В статье представлен опыт Тутаевского муниципального района Ярославской области (далее - ТМР) по организации работы обучающихся над индивидуальным проектом в рамках реализации ФГОС среднего общего образования (далее - ФГОС СОО).
В ТМР с 2009 года обучение на уровне среднего общего образования организуется путём сетевого взаимодействия образовательных организаций. 12 лет работы показали, что образовательная сеть - очень гибкая, максимально ориентированная на запросы, интересы и потребности обучающихся система, которая предоставляет обучающимся не только право и возможность выбора уровня образовательной программы (базовый или углубленный), выбора учебных предметов и элективных учебных предметов, но и места их изучения, учителя, не меняя образовательное учреждение, оставаясь обучающимся «своей» школы, оставаясь в «своём» классном коллективе. При этом у базовых учреждений сохраняется возможность самостоятельно в полном объёме реализовывать основную образовательную программу среднего общего образования (далее - ООП СОО) при наличии образовательного запроса, а также кадровых и финансовых ресурсов.
С 1 сентября 2018 года наша образовательная сеть начала своё функционирование в обновлённом режиме, организуя обучение с учётом требований ФГОС СОО.
Образовательная сеть ТМР создана для получения высоких образовательных результатов обучающихся на уровне СОО и разработана с учётом варианта модели «Концентрированная сеть», которая предполагает наличие центров, на базе которых аккумулируются ресурсы.
На сегодняшний день в образовательную Сеть входят 10 образовательных организаций, разной степени включенности в образовательные события сети, три из которых являются ресурсными центрами, за которыми закреплены конкретные направления обучения, определённые ФГОС СОО.
Для реализации представленной модели возникает необходимость проектирования единой временной структуры образовательного процесса, циклограммы сетевых событий, выделение единых дней обучения, единого сетевого расписания, учитывающего особенности индивидуальных учебных планов обучающихся.
Временная структура образовательного пространства в сети выглядит следующим образом.
Здесь предусмотрены все определённые ФГОС СОО виды деятельности и участия обучающихся:
- урочная деятельность, включающая изучение учебных предметов на базовом/углублённом уровнях и курсов по выбору в ресурсных центрах, а также проведение сессионных испытаний дважды в год с целью выявления пробелов в освоении обучающимися образовательной программы;
- внеурочная деятельность, предусматривающая как системные, так и несистемные формы деятельности;
- выполнение индивидуального проекта.
ФГОС СОО относит выполнение индивидуального проекта к обязательным элементам учебного плана и/или индивидуального учебного плана обучающегося. В соответствии с п.11 ФГОС СОО индивидуальный проект должен представлять собой особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект), который обучающийся выполняет самостоятельно под руководством учителя (тьютора), в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и т.д.), и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).
С целью формирования единых подходов к процессу организации работы и оценке индивидуальных проектов старшеклассников в ТМР разработано единое Положение об индивидуальном проекте обучающегося муниципальной сети организации обучения на уровне среднего общего образования, в соответствии с которым работу над индивидуальным проектом старшеклассников сопровождают две категории педагогических работников: тьюторы и педагоги-консультанты.
Тьютор, педагог базового учреждения (им может быть классный руководитель, заместитель директора и т.д.) который контролирует выполнение индивидуального проекта обучающимися/продвижение обучающихся и решает организационные вопросы.
Педагог-консультант - это педагог муниципальной Проектной школы, состав которой ежегодно утверждается приказом директора Департамента образования АТМР. Он проводит консультации, направляет обучающегося в процессе работы и оценивает работу, т.о. педагог-консультант отвечает за содержание индивидуального проекта, оформление его результатов и подготовку обучающегося к защите индивидуального проекта.
Работа над индивидуальным проектом осуществляется в течение одного учебного года, в 10 классе, в три этапа.
Подготовительный этап включает в себя два определяющих весь дальнейший процесс работы над индивидуальным проектом мероприятия:
- мониторинг предметных интересов девятиклассников, планирующих обучение в 10-11 классе;
- так называемый этап «Погружение», 1-2 неделя сентября, на котором происходит выбор направления, темы проекта (исследования), педагога-консультанта, осуществляется планирование деятельности, обучающиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к индивидуальному проекту и его результату (продукту).
Основной этап, сентябрь-февраль. Это время реализации замысла проекта:
- формулирование и корректировка темы, цели и задач;
- изучается литература, происходит отбор и анализ информации;
- проводятся исследования, изготавливаются продукты;
- оформляется письменная часть работы;
- осуществляется подготовка презентации, составляются тезисы выступления.
Заключительный этап, февраль-апрель. Здесь также можно выделить два значимых события, конференции обучающихся муниципальной сети «Предзащита индивидуального проекта» и «Защита индивидуального проекта».
В ходе подготовительной работы, в течение предшествующего учебного года в районе проводится несколько семинаров-практикумов по разработке организационной и содержательной модели Проектной школы, сценированию работы секций, в которых принимают участие педагоги школ, учреждений дополнительного образования, методисты информационно-образовательного центра. Модератором семинаров выступает Половкова Марина Вадимовна, председатель Ассоциации «Инновационное развитие и сотрудничество в образовании».
В результате работы таких семинаров формируется программа Проектной школы на учебный год, составленная с учётом предпочтений обучающихся, выявленного в результате анкетирования, и определяющая основные направления для разработки индивидуальных проектов. Так, в 2018-2019 учебном году в Проектной школе было 6 направлений для разработки индивидуальных проектов обучающимися, а в 2019-2020 учебном году их стало 8, а в последующие годы добавилось ещё 3 направления.
