Цели:
- развитие познавательной активности и творческой деятельности учащихся;
- привлечение внимания первоклассников к чтению книг, обобщение знаний о прочитанных сказках;
- воспитание активного отношения к окружающей действительности;
- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, стремления к самовыражению;
- формирование коллектива.
Оборудование:
- плакат «Азбука - ступенька к мудрости»;
- ободки с буквами;
- компьютер, проектор, интерактивная доска.
Музыкальное сопровождение:
- песня «Маленькая страна»;
- песня «С чего начинается Родина?»;
- песня «Азбука»;
- песня «Чему учат в школе»;
- песня «Волшебная страна».
Ход утренника
Звучит песня «Маленькая страна»
1 ведущий:
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
2 ведущий:
Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
3 ведущий:
Спасибо, Азбука, за всё,
Что сделала для нас!
За слово первое твоё,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от «А» до «Я»,
И с нами будешь ты всегда!
Песня «Азбука» (слова З.Петровой, музыка А.Островского)
1 ученик:
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
2 ученик:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид -
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
3 ученик:
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке -
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4 ученик:
«Тыщу» слов в минуту нынче,
Как машина я строчу.
Я любую теперь книжку
Одним махом «проглочу»!
5 ученик:
За окном сверкает март,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
6 ученик:
Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
К ней мы все привыкли.
7 ученик:
Азбука -
Начало всех наук.
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать.
8 ученик:
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
9 ученик:
Спасибо, Родина, тебе
За все заботы обо мне:
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
1 ведущий: Сегодня у нас праздник. Мы прощаемся с первой учебной книгой - Азбукой. И радостно, и грустно. Радостно от того, что мы не стоим, не топчемся на месте, а двигаемся довольно успешно вперед по дороге знаний. Грустно потому, что к Азбуке мы привыкли и подружились с ней, а с добрыми, хорошими друзьями всегда тяжело расставаться.
Как и на любом празднике, мы будем сегодня веселиться: петь, танцевать, играть. Но сначала совершим непродолжительное путешествие в историю.
2 ведущий: Это сейчас дети учатся читать по азбуке, а раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий (слайд) создали первую славянскую азбуку - кириллицу (по имени старшего брата). Создали - придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: «Всем людям светит солнце, для всех идет дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота» (слайд).
Шли столетия. И только в 1574 году (т.е. 434 года назад) Иван Федоров написал и напечатал на станке первый русский букварь в г.Львове (слайд). В Москве первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник.
За прошедшие 434 года азбука Федорова изменилась и отличается от современных азбук и букварей, но все они по-прежнему строятся так же: от простого к сложному; от буквы к слову, от слова к предложению.
10 ученик:
Смех и слезы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль -
Книги нам легко теперь читать!
11 ученик:
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» для всех подарок -
Старшеклассники внесли.
12 ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
13 ученик:
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут,
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
14 ученик:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
(Голос из-за угла: «Как это нет?! Чего вы врете?»)
Ведущий: - Ой, кто это? Кто это сказал?
Домовёнок Кузя: - Кузя. Это я, Кузя, домовёнок.
Ведущий: - Кузя? В нашей гимназии такого ученика нет. Выходи, покажись нам!
(Кузя выходит).
Ведущий: - Ты из какого класса, мальчик?
Кузя: - Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Ведущий: - Что значит «ерундой»? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за это время узнали - читать, писать научились!
Кузя: - Ну, уж, писать! Какая проблема-то - ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает - ни в одной книжке в вашей не прочтешь!
Ведущий: - Сказки - это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько в книгах написано, твоя бабуся не знает.
Кузя: - Неправда. Давай поспорим, что знает и я знаю!
Ведущий: - Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.
Кузя: - Давай, называй.
(Игра «Угадай сказку»).
Дети отгадывают персонажи и названия сказок.
Мальвина сбежала в чужие края
Мальвина пропала, невеста моя.
Рыдаю, не знаю, куда мне деваться…
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?
(Пьеро из «Приключения Буратино»).Я цибуля, я - чиполло,
Огородный лук.
Я на грядке кончил школу
Луковых наук. (Чиполлино).Мала росточком
Родилась в цветочке. (Дюймовочка).
