Цели:
- Формирование понимания значимости здоровья и необходимости его сохранения;
- Обретение первичных навыков сохранения и укрепления здоровья;
- Создание условий для обретения учащимися навыков по укреплению здоровья.
Подготовительная работа:
- Анкетирование родителей и детей по проблеме здорового образа жизни.
- Формирование банка пословиц, поговорок, цитат знаменитых людей о здоровье.
- Поиск информации (по группам по темам: «Правила питания»; «Правила закаливания»; «Гигиена зрения».
- Оформление класса, доски( по группам, индивидуально: солнышко, дерево, шары, девизы, эпиграф.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыка Э.Грига «Утро»; карточка темы «Здоровый образ жизни», на доске задачи урока и закрыты, цветок с правилами на лепестках, картинки микробов, книги о питании, песня Высоцкого «Утренняя гимнастика», фото лёгкие и зубы курящего человека; карточки на доске для рефлексии.
Оборудование для обучающихся: карточки с пословицами, картинки с продуктами, карточки с началом сказки, лепесточки для рефлексии. Карточки с режимом дня.
Ход клубного часа
1 этап - мотивационный
Дети (20 человек) сидят полукругом. Перед каждыми 10 ребятами стоит маленький столик.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно( если светит солнышко: отметить, если нет: обратить внимание на доску ) У нас на доске есть солнышко. Оно нам улыбается! Давайте и мы нашу встречу начнем с улыбки.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.
(В.Солоухин)
Расслабляющий тренинг
Тренинг проводится на фоне музыкальной композиции «Утро» Э.Грига.
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро.
Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают кистями рук лицо)
Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими)
В этом слове спрятано пожелание другому человеку самого важного - здоровья. И сегодня, после ваших теплых улыбок, пожеланий здоровья, давайте оставим плохое настроение за дверью. Согласны?
- А теперь вопрос: Вы любите болеть?
А вы умеете беречь свое здоровье? А как? (брейн-стронг)
Многие народы накопили опыт сохранения здоровья на долгие годы, и люди всего мира этим опытом пользуются. Вот и мы сегодня к нему обратимся. НАЧИНАЕМ!!!
2. Основная часть
Вы подбирали эпиграф к нашему клубному часу. Как прошло голосование? Ваш выбор. (Группы озвучивают результаты)
Итак: выбрали: Я хочу быть здоровым!!!!
Тема нашего часа «Я выбираю здоровье!»
Мы сейчас разделимся на группы. А названия возьмем из книг. - Каких книжных докторов вы знаете? (Пилюлькин, Айболит, Медуница). А вот и они! (Появляются доктор Пилюлькин, Айболит, Медуница: приглашенные родители или старшеклассники) А теперь разобьемся на группы (вытащим жетончик).
- Представьте себе, что наше здоровье - это большой красивый цветок. Чтобы он расцвёл, нам необходимо узнать правила здорового образа жизни.
На доске кружок от цветка, на котором написано слово здоровье.
- Ответим сначала на 1-й вопрос. Что такое здоровье, ваши предположения?
- А в словаре В.Даля даётся следующее определение здоровья: состояние животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.
* Задание Доктора Пилюлькина.
- Продолжите пословицы о здоровье человека.
- В здоровом теле... (здоровый дух).
- Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
- Заболел живот, держи (закрытым рот)
- Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
- Землю сушит зной, человека (болезни)
- Любящий чистоту (будет здоровым)
- Кто курит табак (тот сам себе враг).
- Здоровье дороже... (золота).
- Ум да здоровье ... (всего дороже).
- Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).
Доктор Пилюлькин: - А зачем моется человек? (Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем не заболеть).
- Почему плохо быть грязнулей?
(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)
- У Чистоты есть помощники. Назовите их (мыло, шампунь, зубная щётка, вода, мочалка, расчёска).
- Я предлагаю вам послушать сказку о микробах.
Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: "Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи". И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
- Откуда появляются микробы на коже? (от грязи)
- Что помогает нам победить микробов? (Чистота.)
- Как вы заботитесь о чистоте тела? (Рассказ представителей от групп)
На цветке появляется первый лепесток «Соблюдайте чистоту!».
Доктор Медуница: Игра «Полезно, вредно».
На стене расположены картинки с разнообразной едой.
- Ребята, а сейчас поиграем. Снимаете картинку со стены и крепите её на доску, распределяя продукты по группам: полезно и вредно.
- Почему эти продукты полезны? А эти вредны? (Овощи и фрукты - есть витамины, укрепляют здоровье; вредные продукты приводят к болезням, разрушают здоровье).
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах: продолжить сказку.
Продолжите сказку: (групповая работа (по 10 чел.))
На карточках: "Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда".
- Какая случилась беда с принцессой? (Стала худой, грустной, болел живот).
- Посоветуйте королю, как можно вылечить принцессу. Расскажите, как правильно питаться.
