Возраст: 7-12 лет.
Цель: способствовать формированию навыков хорошего настроения, не прибегая к использованию телефона.
Задачи:
- научить понимать свои эмоции от использования телефона;
- научить анализировать свои мысли и поступки;
- снять физического и психического напряжения;
- сформировать навыки саморегуляции.
Продолжительность: 1 академический час.
Материалы и оборудование:
- карточки с эмоциями (удовольствие, интерес, радость, восторг, грусть, обида, страх, злость) (приложение №1);
- картинка «телефон» (приложение №1);
- бумага А4;
- ручка;
- цветные карандаши;
- маленькие кусочки разноцветной бумаги (либо цветной яркий песок, примерно 0,5 ч. ложки);
- кисточка;
- 3 пластиковых стаканчика;
- бумажная или влажная салфетка;
- черный песок (земля) (примерно 0,5ч. ложки);
- бланк с заданием «незаконченные предложения».
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создать доброжелательную атмосферу, настрой на работу.
Техника проведения: педагог предлагает ребенку поздороваться и назвать свое ласковое имя.
Инструкция: сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у тебя, давай поздороваемся друг с другом и назовём, как ласково звучат наши имена.
Например, «Здравствуй, мое ласковое имя - Настенька». А как твое имя будет звучать ласково?
Анализ:
- Понравилось упражнение?
- Готов работать дальше?
Упражнение «Мой телефон»
Цель: научитьпонимать свои эмоции от использования телефона.
Материалы и оборудование: картинка «телефон», карточки с эмоциями (приложение №1).
Техника проведения: педагог предлагает ребенку разложить карточки с эмоциями от телефона на положительные и отрицательные.
Инструкция: Перед тобой рисунок телефона и восемь карточек с эмоциями. Распредели эти карточки так, чтобы с правой стороны от рисунка были приятные эмоции, которые ты мог испытывать от пребывании в телефоне, а с левой стороны от рисунка положи неприятные эмоции. Приведи примеры ситуаций с телефоном к каждой эмоции.
Анализ:
- Были трудности в выполнении задания?
- Почему ты так разложил карточки?
- Какое у тебя настроение, когда ты не можешь пользоваться телефоном?
- Какое у тебя настроение без использования телефона, когда ты играешь или занимаешься своими делами?
3. Упражнение «Незаконченные предложения»
Цель: сформировать навыки саморегуляции.
Материалы и оборудование: бланк с незаконченными предложениями, ручка.
Техника проведения: педагог открывает ребенку секрет о том, что настроение зависит от наших мыслей и поступков. Затем педагог приводит примеры мыслей и поступков, которые создают хорошее или плохое настроение, и вместе с ребенком их записывает.
Инструкция: я хочу тебе открыть «правило-секрет» о нашем настроении. Наше настроение зависит от наших мыслей и поступков. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем и совершай хорошие поступки, которые будут приносить радость тебе и окружающим. Попробуем применить это правило. Закончи предложения.
Мысли
Я плохой ______________________ |
Я справлюсь _______________________ |
Я не умею _____________________ |
У меня получится___________________ |
Я не справился _________________ |
Я научусь__________________________ |
Меня обидели __________________ |
Все будет хорошо____________________ |
Я боюсь _______________________ |
Я не буду бояться____________________ |
Поступки |
|
Я не делаю_____________________ |
Я делаю____________________________ |
Я не помогаю __________________ |
Я помогаю__________________________ |
Я не забочусь __________________ |
Я забочусь___________________________ |
Анализ:
- Понравилось упражнение?
- Что нового ты для себя узнал?
4. Упражнение на снятие напряжения
Цель: снять физическое и психическое напряжение.
Техника проведения: педагог-психолог совместно с ребенком выполняет предложенные упражнения.
Инструкция: после напряженной работы я предлагаю расслабиться и снять напряжение. Для этого мы будем выполнять следующие упражнения, которые ты сможешь применять в повседневной жизни.
1) Физкультминутка.