Ведущий: - Ну, что, Кузя, проиграл?
Кузя: - Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет!
(Обиженный уходит)
Ведущий: - Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет.
(обращается к ребятам):
- А мы с вами, ребята, совершим сегодня последнее путешествие по страницам «Азбуки».
(Стук, грохот. В зал вбегают Баба Яга и Кот Баюн).
Кот (к детям): - Ну и в чем дело? Кто обидел нашего любимого Кузю?
Ведущий. - Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Кузю не обижал.
Баба Яга: - Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят глупым назвала!
Ведущий: - Не свора, а ученики 1 классов. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Кузя игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки знает.
Баба Яга: - Конечно, не все. А я этого и не утверждала.
Кот: - Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.
Ведущий: - Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Кузя учиться не хочет.
Баба Яга: - Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда.
Ведущий: - А наши ребята уже научились и писать. И сегодня мы с «Азбукой» прощаемся. Кстати, она должна была подойти. Где же она?
(Вбегает запыхавшийся Кузя, в руках записка).
Кузя: - Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает. Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая с этим облезлым котом прохлождается. Неси-ка им записочку, пусть голову-то поломают, читаючи. Да передай - коли не прочтут, то не дождутся, кого ждали. Вот мы и увидим, кто умнее (передает записку).
Баба Яга: - Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут написано. Ваша волшебница Азбука у меня. Я хочу посостязаться с вами. Раз вы все такие умные, ответьте на загадку:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто это или что это?
Дети: - Буквы.
Баба Яга: - И еще. Всех вы их должны знать по именам.
Ведущий: - С этим заданием мы легко справимся.
(Дети читают стихи о буквах).
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка - тоже.Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.Мед в лесу медведь нашел, -
Мало меду, много пчел.Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.Роет землю серый крот -
Разоряет огород.Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.Таракан живет за печкой, -
То-то теплое местечко!Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привез.Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
(Выходит Леший).
Леший: - Привет! Ну и ну! Теперь я вижу, что вы знаете буквы. Но я не отпущу вашу Азбуку, пока вы не выполните еще одно задание.
Баба Яга: - Да ладно тебе, Леший, глумиться над детьми! Ну чё тебе еще надо?
Кот: - Да, чё надо?
Леший: - Да не «чё», а «что», простофили! Мне хочется знать, на самом ли деле ребята знают азбуку. Так, бабка, хватит нюни распускать, будешь мне помогать. Да и ты, кот, тоже. Следите, да не подсказывайте, а то не придет с вами Азбука проститься. Сейчас мы проверим, дружат ли в ваших тетрадях буквы. Составьте из букв пословицы.
(дети в шапочках с буквами выходят на сцену (по классам) и составляют пословицы из букв: «Азбука - ступенька к мудрости», «Кто много читает, тот много знает», «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь», «Книга-источник знаний»).
Ведущий: - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Ведь так, Леший?
Леший: - Ладно, ваша взяла! Сам видел, какие они догадливые. Приведу я вам вашу Азбуку.
(уходит)
Ведущий: - А пока мы ждем, давайте поиграем.
(Игра
(Входят Леший и Азбука).
Леший: - Вот ваша Азбука. Она у меня в избушке хоть отдохнула, порядок навела.
Азбука: - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Хочу проверить ваши знания, проводить из страны Азбуки в страну Литературы. А порядок я люблю наводить с моими подопечными буквами.
Ведущий: - Да-да, мы с ними уже повстречались.
Азбука: - А вы знаете, что рассказывают буквы?
Ведущий: - Ребята-то знают, а вот наши гости…
(Дети читают стихотворение С. Погорельского «Что рассказывают буквы»).
1 ученик:
В Азбуке у Нади, точно на параде,
Гласные, согласные - стояли буквы разные,
Но не вместе в строчке, а по одиночке.
2 ученик:
Говорить они пытались: и жужжали, и шептались,
Но о чем - пойми попробуй:
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: «А?»
Что ты хочешь буква А?
Но в ответ мне буква А
Снова спрашивает: «А?»
3 ученик:
Вот еще досада!
Что им буквам надо?!
Но когда в тетради
Встретились у Нади
Буква А и буква М,
Все понятно стало всем.
