буквы Б,б

Знакомятся с заглавной и строчной буквой Б,б.
Выкладывают из палочек букву.

Заглавная!
Имена и фамилии людей, клички животных

Боря, Бобик, Барсик, Барбос

Результат: решение учебной задачи в работе под руководством учителя. Л2,П1,2,3,К1,2,3, П1.2.

VIII. Включение изученного в систему знаний 5 минут

Цель: использование новых знаний в типовых условиях.

Методы: словесный - выразительное чтение, практический - многократное чтение слогов и слов с различными заданиями.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение слогов с новой буквой (СD-приложение)
Игра «Поиграй голосом»
Работа по учебнику «Азбука» стр. 96-97
Рассмотрите иллюстрацию стр.96 Кто главный герой? Откуда пришла к нам белочка? Как называется сказка? Кто автор?
Прочитайте стихотворение.

Читают хором вместе медленно, быстрее, только девочки, только мальчики.
Индивидуально: медленно, в ритме скороговорки, как бы прочитал артист, медведь, лиса.

Читают ребята, кто умеет читать.

Кто знает наизусть этот отрывок, рассказывают.

Результат: усвоение новых знаний и умение применять их в своей деятельности. К1.2, Пр1,3,4, П1.

IX. Итог. Рефлексия. 4 минуты

Цель: анализ деятельности на уроке, подведение итогов, получение обратной связи.

Методы: словесный, наглядный - модель звукового человечка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обращение к плану урока
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог: Все ли у нас получилось?
Что нового узнали на уроке?
Пригодятся ли вам эти знания?
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке
*Я все хорошо понял про букву Б и могу рассказать другу;
*У меня не все получилось, но я старался!
*Мне нужна помощь! (На звуковом человечке рисуют лицо)

Познакомились с новыми звуками, дали им характеристику, узнали новую букву
Учились читать
Дети высказываются…

Дают оценку своей работе с помощью звуковых человечков.

Результат: формирование представления о значении данной темы, оценка своей деятельности на уроке. Р3, К1,2, Пр4.

Приложение