Мастер-класс "Хохлома"

Разделы: МХК и ИЗО

Ключевые слова: хохлома


Разделы: МХК и ИЗО, мастер-класс.

Ключевые слова: рисование, ДПИ, Хохлома, технология изготовления, последовательность росписи.

Занятие рассчитано на два учебных часа (90 мин.)

Цель: познакомить с особенностями народного промысла Хохлома, с его историей и современным развитием.

Задачи:

  • научить создавать композицию «Птица» по мотивам одного из видов хохломской росписи - «Кудрина»;
  • правильно располагать на листе (компоновать);
  • последовательно вести работу (от общего к частному, к деталям);
  • научить верно держать кисть при выполнении росписи;
  • аккуратно делать заливку фона;
  • научить выполнять элементы травного узора.

Универсальные учебные действия:

Предметные: научить владеть основами языка декоративно-прикладного искусства;

  • уметь создавать композицию «Птица» в единстве с формой;
  • учиться самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

Познавательные:

  • получить представление о видах хохломской росписи («травка», «верховая», роспись под фон, «Кудрина»), различать их;
  • понимать общее и особенное в произведениях ДПИ;

Личностные:

  • эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, уважительно относиться к истокам народных художественных промыслов, традициям культуры своей страны и мира.

Регулятивные: уметь работать по предложенному учителем плану; приобретать навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

Коммуникативные: формулировать вопросы и аргументировать личное мнение.

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: активные, интерактивные, проблемно-поисковые, иллюстративно-объяснительные, индивидуальная практическая работа, словесные, методы мотивации, информационно-обобщающие.

Оборудование: изделия с хохломской росписью; бумага формата А4; гуашь, кисти № 2, 3; баночки для воды, карандаш; ролик «Хохломская роспись», ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

План мастер-класса:

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Этап усвоения новых знаний (88 мин.)

2.1 Ролик «Хохломская роспись» (10 мин.)

2.2 Опрос по содержанию ролика (3 мин.)

3. Выполнение творческого задания. (70 мин.)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие:

- Добрый день, юные художники! Цель нашей сегодняшней встречи - познакомиться с особенностями народного художественного промысла России Хохлома, научиться создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.

2. Этап усвоения новых знаний

- Сейчас я познакомлю вас с этим промыслом подробнее (показ ролика по теме мастер-класса)

- Небольшой опрос по содержанию ролика:

1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (Хохлома)

2. Сколько походит времени от момента, когда срубили дерево, и до той поры, когда изделие попадёт в руки художника? (До нескольких лет)

3. Мастер сразу начинает роспись на изделии? (Нет, вещь надо несколько раз обработать глиной, олифой, алюминиевым или оловянным порошком. После каждого этапа надо сушить)

4. Какие цвета чаще всего используют в хохломской росписи? (Красный, чёрный, зелёный)

5. Назовите основные виды и элементы хохломской росписи. (Верховая, роспись «под фон», травка, Кудрина. Элементы травки: усики, завитки, капельки, кустик)

3. Выполнение творческого задания

- А теперь мы приступаем к выполнению задания нашего урока. Я покажу на доске последовательность работы над композицией.

Сначала необходимо определить место. где будет изображена Птица.

Хохломские мастера пишут сразу кистью, без предварительного рисунка. слегка намечая границы.

У вас пока мало опыта, поэтому будите делать контур Птицы карандашом. Затем обведёте его кистью.

После каждого этапа рисования Птицы проводится индивидуальная работа с учащимся.

  1. Ставим две точки: одну примерно на 4 пальчика ниже верхнего края листа. Вторую посередине формата. В этом месте будут находиться голова с хохолком и туловище с крыльями. Наша Птица может смотреть вперёд или повернуть голову назад. Это по вашему желанию. (Приложение 1)
  2. Переходим к изображению хвоста. Стараемся соблюдать границы рисунка и не рисовать близко к краю листа, чтобы остались поля. (Приложение 2)
  3. Когда будет закончена обводка контура нашей Птицы кистью (используем чёрную гуашь), мы приступаем к заливке фона красной краской. Это очень кропотливый процесс, где необходимы внимание и аккуратность. Надо следить, чтобы фон был окрашен равномерно, без пробелов и просвечивания листа бумаги. После этой части работы, мы ещё раз обводим фигуру Птицы чёрным цветом, поправляя неточности. (Приложение 3)
  4. Жар-птица у нас сказочная, поэтому каждое её перо и тело украшено орнаментом - «травкой». И снова вам потребуются терпение, внимание и аккуратность. Кисточку необходимо держать определённым образом (об этом говорилось в ролике о росписи): тремя пальцами, опираясь на мизинец, под почти прямым углом к листу. Это очень неудобно сначала, т.к. вы привыкли держать в школе ручку иначе, с наклоном. Но, занимаясь росписью, понимаешь, что именно такое положение кисти наиболее удобно. Художник может контролировать нажим, тем самым получая тончайший завиток или мягко расширяющийся к середине и сужающуюся до волоска травинку. (Приложение 4)
  5. Заключительным этапом нашей работы будет украшение травкой фона.
    Её мы сделаем жёлтой краской. Так наша композиция будет выглядеть нарядней. (Приложение 5)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

- Спасибо за ваше внимание! Вы молодцы! Справились с этим сложным заданием на достаточно высоком уровне за такое малое время.

Я надеюсь, что вам понравилась Хохломская роспись. Вы узнали, что изделия проходят длительный период подготовки к моменту попадания в руки художника. И сама роспись тоже занимает немало времени.

Вы сами на этом занятии попробовали себя в роли мастеров росписи по дереву и поняли насколько аккуратным, внимательным и терпеливым должен быть художник.

Желаю вам творческих успехов!

Источники

  1. Золотая Хохлома - драгоценный народный промысел. https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43473855743/ZOLOTAYA-HOHLOMA---DRAGOTSENNYIY-NARODNYIY-PROMYISEL
  2. Традиционная технология хохломской росписи по дереву. https://www.culture.ru/objects/2872/tradicionnaya-tekhnologiya-khokhlomskoi-rospisi-po-derevu
  3. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., изд. Советская Россия. - 1984. 232 с.
  4. Хохлома - Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома
  5. Хохлома как традиция. История возникновения. https://www.livemaster.ru/topic/1721441-hohloma-kak-traditsiya-istoriya-vozniknoveniya
  6. Фото работы автора мастер-класса.
  7. Ссылка на ролик https://vk.com/video239538016_456240305