Занятие по профилактике гаджет-зависимости. Тема: «Секрет хорошего настроения»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4


Возраст: 7-12 лет.

Цель: способствовать формированию навыков хорошего настроения, не прибегая к использованию телефона.

Задачи:

  • научить понимать свои эмоции от использования телефона;
  • научить анализировать свои мысли и поступки;
  • снять физического и психического напряжения;
  • сформировать навыки саморегуляции.

Продолжительность: 1 академический час.

Материалы и оборудование:

  • карточки с эмоциями (удовольствие, интерес, радость, восторг, грусть, обида, страх, злость) (приложение №1);
  • картинка «телефон» (приложение №1);
  • бумага А4;
  • ручка;
  • цветные карандаши;
  • маленькие кусочки разноцветной бумаги (либо цветной яркий песок, примерно 0,5 ч. ложки);
  • кисточка;
  • 3 пластиковых стаканчика;
  • бумажная или влажная салфетка;
  • черный песок (земля) (примерно 0,5ч. ложки);
  • бланк с заданием «незаконченные предложения».

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: создать доброжелательную атмосферу, настрой на работу.

Техника проведения: педагог предлагает ребенку поздороваться и назвать свое ласковое имя.

Инструкция: сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у тебя, давай поздороваемся друг с другом и назовём, как ласково звучат наши имена.

Например, «Здравствуй, мое ласковое имя - Настенька». А как твое имя будет звучать ласково?

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Готов работать дальше?

Упражнение «Мой телефон»

Цель: научитьпонимать свои эмоции от использования телефона.

Материалы и оборудование: картинка «телефон», карточки с эмоциями (приложение №1).

Техника проведения: педагог предлагает ребенку разложить карточки с эмоциями от телефона на положительные и отрицательные.

Инструкция: Перед тобой рисунок телефона и восемь карточек с эмоциями. Распредели эти карточки так, чтобы с правой стороны от рисунка были приятные эмоции, которые ты мог испытывать от пребывании в телефоне, а с левой стороны от рисунка положи неприятные эмоции. Приведи примеры ситуаций с телефоном к каждой эмоции.

Анализ:

  • Были трудности в выполнении задания?
  • Почему ты так разложил карточки?
  • Какое у тебя настроение, когда ты не можешь пользоваться телефоном?
  • Какое у тебя настроение без использования телефона, когда ты играешь или занимаешься своими делами?

3. Упражнение «Незаконченные предложения»

Цель: сформировать навыки саморегуляции.

Материалы и оборудование: бланк с незаконченными предложениями, ручка.

Техника проведения: педагог открывает ребенку секрет о том, что настроение зависит от наших мыслей и поступков. Затем педагог приводит примеры мыслей и поступков, которые создают хорошее или плохое настроение, и вместе с ребенком их записывает.

Инструкция: я хочу тебе открыть «правило-секрет» о нашем настроении. Наше настроение зависит от наших мыслей и поступков. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем и совершай хорошие поступки, которые будут приносить радость тебе и окружающим. Попробуем применить это правило. Закончи предложения.

Мысли

Я плохой ______________________

Я справлюсь _______________________

Я не умею _____________________

У меня получится___________________

Я не справился _________________

Я научусь__________________________

Меня обидели __________________

Все будет хорошо____________________

Я боюсь _______________________

Я не буду бояться____________________

Поступки

Я не делаю_____________________

Я делаю____________________________

Я не помогаю __________________

Я помогаю__________________________

Я не забочусь __________________

Я забочусь___________________________

Анализ:

  • Понравилось упражнение?
  • Что нового ты для себя узнал?

4. Упражнение на снятие напряжения

Цель: снять физическое и психическое напряжение.

Техника проведения: педагог-психолог совместно с ребенком выполняет предложенные упражнения.

Инструкция: после напряженной работы я предлагаю расслабиться и снять напряжение. Для этого мы будем выполнять следующие упражнения, которые ты сможешь применять в повседневной жизни.

1) Физкультминутка.

Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко. (приседания 10 раз)
Встали прямо, ноги шире,
Подбоченились руками.
Наклонились в правый бок,
Влево наклонились,
А теперь еще разок,
И остановились.

2) «Успокаивающее дыхание».

Повторяй за мной. Следует вдыхать в течение 5 секунд, затем задержать дыхание на 5 секунд и выдыхать в течение 5 секунд. Каждый последующий вдох мы будем уменьшать время задержки дыхания и увеличим время выдоха на 1 секунду. Начнем.

(Через несколько дыхательных циклов время вдоха должно составлять 5 секунд, а время выдоха - 10. В таком ритме можно подышать 2-3 минуты).

Анализ:

  • Как твое самочувствие?
  • Какое упражнение понравилось больше?
  • Что не получилось? Почему?

5. Упражнение «Наши мысли и поступки».

Цель: научить анализировать свои мысли и поступки, закрепление полученный знаний.

Материалы и оборудование: 3 пластиковых стаканчика, черный песок (земля), разноцветная бумага (разноцветный яркий песок), кисточка, вода, салфетка, карточки с эмоциями (радость, удовольствие, интерес, вина, грусть, обида, страх, злость).

Техника проведения: педагог берет 3 стакана с водой и проводит опыт для визуализации эмоционального состояния.

Инструкция: попробуем увидеть, как работает «правило-секрет».

Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас все получается, мы всем довольны и всех любим. В это время настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и «чистые» (показывает стакан с чистой водой). Положи рядом со стаканчиком карточки с теми эмоциями, которые похожи на твои спокойные мысли.

Когда в голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они становятся красочными, как вода в этом стакане (бросаем в первый стакан кусочки разноцветной бумаги и кисточкой их размешивает). Положи рядом со стаканчиком карточки с теми эмоциями, которые похожи на твое веселое настроение.

Но бывает, что наши мысли грустны и неприятны. Тогда они похожи на темную, мутную воду (добавляет черный песок (землю) во второй стакан и размешиваем кисточкой). Положи рядом со стаканчиком карточки с теми эмоциями, которые похожи на твое неприятные мысли.

Чтобы мутная вода стала снова прозрачной, мы можем подождать некоторое время. Песок (земля) осядет на дно, и мы сможем перелить воду в другой стаканчик, чтобы отделить воду от песка (земли). Или процедить воду через салфетку (чтобы песок (земля) остались на ней). Представляя, как совершаешь хорошие поступки и от этого вода (мысли) становится чище. В любом случае осадок остается и так же происходит с любой неприятной эмоцией.

Подумай, чтобы ты сделал с этим осадком? (выбросил, убрал в сторону и т.д.). Выбери карточки, которые характеризует твое состояние после того, как ты избавился от осадка.

Получается, чтобы прогнать неприятных мыслей, нужно подумать и совершить хорошие поступки, чтобы освободить себя от них. То есть, мы увидели, как наше настроение меняется от наших мыслей.

Анализ:

  • Бывало ли у тебя грустное настроение? Когда?
  • Что ты чувствовал при этом?
  • О чем ты думал?
  • Как ты выходил из грустного состояния?
  • Что же нужно делать, чтобы плохое настроение прошло?

6. Обратная связь

Цель: анализ и закрепление опыта, постановка целей на будущее.

Инструкция:

  • Что ты запомнил из сегодняшнего занятия?
  • Что понравилось больше всего из сегодняшнего занятия? Почему?
  • Что не понравилось? Почему?
  • Каким образом можно улучшить свое настроение не используя телефон?
  • Какие выводы ты сделал для себя?
  • Какое у тебя настроение?

7. Упражнение «Хороший поступок»

Цель: сформировать позитивное отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: бумага А4, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог предлагает ребенку совместно нарисовать свое настроение.

Инструкция: сегодняшнее занятие подошло к концу. Я предлагаю тебе на прощание сделать хороший поступок поделиться своим настроением. Предлагаю на листе бумаги нарисовать свое настроение и подарить его.