Урок-игра (квест) по математике для учащихся 11-го класса «В поисках сокровищ»

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 11

Ключевые слова: квест


Вступление

Открытый урок в школе. Скоро 12 апреля - День Космонавтики. Учащиеся одиннадцатого класса. Три составляющие одного мероприятия. Чем можно удивить или заинтересовать учащихся, стоящих практически на пороге выпуска из школы, на пороге в новую жизнь; и в тоже время еще детей, которые готовы уже войти во взрослую жизнь…? Первое, что пришло на ум, - это квест. И вот что из этого получилось.

Тема открытого урока: Повторение изученного материала.

Этап 1. Введение в игру

Урок проводится, используя презентацию.

Учитель приветствует учащихся и гостей. Учащиеся записывают число. Тему урока.

Учитель: Слайд 1. Что явилось результатом образовательного проекта «Мир без насилия», созданным при поддержке министерства Образования?

Подсказка 1. Проект является не только развлекательным, но и раскрывает серьёзные и даже философские темы.

Подсказка 2. Его смотрят и дети и взрослые.

Подсказка 3. Это сериал о приключениях шарообразных антропоморфных (звероподобное существо, наделённое человеческими качествами) животных, попадающих в различные ситуации.

Учитель: проверим правильность вашего предположения. Видео мультфильма. Приложение 1.

Учитель: У нас тоже есть карта сокровищ. Надеюсь, у нас получится найти сокровища. Какие есть предположения, что найдем? Что бы вы хотели найти? Слайд 2.

Учитель. Сокровища спрятаны в нескольких местах. Разобьемся на команды и вперед за сокровищами! Цель найти все части!!! Тогда у нас есть шанс попасть в главную сокровищницу. И, получить главный приз! (сладкий - сундучок с конфетами, звездной тематики)

Этап 2. Делимся на команды

А) Выбираем главу команды по вопросам. Отвечающий на вопрос учащийся, получает карточку с названием и номером команды. Он и становится главой команды. Названия и номера команд: №1 - Лосяши (площадь сферы), №2 - Кроши (объем конуса), №3 - Бараши (площадь боковой поверхности цилиндра), №4 - Нюши (площадь боковой поверхности конуса), №5 - Ежики (объем цилиндра), №6 - Копатычи (объем шара).

Вопросы для определения главы команды:

Верно ли, что

  1. Логарифм существует от любого числа?
  2. Уравнение 9x = 3 имеет единственное решение log93
  3. log55 > 1
  4. ln 1 = 0
  5. log0,54 < log0,53
  6. Логарифм принимает только положительные значения

Б) Делимся на команды. Главы команд помогают раздать карточки с формулами классу. Карточки с формулами изготавливаются по количеству учащихся в классе. Учащиеся собираются в группы: формула - название формулы - № команды - название команды - глава. Итог: сформировано 6 групп по 5 человек.

№1
Площадь сферы

№2
Объем конуса

№3
Площадь боковой поверхности цилиндра

№4
Площадь боковой поверхности конуса

№5
Объем
цилиндра

№6
Объем
шара

R²

1/3πR²h

RH

πRl

πR²h

4/3πR³

Команды занимают свои места по группам в классе. Учитель предлагает гостям урока присоединиться к группам учащихся и наблюдать или участвовать в дальнейшей работе групп.

Учитель. Будьте внимательные и помните про время! Все подсказки по дальнейшим поискам заданий ищите в классе.

Этап 3. Работа команд. Решение заданий- поиски сокровищ

Каждой команде выдается стартовая задача, по геометрии. Приложение 2. Необходимо решить задачу и догадаться найти этот ответ на следе из бумаги. Следы из бумаги с числами ответами к задачам, расклеены по одной из стен в классе, следов надо сделать больше, чем правильных ответов. Приложение 3

На обороте следа приклеена подсказка, где искать следующее задание. Перевести высказывание с английского языка:

  • Команда №1. look for letters near the trapezoid
  • Команда №2. look for letters near the square
  • Команда №3. look for letters near the triangle
  • Команда №4. look for letters near the rhombus
  • Команда №5.look for letters near the circle
  • Команда №6. look for the letters in the hexagon

Модели этих фигур стоят на полках шкафа в кабинете. На обратной стороне фигур прикреплены следующее задание. Приложение 4. алгебра

Выполнив задание, расшифровывают название планеты: команда №1 - Венера, №2 - Плутон, №3 - Юпитер, №4 - Нептун, №5 - Сатурн, №6 - Солнце.