Правила появляются на доске:
Здоровое питание: разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки.
- Объясните, что значит «разнообразное»?
- Объясните, как понимаете пословицу "Овощи - кладовая здоровья".
Это интересно! Выставка книг о правильном питании.
- Ребята, кто побольше хочет узнать о правильном питании почитайте эти книги.
- Поднимите руку, кто питается правильно? Если нет, постарайтесь поправить дело.
- Назовите второе правило здорового образа жизни.
На цветке появляется 2-й лепесток: «Правильно питайся».
(Физминутка - аэробика под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика» в исполнении «А-Студио» выполняют зарядку вместе с доктором Медуницей и доктором Пилюлькиным
- Ребята, скажите, чем надо заниматься, чтобы быть здоровым и весёлым?
- Делать зарядку.
- Играть в подвижные игры на воздухе.
- Заниматься физическим трудом и физкультурой.
- Заниматься спортом.
- Поднимите руку, кто из вас посещает спортивные секции?
- Зачем много двигаться?
- Назовите 3е правило ЗОЖ.
На цветке появляется лепесток «Больше двигайся!»
- Посмотрите на доску, это лёгкие и зубы курящего человека. (На доске картинки).
- Курение является вредной привычкой. Назовите ещё вредные привычки (употребление спиртного и наркотиков).
Про вредные привычки рассказывают 3 ученика у доски.
- Эти три привычки самые - самые вредные для человека!
Поэтому выведем последнее правило ЗОЖ.
Лепесток «Вредным привычкам «Нет!!!»
Доктор Медуница: - Вставьте следующее слово в предложение.
Питание - одно из необходимых условий для жизни человека. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Почему мы называем одни продукты полезными, а другие неполезными? (Одни продукты содержат витамины, а другие - нет).
Что такое витамины?
-Витамины - это вещества необходимые для поддержания жизни.
-Какие витамины вы знаете ребята? (Представители групп)
Доктор Айболит: Стихи о человеке и его часах.
Кто жить умеет по часам,
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
Успеет в школу он дойти
За парту в школе сесть.С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай.
Уроки делай не спеша
И книг не забывай.Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денёк!
- О чём говорится в этом стихотворении? (о режиме дня)
- Вы - ученики, а учёба - это тяжёлый труд. И чтобы не переутомляться, надо правильно организовать свой день. Я хочу попросить вас, ребята, помочь третьеклассникам из другой школы: составить режим дня.
Работа в группах.
Проверка:
- Ребята, я вспомнила, что в книге «Здоровье ребёнка» я нашла режим дня. Я сейчас предлагаю сверить ваш режим дня с режимом дня из книги. (Режим дня на экране).
- Умнички, ребята! Один режим дня мы подарим ребятам, а другой повесим в наш уголок.
- Чем не надо увлекаться, когда отдыхаешь? (просмотром телевизоров и компьютеров)
- Если поработали за компьютером, надо обязательно сделать зарядку для глаз.
Появляется лепесток: Режим дня.
- Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления. Оказывается, свежие фрукты содержат витамины. Чтобы в нужном количестве получить эти вещества, необходимо питаться разнообразной пищей. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей. Старайтесь есть в одно и то же время. Утром перед школой обязательно завтракайте. Ужинайте не позже, чем за 2 часа до сна.
Какие вещества поддерживают жизнедеятельность организма?
Белки - основной «строительный материал» клеток тела. В теле нет участка, где бы не было белка. В крови и мышцах белки составляют 1/5 от их общей массы, в мозгу ½. Дополнительное белковое голодание вызывает слабость и глубокие психологические расстройства. Человеку в среднем требуется ежедневно 100 грамм белков.
Жиры - их делят на растительные и животные. Растительные жиры активируют обмен веществ, предупреждают ряд заболеваний. Недостаток жиров сокращает жизнь, нарушает деятельность мозга, снижает выносливость организма.
- Правильное питание - условие сохранения здоровья, неправильное приводит к болезням. Посмотрим сценку, которую приготовили нам ребята.
3. Рефлексия
(Метод 6 думательных шляп)
Учитель: Вот и подошел к концу наш клубный час. Мы ещё не раз вернемся к этой теме. Расцвел на нашей доске цветок здоровья. Назовем еще раз составляющие здоровья(хором!). Молодцы!
А теперь перед вами шесть думательных шляп:каждый из вас должен положить туда свои мысли и выводы, которые он сегодня сделал.
- Белая шляпа: Что узнал (какую информацию получил?
- Красная шляпа: Какие чувства вызвал наш сегодняшний клубный час?
- Черная шляпа: Необходимо ли вам эти знания?
- Желтая шляпа: Зачем это делать?
- Зеленая шляпа: Ваши новые идеи.
- Синяя шляпа: Ваши размышления, определение дальнейших шагов.