4 ученик:
Буквы рядом ровно, прямо
Встали честь по чести
И сказали дружно: «МАМА!»
Вот что значит - вместе!
5 ученик:
И теперь у нашей Нади
Разговор идёт в тетради:
В каждом слове - там и тут -
Буквы дружные живут.
Кузя: - Я понял, бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю и, смотри, что получается! (показывает).
Кот: И чего же у тебя там получается?
Баба Яга: - Да ведь это БАБА! Ой, солнышко ты моё! Умница! (радостно гладит по голове Кузю)
Азбука:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей- то дом
И хозяйничает в нём.Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали творится.
- Дети, поставьте буквы на свои места.
(читает стихотворения, дети исправляют ошибки)
Ехал дядя без жилета,
заплатил он штраф за это. (билета)
На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран. (банан)У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук
С длинными усами». (жук)Не учил уроки, а играл в футбол,
От того в тетрадке
Появился гол. (кол)
(Песня «Чему учат в школе»).
Азбука: - Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете составлять слова и рассказы, хорошо поете и играете. А сейчас наступает грустная и торжественная минута. Я прощаюсь с вами навсегда.
Ведущий: - Пришло время познакомиться с другой книгой «Литературное чтение». Для этого вам придётся отгадать загадки.
Кузя: - Загадки? А чё это такое?
Леший: - Ну сколько можно повторять - не чё, а что! Ты же в школе находишься. Здесь учат красиво и правильно говорить. Слышал, какие ребята рассказы придумывали?
Кузя: Слышал. Я так не умею.
Леший: - Да ты попробуй, всё получится! Попробуй вместе с ребятами загадки отгадать.
Ведущие:
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы).Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белу полю пройдёт -
Каждый след его поймёт. (Карандаш).В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки -
Что угодно для души. (Пенал).Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке - мы бежим. (Коньки).Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блин)Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Снег)Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на О
И так же начинается. (Окно).Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружится,
Надо грамоте учится. (Книга).
Шапочка алая,
Кузя (тихо плачет): - И - и - и !
Баба Яга: - Что с тобой, внучек?
Кот: - Кто тебя обидел?
Леший: - Чую, он не поэтому плачет.
Кузя: - Я - я - я тоже хочу книжку - у - у !
Леший: - Но её дают только тем, кто уже умеет читать, а ты ведь не умеешь?
Баба Яга: - Научится он, научится!
Кот: - Я сам его учить буду, я ведь от природы учёный, хотя некоторые тут и обидными словами бросались.
(уходят со сцены)
Азбука:
Да, я - Азбука, друзья!
Попрощаться к вам пришла.
Позади нелегкий труд
Медленного чтения.
Я сегодня выдаю вам
Удостоверения!
В том, что азбуку прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Прочтете вы любые книжки.
(Вручает удостоверения)
Ведущий:
Спасибо, Азбука, тебе за это поздравленье.
Полюбят книжечки читать
Ребята без сомненья!
Ученики:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти»Не надо умолять сестрицу:
«Прочти, пожалуйста, страницу!»Не надо звать, не надо ждать,
А просто взять и прочитать!Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо»!.
Расставаться нам пора.До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит тех,
Кто в первый класс придет.
Мы хотим сказать тебе спасибо.
Мы за всё тебя благодарим!
Говорим тебе мы: «До свиданья!»
«Здравствуй!» - новой книге говорим.
(звучит музыка, входит «Литературное чтение»)
Литературное чтение:
Здравствуйте, ребята.
Поздравляю вас с первой победой.
Девочка-первоклассница
Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Россию,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
Литературное чтение: - Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу первоклассников встать.
- Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.
- Обещайте подружиться с книгой.
- Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки.
Ученики (хором): - Обещаем!
Ученик:
Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем!
Все (хором): - Спасибо!
Ведущий: - Дорогие первоклассники. В народе говорят: «Азбука - ступенька к мудрости». Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Мы от всей души поздравляем вас и желаем вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Ведущий: Теперь вы сможете прочитать много интересного про нашу Родину, про людей, про приключения, про все на свете. Мы вас поздравляем с первой школьной победой! Успехов вам, ребята!
(Исполняется песня «Волшебная страна»).