Синтез искусств в творчестве М.К.Чюрлёниса (План-конспект занятия на тему «Современные технологии арт-педагогики в образовании»)

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: М.К.Чюрлёнис


План-конспект занятия на тему «Современные технологии арт-педагогики в образовании»

Цель занятия: развивать образное мышление обучающихся посредством изучения произведений М.К.Чюрлёниса - научить видеть музыку и слышать живопись.

Задачи:

  • Познакомить с музыкальным и художественным наследием М.К.Чюрлёниса.
  • Формировать навыки творческой деятельности.
  • Углубить знания о средствах выразительности музыки и живописи.
  • Мотивировать учащихся к выражению своих эмоций и чувств через творческую деятельность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, краски и кисти, альбомная бумага.

Целевая аудитория: занятие для учащихся 5 класса (урок музыки или внеурочное занятие)

Планируемые результаты: результатом данного занятия является пробуждение искреннего интереса у учащихся слушать и анализировать музыкальное произведение с точки зрения содружества двух видов искусств - изобразительного и музыкального, создание условий для выражения их собственных представлений о музыке в цвете (и наоборот) - по сути, это реализация работы по освоению приёмов интеграции видов искусств.

Также результатом занятия является:

  • знакомство с фактологической информацией о М.К. Чюрлёнисе;
  • усвоение новых терминов, характерных для музыки и живописи;
  • представление и анализ учащимися своих работ, выполненных во время и после прослушивания музыкальных фрагментов;
  • расширение познавательного кругозора, осознание необходимости самосовершенствования, понимание границ собственного знания и «незнания».

Ход занятия (сценарий)

Музыкальное приветствие (звучит песня «Я хочу увидеть музыку» сл. И.Исаковой. муз. Г.Струве.) -вход

«Живопись это поэзия, которую видят, а музыка это живопись, которую слышат» - эти слова произнёс настоящий гений, одинаково талантливый практически во всех областях науки и искусства, великий Леонардо да Винчи - итальянский художник, музыкант, писатель, учёный и изобретатель. Они, как нельзя лучше, подходят к нашему сегодняшнему занятию, на котором мы с вами будем заниматься необычной работой - попробуем рисовать музыку и слушать живопись, попробуем понять, как цвет выражается в музыке, и, наоборот, как музыка выражается в цвете.

Для начала хочу задать вам несколько вопросов:

- Любите ли вы ходить в музеи, и в каких музеях вы были?

Ответы детей.

- А любите ли вы смотреть картины в музеях?

Ответы детей.

- Пожалуйста, назовите своих любимых художников и их работы.

Ответы детей.

Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию и посмотреть картины литовского художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса.

Внимательно рассмотрите предложенные картины и поделитесь вашими впечатлениями. Что можно сказать о художественных образах?

Ответы детей

Выбор именно этого художника неслучаен. Он уникален тем, что не только написал более 300 картин за свою недолгую творческую жизнь, но и создал более 200 музыкальных произведений. У него было самобытное понимание природы, пространства, мистики, мироощущений. Он мечтал о добре, красоте, гармонии, что очень чётко просматривается в его произведениях.

Детские годы Микалоюса прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году. В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях. Действительно Чюрленис обладал удивительной способностью слышать мир и видеть музыку.

Сегодня мы с вами тоже попробуем прикоснуться к этим двум видам искусства одновременно. И попытаемся изобразить музыку на альбомном листе. Предлагаю вспомнить средства выразительности, которые являются общими живописи и музыке. Какие общие средства выразительности вы знаете?

Ответы детей

(линия - мелодия (мелодическая линия), цвет - тембр (окраска звука), штрих, колорит (настроение в картине) - лад (настроение в музыке), цветовая гамма - звуковая палитра)

На нашем занятии мы выберем три средства выразительности, т.к. время занятия ограничено: линия, штрих, тон.

Перед вами репродукция картины М.Чюрлениса «Музыка леса».

Охарактеризуйте ранее выбранные нами средства выразительности в этой картине… Какие линии? Штрихи? Цвета?

Ответы детей

А какую музыку вы здесь слышите? На каких музыкальных инструментах она исполняется? Где эти инструменты?

Ответы детей

(арфа, духовые - ветер между стволов сосен и т.д.)