На доске прикреплены модели планет (можно просто круги), с писанием планет, которые расшифровали команды.

Для команды №1. Атмосфера почти полностью состоит из углекислого газа (Венера)

Для команды №2. Крошечный, холодный и невероятно далекий открыт в 1930 году и долго считался девятой планетой, позже был переведен в категорию карликовых (в 2006 году) (Плутон)

Для команды №3. Самая массивная планета в нашей Солнечной системе (Юпитер)

Для команды №4. На один оборот вокруг Солнца у него уходит 165 лет. Он невидим невооруженным глазом из-за его огромного расстояния от Земли. (Нептун)

Для команды №5. Ветры в его атмосфере достигают скорости 500 метров в секунду, они вызывают появление желтых и золотистых полос, которые мы видим в атмосфере. (Сатурн)

Для команды №6. Звезда, состоящая из раскаленных газов (Солнце)

Задача команд, верно, выбрать свою планету. На обороте планет прикреплен конверт с указанием.

Для команды №1. Если вы верно определили описание своей планеты, то ваш код: рога, позволит вам получить доступ к заданию, приближающему вас к сокровищу. Код - пароль для архива на планшете вашей команды.

Для команды №2. Если вы верно определили описание своей планеты, то ваш код: морковь, позволит вам получить доступ к заданию, приближающему вас к сокровищу. Код - пароль для архива на планшете вашей команды.

Для команды №3. Если вы верно определили описание своей планеты, то ваш код: кудряшки позволит вам получить доступ к заданию, приближающему вас к сокровищу. Код - пароль для архива на планшете вашей команды.

Для команды №4. Если вы верно определили описание своей планеты, то ваш код: красота, позволит вам получить доступ к заданию, приближающему вас к сокровищу. Код - пароль для архива на планшете вашей команды.

Для команды №5. Если вы верно определили описание своей планеты, то ваш код: иголки, позволит вам получить доступ к заданию, приближающему вас к сокровищу. Код - пароль для архива на планшете вашей команды.

Для команды №6. Если вы верно определили описание своей планеты, то ваш код: лопата позволит вам получить доступ к заданию, приближающему вас к сокровищу. Код - пароль для архива на планшете вашей команды.

Берут планшет. На рабочем столе каждого планшета шесть архивов с номером каждой команды. Открывают архив. Там два документа.

Документ 1 - текстовый файл: Узнай, кто на этом фото. Расскажи в 2-3 предложениях, чем он знаменит. Начни свой рассказ со слов: настоящим сокровищем нашей страны, является...

Документ 2 - картинка, зашифрованная кодом. Если код команды получила верный, то откроется фото космонавтов. Рисунки

  • Команда №1.А.А.Леонов. Рисунок 2.
  • Команда №2. Г.С. Титов. Рисунок 3.
  • Команда №3.С.Е. Савицкая. Рисунок 4.
  • Команда №4.К.П. Феоктистов. Рисунок 5.
  • Команда №5.С.К. Крикалев. Рисунок 6.
  • Команда №6. В.В. Поляков. Рисунок 7.

Команды с помощью планшета находят информацию об этих космонавтах, использую сеть Интернет.

Этап 4. Итог игры

Слайд 2. Открываем сундук с сокровищами. На надписях с номерами команд - гиперссылки на фото космонавтов и краткие сведения о них (слайды 3-8). Проверяем, верно ли команды нашли свои сокровища. Фото и рассказ об их космонавте должны совпасть с изображением на слайде.

Рассказ учащиеся начинают со слов: настоящим сокровищем нашей страны, является...

Рефлексия. Вернемся к вопросу, заданному в начале занятия: что для вас является сокровищем? Какие темы в ходе занятия повторили?

Учитель. Мы нашли сундук с сокровищами. А сейчас нас ждет всех сладкий приз. Слайд 2. Аудиофайл Мумий Тролль. «Инопланетный гость».