Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир профессий»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Направленность: социальное.

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года (16 часов)

Пояснительная записка

Содержание курса «Путешествие в мир профессий» основано на положениях федеральных законов Российской Федерации и нормативно-правовых актов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 29.12.2014 № 1643;
  • ООП НОО одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
  • Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
  • Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
  • Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
  • Положение о порядке разработки, рассмотрения, внесения изменений и/или дополнений, утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), утвержденное приказом МБОУ «Гимназия № 2».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Данная программа предполагает реализацию через:

  • Внеурочную деятельность детей - программа «Путешествие в мир профессий» (духовно-нравственное направление внеурочной деятельности);
  • Внеклассную работу.

Профориентационное воспитание в начальной школе - это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Актуальность программы

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.

Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное- это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Цель: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  • познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
  • способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Принципы:

  • доступность, познавательность, системность и наглядность:
  • учёт возрастных особенностей;
  • индивидуальное развитие в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности;
  • психологическая комфортность.

Формы и методы

Профориентация в воспитательном процессе - это совместная деятельность детей, родителей и учителей. В целях профессиональной ориентации используются такие методы работы, как беседа, игра, занятия.

Для начальной школы характерны ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, праздники, которые формируют, добросовестное отношение к труду, развивают интерес к будущей профессии.

Для воспитанников 1-4 класса характерны приемы и упражнения, которые помогают в увлекательной форме решать развивающие и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы.

Игровые методики для младших школьников включает в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворения, материалы о труде, которые очень нравятся детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых. В работе используются литературные тексты: чтение сказок по теме труда, где решаются не только познавательные задачи - знакомство со словами, повышение словарного запаса, так и воспитательные - расширение знаний о мире профессий.

Значительными профориентационным материалом являются игры - ролевые, дидактические, в которых реализуются конкретная профессиональная деятельность. Они способствуют расширению знаний младших воспитанников и разнообразии профессий, обогащают представление младших школьников о действиях представителей той или иной профессии.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы, учащиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

  • когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Путешествие в мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Ожидаемые результаты:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Продолжительность одного занятия - 40 минут.

Режим занятий - во второй половине дня.

Норма наполнения групп - до 25 учащихся.

Вид организации учебно-воспитательного процесса: групповая, индивидуальная.

Формы работы - экскурсии, игры, беседы, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, проекты, самостоятельная работа, защита исследовательских работ.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на четыре года обучения, 1 час в четверть.

  • 1 год обучения - 4 часа;
  • 2 год обучения - 4 часа;
  • 3 год обучения - 4 часа;
  • 4 год обучения - 4 часа;
  • Итого - 16 часов.

Результатом освоения курса может являться создание индивидуального или группового проекта.

Предполагаемые формы проектов:

  • альбом,
  • буклет,
  • доклад,
  • выставка,
  • газета,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • наглядные пособия,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • фотоальбом,
  • экскурсия и др.

Примерные проекты

Форма и тема

1 класс

1.

Конкурс рисунков: «Все работы хороши»

2 класс

2.

Фотоальбом «Профессия моих родителей»

3 класс

3.

Творческое эссе по теме «Кем и каким я хочу стать»

4 класс

4.

Конкурс сочинений «Когда я вырасту, я стану….»

Тематическое планирование 1 класс

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Зачем человек трудится?

1

1

2.

«Все работы хороши»

1

1

3.

Кем работают мои родители? Встреча с родителями

1

1

4.

Кем я хочу стать?

1

1

ИТОГО:

1

3

4

Содержание программы

Занятие 1. Зачем человек трудится?

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде».

Занятие 2. Все работы хороши. Занятия с элементами игры.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Игра отгадай пословицы (Без охоты, (нет работы), без дела жить - (только небо коптить).

Занятие 3. Кем работают мои родители? Встреча с родителями.

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей». Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?».

Занятие 4. Кем я хочу стать?

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В.Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Тематическое планирование, 2 класс

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

«Путешествие в мир профессий»

1

1

2.

«Истоки трудолюбия»

1

1

3.

Операция «Трудовой десант»

1

1

4.

«Моя профессия»

1

1

ИТОГО

1

3

4

Содержание программы

Занятие 1. «Путешествие в мир профессий»

Виртуальная экскурсия. Расширение представлений детей о мире профессий.

Занятие 2. «Истоки трудолюбия» Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий».

Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если…». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить?

Занятие 3. Операция «Трудовой десант».

Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории.

Занятие. 4. «Моя профессия»

Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты).

Тематическое планирование, 3 класс

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

«Калейдоскоп профессий».

1

1

2.

«Кем быть? Каким быть?»

1

1

3.

Экскурсия в центр занятости населения

1

1

4.

Труд в почете любой, мир профессий большой

1

1

ИТОГО

1

3

4

Содержание программы

Занятие 1. «Калейдоскоп профессий».

Знакомство с профессиями нашего города.

Занятие 2. Кем быть? Каким быть?

Проблемная ситуация: кем быть? Мини-рассказ учащихся о выбранной профессии.

Занятие 3. Экскурсия в центр занятости населения.

Знакомство с центром занятости населения г. Инта. Познакомить с основными видами деятельности Центра занятости населения города. Игра «Определить профессию».

Занятие 4. Труд в почете любой, мир профессий большой

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях от А до Я.

Тематическое планирование 4 класс

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

«Любое дело - мое счастливое будущее»

1

1

2.

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

1

1

3.

Ярмарка вакансий

1

1

4.

Урок-презентация: «Это моя будущая профессия»

1

1

ИТОГО

1

3

4

Содержание программы

Занятие 1. «Любое дело - мое счастливое будущее»

Классный час, презентация, работа в группах.

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером»

Занятие 2. «Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях.

Занятие 3. Ярмарка вакансий

Круглый стол, обсуждение и выражение своего отношения к изучаемой профессии, презентации учащихся.

Занятие 4. Урок-презентация: «Это моя будущая профессия»

Оформление странички портфолио «Моя будущая профессия» Защита проекта «Это моя будущая профессия»

Литература

  1. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий» Психология. Учебное пособие для начальной школы. / под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998.
  2. Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996.
  3. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995.
  4. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004.
  5. Энциклопедия «Мир профессий». - М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». - М.: Изд. Дрофа, 2007.