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко. (приседания 10 раз)
Встали прямо, ноги шире,
Подбоченились руками.
Наклонились в правый бок,
Влево наклонились,
А теперь еще разок,
И остановились.
2) «Успокаивающее дыхание».
Повторяй за мной. Следует вдыхать в течение 5 секунд, затем задержать дыхание на 5 секунд и выдыхать в течение 5 секунд. Каждый последующий вдох мы будем уменьшать время задержки дыхания и увеличим время выдоха на 1 секунду. Начнем.
(Через несколько дыхательных циклов время вдоха должно составлять 5 секунд, а время выдоха - 10. В таком ритме можно подышать 2-3 минуты).
Анализ:
- Как твое самочувствие?
- Какое упражнение понравилось больше?
- Что не получилось? Почему?
5. Упражнение «Наши мысли и поступки».
Цель: научить анализировать свои мысли и поступки, закрепление полученный знаний.
Материалы и оборудование: 3 пластиковых стаканчика, черный песок (земля), разноцветная бумага (разноцветный яркий песок), кисточка, вода, салфетка, карточки с эмоциями (радость, удовольствие, интерес, вина, грусть, обида, страх, злость).
Техника проведения: педагог берет 3 стакана с водой и проводит опыт для визуализации эмоционального состояния.
Инструкция: попробуем увидеть, как работает «правило-секрет».
Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все получается, мы всем довольны и всех любим. В это время настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и «чистые» (показывает стакан с чистой водой). Положи рядом со стаканчиком карточки с теми эмоциями, которые похожи на твои спокойные мысли.
Когда в голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они становятся красочными, как вода в этом стакане (бросаем в первый стакан кусочки разноцветной бумаги и кисточкой их размешивает). Положи рядом со стаканчиком карточки с теми эмоциями, которые похожи на твое веселое настроение.
Но бывает, что наши мысли грустны и неприятны. Тогда они похожи на темную, мутную воду (добавляет черный песок (землю) во второй стакан и размешиваем кисточкой). Положи рядом со стаканчиком карточки с теми эмоциями, которые похожи на твое неприятные мысли.
Чтобы мутная вода стала снова прозрачной, мы можем подождать некоторое время. Песок (земля) осядет на дно, и мы сможем перелить воду в другой стаканчик, чтобы отделить воду от песка (земли). Или процедить воду через салфетку (чтобы песок (земля) остались на ней). Представляя, как совершаешь хорошие поступки и от этого вода (мысли) становится чище. В любом случае осадок остается и так же происходит с любой неприятной эмоцией.
Подумай, чтобы ты сделал с этим осадком? (выбросил, убрал в сторону и т.д.). Выбери карточки, которые характеризует твое состояние после того, как ты избавился от осадка.
Получается, чтобы прогнать неприятных мыслей, нужно подумать и совершить хорошие поступки, чтобы освободить себя от них. То есть, мы увидели, как наше настроение меняется от наших мыслей.
Анализ:
- Бывало ли у тебя грустное настроение? Когда?
- Что ты чувствовал при этом?
- О чем ты думал?
- Как ты выходил из грустного состояния?
- Что же нужно делать, чтобы плохое настроение прошло?
6. Обратная связь
Цель: анализ и закрепление опыта, постановка целей на будущее.
Инструкция:
- Что ты запомнил из сегодняшнего занятия?
- Что понравилось больше всего из сегодняшнего занятия? Почему?
- Что не понравилось? Почему?
- Каким образом можно улучшить свое настроение не используя телефон?
- Какие выводы ты сделал для себя?
- Какое у тебя настроение?
7. Упражнение «Хороший поступок»
Цель: сформировать позитивное отношение к окружающим.
Материалы и оборудование: бумага А4, цветные карандаши.
Техника проведения: педагог предлагает ребенку совместно нарисовать свое настроение.
Инструкция: сегодняшнее занятие подошло к концу. Я предлагаю тебе на прощание сделать хороший поступок поделиться своим настроением. Предлагаю на листе бумаги нарисовать свое настроение и подарить его.