Стартовым механизмом, запускающим учебно-исследовательскую и проектную деятельность десятиклассников является первая сессия муниципальной Проектной школы, которая проводится на 1-2 неделе сентября на базе одного из муниципальных ресурсных центров. В ней принимают участие все обучающиеся 10 классов ОУ ТМР (2018-г. - 174 чел., 2019 г. 161 чел., 2020 г. - 168 чел., 2021 г. - 171 чел.), педагоги (2018 г. - 60 чел., 2019 г. - 67 чел., 2020 г. - 65 чел., 2021 г. - 71 чел.), приглашённые специалисты из различных сфер: органов власти, культуры, медицины, бизнеса, СМИ, экологии, занятости, социальной и психологической помощи населению (2018 г. - 11 чел., 2019 г. - 13 чел.2020 г. - 12 чел., 2021 г. - 14 чел.). Основная цель данного события - генерирование идей будущих индивидуальных проектов.
Первая сессия Проектной школы начинается с пленарного заседания «От поиска идеи до защиты проекта», где обучающиеся «погружаются» в организационные/образовательные особенности процесса работы над индивидуальным проектом.
Затем в формате информационной вертушки «Индивидуальный проект: Что? Зачем? Как?» каждый десятиклассник принимает участие в интерактивных практикумах, на которых им предоставляется возможность познакомиться с особенностями постановки проблемы и нахождения способов её решения; формулирование цели проекта и планирование её достижения; описание и оформление индивидуального проекта; проведение исследовательской части работы; презентация проекта: как её подготовить и провести; знакомство с календарным графиком работы над индивидуальным проектом, дневником и критериями оценки.
В завершении первого дня работы обучающимся представляются возможные направления для разработки проектов на предстоящий учебный год, после чего обучающиеся осуществляют первичный выбор направления.
Во второй день организуется работа тематических секций по специально разработанному сценарию, с привлечением общественных представителей, который обязательно включает всесторонний анализ ситуации в рамках направления, выявление проблем, разработка возможных решений представленных проблем, определение возможных тем индивидуальных проектов и т.д.
Результатом первой сессии Проектной школы должен стать выбор обучающимися направления, педагога-консультанта, формулирование первичных темы проекта, целей, задач, ресурсов, планирование деятельности.
Обучающимся, участникам первой сессии Проектной школы вручаются сертификаты и материалы Проектной школы необходимые для дальнейшей работы, включая Положение об индивидуальном проекте обучающегося муниципальной сети организации обучения на уровне СОО. Взрослые участники Проектной школы получают благодарственные письма Департамента образования АТМР.
Далее занятия Проектной школы продолжаются в образовательных организациях.
Во время второй сессии, через консультации с педагогами, тьюторами, школьники реализуют замысел проекта: корректируют тему, цель, задачи. Изучают источники, отбирают и анализируют информацию. Проводят исследования, изготавливают продукт. Оформляют письменную (исследовательскую) работы в соответствии с требованиями.
Выполнение обучающимся индивидуального проекта отражается в дневнике индивидуального проекта и контролируется тьюторами. Также, с целью контроля выполнения обучающимися индивидуального проекта дважды в течение второй сессии, в ноябре и январе, проводится мониторинг выполнения индивидуального проекта.
Третья и четвёртая сессии муниципальной Проектной школы проходят в формате конференций сети «Предзащита проекта» (февраль) и «Защита проекта» (апрель). На конференции «Предзащита проекта» обучающиеся представляют наработанные материалы, получают рекомендации и пожелания от экспертов для качественного продолжения/завершения работы. На конференции «Защита проекта» в соответствии с Положением экспертные комиссии оценивают содержание представленных проектов и их публичную презентацию с соответствии с критериями.
Процедура предзащиты и защиты проектов состоит из выступления обучающегося/ устной презентации проекта и ответов на вопросы экспертной комиссии, в состав которой входят специалисты Департамента образования АТМР, МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» ТМР, администрация образовательных организаций района, педагоги, представители общественности. Количество членов комиссии должно быть не менее 3-х и более 5 человек.
Как оценить индивидуальный проект? К данному вопросу нужно отнестись очень серьёзно. В преддверии конференции «Защита индивидуального проекта» мы проводим семинар-практикум для экспертов, в ходе которого обсуждаем единые требования, критерии оценивания, вырабатываем единые подходы к оцениванию индивидуальных проектов обучающихся.
Критерии оценки индивидуального проекта являются составной частью Положения об индивидуальном проекте обучающегося муниципальной сети организации обучения на уровне СОО.
Оценка индивидуального проекта организуется в два этапа:
- Оценка педагогом-консультантом;
- Оценка экспертной комиссией.
Педагог-консультант оценивает работу по следующим критериям:
- целеполагание;
- анализ области исследования/существующих решений и методов;
- планирование работы, ресурсное обеспечение проекта/ методика исследовательской деятельности;
- качество результата.
Экспертная комиссия оценивает публичную презентацию по двум критериям:
- коммуникация;
- содержание доклада.
А также дополнительно оценивает соответствие письменной работы предъявляемым требованиям и работу с дневником индивидуального проекта.
Оценка за индивидуальный проект выставляется на основании баллов, полученных путём суммирования оценки педагога-консультанта и экспертной комиссии.
Муниципальная Проектная школа - эффективный инструмент, который позволяет школам района работать на единые цели образования в режиме диалога между школьниками, учителями, представителями науки и органов власти.