Конечно, вы правы.

В картине вы музыку услышали… А теперь, наоборот, я прошу вас увидеть картину в музыке Микалоюса Чюрлёниса. Во время прослушивания музыкального произведения вам предстоит отразить на своём альбомном листе ваше видение этой музыки - постараться определить художественный образ. Только одно условие - зарисовать образ нужно будет абстрактно, с помощью штрихов, линий, цвета.

Прошу приготовить альбомные листы, краски…Готовы? Музыка будет звучать менее 5 минут! По окончанию прослушивания музыки вам нужно будет закончить свою работу. Я работаю вместе с вами.

Звучит музыка - симфоническая поэма «В лесу» М.Чюрлёниса (фрагмент).

Прошу вас разместить свои работы на доске. Очень хочется узнать у авторов этих работ - почему вы именно так вы увидели эту музыку?

Ответы детей

(анализируют свои работы, аргументируют выбор нарисованного образа)

Прозвучала симфоническая поэма «В лесу»…первое крупное симфоническое произведение композитора. М.Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. К образу музыки леса он обращался много раз, посмотрите ещё несколько картин. Задумайтесь, где в них музыка и как она звучит?

Ответы детей

Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался. Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой - трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов. И главное - она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.

Красота мира, увиденного М.Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах и музыкальных произведениях. Его картины носят названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия.

Одной из самых живописных работ мастера по праву считается знаменитый триптих «Соната моря». Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». Как вы думаете, почему именно три картины?

Ответы детей

(в жанре соната три части)

Предлагаю вам сейчас, внимательно рассмотрев предложенные картины, услышав глазами звучащую в них музыку, расположить их в правильном порядке - от I части к финальной III части. Для этого необходимо вспомнить, по какому принципу строится соната. В каком темпе звучит каждая из её частей?

Ответы детей

(в сонате I и III части) исполняются в быстром темпе, а II часть - медленная)

Итак, расположите картины в правильном порядке.

Ответы детей

(аргументируют расстановку картин)

Триптих «Соната моря» услышан вами и восстановлен. Молодцы!

В то же время Чюрлёнис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его симфонической поэмой «Море»… а это значит…как вы думаете, что сейчас от вас потребуется?

Ответы детей

(надо это море увидеть в музыке и нарисовать)

Совершенно верно, мы продолжаем с вами работать наоборот - нам нужно увидеть и изобразить красками музыкальное море Чюрлёниса. У нас менее 5 минут на прослушивание фрагмента, и выражение своих мыслей, чувств и эмоций на альбомном листе. Во время звучания музыки попробуйте передать красками то состояние моря, тот образ моря, который вы себе представляете.

Звучит музыка - симфоническая поэма «Море» (фрагмент)

Прошу вас разместить свои работы на доске. Ваши впечатления…

Ответы детей

(выражают собственное мнение о своей работе, рассказывают свои цветовые впечатления от услышанной музыки. Каждый учащийся озвучивает свои мысли, чувства, эмоции, вызванные прослушиванием)

Педагог выделяет наиболее яркие, образные ответы учащихся.

Мне хотелось бы подвести итоги сегодняшнего занятия. Как мы убедились Микалоюс Константинас Чюрлёнис был и художником, и композитором. О Чюрлёнисе невозможно говорить бесцветно. Его музыка играет красками, а в картинах звучит музыка

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- Какая из сторон творчества Чюрлёниса произвела на вас большее впечатление: визуальный ряд картин или музыкальные фрагменты?

Ответы детей

«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись, и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки» - эти слова принадлежат Микалоюсу Константинасу Чюрлёнису. Тем, кто заинтересовался личностью этого удивительного человека, будет интересно ещё узнать, что Чюрлёнис к тому же был ещё и поэтом. В его творческом наследии немало замечательных стихотворений.

В начале занятия мы поставили цель: научиться видеть музыку и слышать живопись. Нам это удалось?

Ответы детей

Можно ли развить навык «видеть музыку глазами и слышать картину ушами» в других произведениях искусства, которые созданы другими авторами?

Ответы детей

Вы, ребята, молодцы! Мне было с вами очень интересно, комфортно и приятно работать. Спасибо вам большое за занятие.