Применение ИКТ-технологий на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


XXI век - век высоких компьютерных технологий. Они всё глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность определяет уровень его образованности. Таким образом, современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Что немаловажно сегодня, когда активно внедряется дистанционное обучение.

Информационные и коммуникационные технологии сегодня активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и учащегося в урочной деятельности. Учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Также он должен быть организатором учебного процесса, уметь проектировать содержание учебных занятий и контролировать деятельность учащихся с учётом индивидуального подхода. В своей работе он должен использовать инновационные методы обучения, которые подразумевают применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, в том числе различных электронных образовательных ресурсов (энциклопедий, порталов, экспертных систем, программ, мониторинга, словарей, средств для автоматизированного контроля знаний, электронных учебников, презентационных материалов).

Поэтому информационную культуру необходимо развивать на каждом уроке русского языка и литературы в школе. Считаю, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс имеет немаловажное значение. Так, использование компьютерных возможностей оказывает положительное воздействие на учащихся. Появляется большой интерес к изучению предмета, растёт желание получить высокий балл за свою работу. Таким образом, включение информационных компьютерных технологий в учебный процесс позволяет учителю повысить эффективность урока, оптимизировать процесс обучения.

Уроки с использованием информационных технологий- важный результат инновационной работы учителя. Использование IT позволяет сделать урок современным, даёт возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. С внедрением в учебный процесс современных технологий учитель осваивает функции консультанта, советчика, тьютора. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только знания по предмету, но и знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. Таким образом, информационные компьютерные технологии являются инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по русскому языку и литературе, но и средствами, усиливающими творческие возможности учащихся, возможности проводить исследования, формировать активные и индивидуальные стратегии обучения.

В своей практике на уроках русского языка и литературы я тоже применяю информационные компьютерные технологии: тестовые задания, кроссворды, познавательный материал, иллюстрации к урокам, создание презентаций к урокам, различные тренажёры по орфограммам, пунктуации, обучающие программы, видеоуроки, анимацию, электронные учебники и многое другое. Всё это помогает мне в работе, позволяет решить целый ряд дидактических задач: освоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом; сформировать мотивацию к учению.

Опыт использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы показывает, что ученик успешно справляется с учебными заданиями при помощи компьютера, самостоятельно используя ресурсы сети Интернет. Учащиеся умеют копировать материал по заданной теме при составлении рефератов, докладов, сканировать картинки, фотографии, создавать презентации в формате PowerPoint. Ребятам нравится защищать свои проекты, они чувствуют значимость предстоящего дела, мотивированы на успех. Работа с информационной технологией приучает учащихся понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими видами работы, формулировать и конкретизировать задания, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия.

Нельзя научиться писать грамотно, просто изучив все правила курса русского языка по орфографии и пунктуации. Нужны бесконечные тренировки, упражнения. С применением различных тренажёров ученик легко справляется с этими важными навыками. Для устранения ошибок и недочётов при формировании орфографической и пунктуационной грамотности можно использовать и электронные учебники, включающие в себя обучающие, контролирующие, игровые задания по всем темам. Хорошо помогают в работе на уроке и демонстрационные варианты КИМ по русскому языку в сети Интернет, такие сайты, как РЕШУ ЕГЭ, и т.п. Репетиторы «Кирилл и Мефодий», «Фраза» дают возможность подготовиться к уроку, контрольному заданию, обучают самостоятельной работе с учебным материалом, выявляют «слабые» места в понимании предмета и стимулирует к более глубокому его изучению.

Кроме этого, есть обыкновенный учебник, который является главным компонентом образовательного процесса. В условиях широкого распространения новых информационных технологий, информации образования на помощь учителю приходит электронный учебник, который существует в виде текста, материал которого можно увидеть на мониторе компьютера или ноутбука. Главное преимущество всех перечисленных помощников учителя на уроке- это возможность интерактивного взаимодействия между учащимися и элементами учебника и электронных пособий.

Как бы ни были совершенны мультимедийные образовательные ресурсы, роль учителя в процессе обучения не становится менее значимой. Наоборот, применение информационных технологий на уроках повышает статус учителя. Используя максимальные возможности компьютера в школе, мы приобщаем своих учащихся к творчеству и познанию. Безусловно, подготовка к проведению уроков с использованием компьютера требует большего времени. Учитель должен сам владеть знаниями в этой области и уметь применять их на практике. Очень важным компонентом является общая педагогическая подготовка учителя, его научно-методический уровень, знание психолого-педагогических и организационно-методических особенностей использования информационных технологий. Планируя урок с применением ИКТ, нужно задумываться над целесообразностью применения того или иного метода, о том, где и как его можно применить при изучении той или иной темы. Нужно придерживаться и дидактических методов, в соответствии с которыми учителю необходимо чётко определять цель применения информационной технологии; согласовывать выбранные средства с другими средствами, применяемыми на уроке; учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения нового материала.

Как видите, внедрение IT влияет на качество и содержание урока, помогает создать на занятии более продуктивную творческую атмосферу. Компьютер на уроке - необходимое средство обучения, он не может заменить живое слово учителя, но может стать его хорошим помощником.